Шахмат Логоритмика. Многообразие представлений 2

Шахматная Логоритмика. Многообразие представлений 2

Фигура

http://www.proza.ru/2017/10/08/896 Поле
http://www.proza.ru/2017/10/08/1878 Ход

Попадая на занятия в Шахматную Шкатулку ребёнок обнаруживает большое разнообразие представлений «фигур».
Он видит перед собой и «гигантские шахматные фигуры», и маленькие деревянные фигурки, и плоские изображения фигурок на магнитной демонстрационной доске, и символические изображения фигурок на экранах телевизора и монитора компьютера.
Более того!
Помимо чисто «шахматных» фигурок ребёнок обнаруживает огромное число других фигурок – фигурок животных и растений, а так же самых различных фантастических и технических устройств, которые также точно становятся «героями» баталий на структурированной поверхности разнообразных досок.
И если образы самой «доски» активно дополняются видениями и образами цилиндрических, тороидальных, шарообразных конструкций, «бесконечными» досками и досками со складывающимися и раскладывающимися поверхностями, то образами фигурок становятся и сами собственные фигуры играющих детей!
В процессе игрового общения, просмотрах роликов и на компьютерных играх дети знакомятся с шашками, фишками, нардами, домино, лото, уголками и множеством иных игр, в том числе и нашими «шахматными» микроиграми – «Машей и Глашей», «Машенькой, Охотником и Медведем», «Охотниками на Мамонтов», «Лисичкой-Обжорой» и так далее и тому подобное. За четыре года занятий категория «фигура» постепенно прочно занимает своё надлежащее место в мышлении взрослеющего человека.
Она естественна, как Солнце и Небо.
Она легка, как пушистый белый снег.
И она абсолютно абстрактна.
Фигура – как перемещаемый комплекс полей, как формула хода, как комплекс «правил» и «норм» появления, перемещения, исчезновения и превращения!
Из трёх базовых универсальных категорий именно фигура и поле являются видимыми, осязаемыми, конкретными объектами формирующегося мышления ребёнка.
Клеточку поля можно увидеть и распознать, обозначить и наименовать уникальным собственным именем.
Фигурку можно потрогать, передвинуть, переместить, спрятать, прикрыть.
Потому многообразие представлений фигуры и поля – необходимое и обязательное условие для выработки корректного восприятия этих абстрактных символов на конкретном, отнюдь не абстрактном материале.
И только тогда растущий человек сможет уверенно сказать: «Играем «вслепую»! Я начинаю: е2-е4!», когда обе вполне конкретно многообразно представимые абстракции станут прочно усвоенными базовыми категориями в его собственном мышлении.
Но путь от первых взятий фигурки лошадки или слоника – именно лошадки и именно слоника – и волшебного: «Тёп-тёп-тёп» сопровождающего подпрыгивающие перемещения их пор клеточкам маленькой шахматной доски, до уверенного владения этими важнейшими абстрактными понятиями бесконечно долог и труден. И на этот путь мы тратим четыре дошкольных года, понимая, что только так, осторожно, аккуратно, деликатно мы можем безболезненно подвести ребёнка к основам современного стратегического мышления.
Да, есть дети, которые в силу тех или иных причин «хватают» эти весьма абстрактные категории «влёт». Сразу. Почти мгновенно.
Но это редкие дети, и первоначальный «успех» не должен кружить нам головы.
Как показывают практики движения самых гениальных шахматистов планеты, одних только шахматных абстракций всё же недостаточно для корректного формирования сильного устойчивого надежного корректно работающего мышления человека. Ранний мнимый «успех» может в дальнейшем обернуться и обманутыми надеждами и излишней переоценкой собственных возможностей и обеднением интеллектуальной палитры жизни человека и тяжелыми нервными и психическими расстройствами.
В своей личной жизни я многократно убеждался: всё хорошее возникает очень долго и очень медленно, а всё плохое приходит быстро и неожиданно.
Любой успех у своей судьбы нужно ещё заслужить, заработать, выпестовать.
И потому так тщательно мы ведём непрерывный неустанный поиск всё большего многообразия представлений шахматного мира нашему самому дорогому существу на свете – собственному ребёнку.


Рецензии