Статья о творчестве Луцилия Гая
Луцилий Гай (180 – 102 г. до н. э.) – римский поэт, творец римской сатиры. Родился в латинской колонии. Происходил из знаменитой семьи – брат был сенатором, а племянница – матерью Помпея Великого. Жил среди друзей из круга Сципиона, целиком отдавался литературе. Богатство (имения в южной Италии и на Сицилии) позволило Луцилию до конца жизни сохранить жизненную независимость.
Во время жизни Луцилия оформился и стал особо актуальным жанр сатиры. Когда-то этот жанр был жанром фольклора. Римляне называли его «сатура». Сатура представляла собой синтез нескольких форм искусства. В ней был текст шуточного или сатирического характера. Она сопровождалась музыкой и танцами. Поэтому, этот вид фольклорного искусства называли «сатура» - смесь.
Луцилий называл свои произведения стихотворениями или «играми». Но цитирующие их грамматики определяют их словом «сатиры». Из сборника «Сатиры» (30 книг), до нас дошло множество фрагментов (иногда длиной всего в один стих – 1400 стихов). В сатирах Луцилия откровенно звучат насмешки и издевательства, в которых отражена позиция поэта на современную жизнь. Он обличал в них честолюбие, погоню за богатством, грекоманию, различные суеверия. Иногда Луцилий смело выступал с прямым обличением видных политических деятелей. Он осмеял противников Сципиона, защищая своего друга. Квинт Цецилий Метелл, который находился в ссоре со Сципионом, назвал главой сената Луция Корнелия Лентула Лупа. Этого Луцилий никогда не мог ему простить и высмеивал его даже после смерти последнего. Поэт представил Лупа в сатире, где тот оказался перед судом на собрании богов, прения которых напоминали речи сенаторов. Луцилий сделал Лупа ответственным также за все несчастья, обрушившиеся на Рим.
Люцилий писал свои произведения для среднего читателя и поэтому писал просто на темы, которые ему предлагала повседневная жизнь. Когда цензор Квинт Цецилий Метелл Македонский произнес речь, в которой выступал за принудительное заключение брака, чтобы избежать снижения рождаемости, поэт ответил язвительной сатирой. Высмеивание женского пристрастия к роскоши часто встречалось в его произведениях; краски для описания этих изьянов поставляло ему его собственное окружение.
В одной из сатир Луцилий описывал свое путешествие на Сицилию, которое вначале совершал по суше, а затем – на корабле. Сохранившиеся фрагменты рассказывают о скудном ужине на мысе Палинур.
В своих сатирах поэт отразил и свое литературное «кредо» - он подчеркивал ненужность для современного ему общества таких жанров, как поэма и трагедия с их мифологическими сюжетами. Лукреций высмеивал высокопарный стиль трагедии, в которых выводятся на сцену летающие змеи, герои пьес, исчезающие в облаках. Поэт ратовал за литературу, тесно связанную с реальной жизнью.
Язык сатир Луцилия, близкий к разговорному, был доходчив до основной публики. Хотя в стилистике произведений заметно влияние риторики. Словарь сатир отталкивается от общепринятых выражений употребительных в разговорном языке. О недочетах сатир Луцилия говорил Гораций, замечая, что поэт часто за один час диктовал 200 стихов, стоя на одной ноге.
Влияние Луцилия на развитие сатиры было огромным, ему подражали Персий и Ювенал. Словарные толкования его сатир мы видим в работах Марка Теренция Варрона. Гораций открыто признает талант и силу выражения Луцилия.
Свидетельство о публикации №217100801661