Кубики

Кубики.

Как всегда наш разговор начинался в игре. Он как-то притихал, затормаживал движения, кубики замирали в своих замысловатых позах. И я ловил себя на мысли, что как археолог среди ещё непонятных развалин сейчас сделаю открытие.

- Пап, я тут слово в книжке вычитал «нравственность», а что это такое  - так и не понял.
- Хорошо, что ты задаёшь вопросы. Нравственность? Я думаю, что в жизни человека это самое важное качество. Нравственность находится внутри каждого из нас. Кто-то прислушивается к ней, кто-то игнорирует, а говорит она ему примерно следующее: «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»
- Значит она руководит делами человека?
- Значит – так. Она приводит  и мысли  и дела человека в порядок, в гармонию с окружающими людьми и миром.
- А если человек не поступает так, а по-другому?
- А давай высыпем все кубики из коробки.

Павлик перевернул коробку с оставшимися деревянными кубиками, и они рассыпались как попало по полу.

- Представь, что кубики – это люди. Но это не их тела, это их чувства, мысли, характеры. У каждого кубика есть гладкие стороны, а есть углы и грани. Из одного кубика ничего построить нельзя, но из многих ты можешь построить дом, крепость, мост, или что-то ещё. Так и люди – строят вместе семью, общество, государство. Но давай что-нибудь попробуем построить. Бери кубик, ставь на пол, ставь на него другой. Видишь, как ты его положил – к плоскости плоскость, как надо! А захоти этот кубик стоять не так, а на углу? Из гордости своей или упрямства. Долго ли он простоит?

Павлик поставил кубик углом и тот упал.

- Можно так построить дом? – Нет! Так невозможно и человеку ни семьи ни общества построить. А представь, что людей миллионы и у каждого свои амбиции? Правила кубикам диктуют физические законы притяжения и равновесия. Даже если мы закрепим  стоящий углом кубик клеем – вся конструкция, которая будет на него опираться окажется неустойчивой и зыбкой. И всё из-за одного «не такого» кубика. Вот для этого мудрый человек и выработал для себя законы общежития, общестроительства – то есть нравственность. Теперь ты знаешь правило и можешь построить  свой дом надёжным.

Павлик взял кубики и начал строить приговаривая:
- Плоскость к плоскости, каждый кубик говорит: прислоняйся ко мне, так же , как и я к тебе!
- Это ты верно подметил, сынок. Но в нравственности кроется ещё и понятие о красоте. Важно не только ставить кубики плоскость к плоскости, а так, чтобы это было красиво, чтобы это вызывало эстетическое наслаждение. Когда кубики стоят ровно, и по замыслу архитектора образуют арки, колонны, перекрытия, крыши, то они  как индивидуальности образуют великолепное строение, и уже внутри их самих кроется желание быть прочными, не подвести остальных. Когда же каждый стоит сам по себе, как ему вздумается – общее строение не может иметь ни прочности ни красоты, и только каждый любуется сам собой: а я могу вот так, а я вот так.
- Пап, значит следовать правилам – это хорошо?
- Это хорошо не только для тебя, но и для всех кто тебя окружает. Ведь если  как кубик ты повернёшься к кому-то неудобным углом, кто-то лежащий правильно тоже окажется к тебе углом и сделает тебе больно.
- Значит жить по правилам хорошо для всех?
Да, сын. Эти правила установила сама природа. Давай сделаем ещё один эксперимент: возьми кубики и брось все в коробку не складывая. Что получилось?
-  В коробке бардак, и не ВСЕ кубики поместились!
- А теперь сложи их ровненько, как положено законом природы.
- Поместились все!
- Вот так и в жизни , сын, если делать всё как надо, хорошо – то жизненного пространства будет хватать на всех, и никто никому не будет мешать и упираться рёбрами в бок.
- Пап, а бывают люди как шарики, у которых нет ни углов ни граней?
- Да, сын, и такие бывают!
- Скажи, а ведь они никого не могут задеть или уткнуться в кого-то углом, они ведь не приносят вреда?
- Да, вреда не приносят, но и пользы от них никакой. Из таких людей-шариков не построишь и дом, не то что государство.

И простые вещи нас могут научить преодолевать сложности жизни. Нужно только следовать зову природы, её правилам. Удивительная всё таки вещь – эти детские вопросы, эта жажда познания мира. Нужно только не лениться делать открытия.


Послесловие.
Аналогии таким кубикам можно найти во всём. Тоже самое, например, происходит и в искусстве. Искусство не ставившее своим идеалом прекрасное – тлетворно, искусство оторванное от жизни людей умирает вместе со своим автором. Искусство не приносящее пользы – не стоит и гроша. Простой человек прикасаясь к искусству чувствует себя ребёнком, он и воспринимает его , как ребёнок воспринимает жизнь – на подсознательном уровне. Я наблюдал это в Эрмитаже: В зале с картинами Леонардо – всегда много людей. Это настоящее , это притягивает. Когда я попал в зал Пикассо – там была пустота. Полнейшая пустота. И не потому, что я хочу кого-то обидеть, я говорю факт увиденный мной. А люди никогда не врут.  Правда и обмануть их тоже можно.

Чем же отличается подлинное искусство от подделки? Почитайте Некрасова, Салтыкова-Щедрина, посмотрите картины Репина, Сурикова – это изображения реальной жизни, к которой человек имеет реальное притяжение, он видит, он чувствует, он может там без вреда для себя раствориться, а главное, остановившись в миге рассматриваемого – он может задуматься над отдельными деталями, которые для него подметил художник, и которые он в жизни не замечал. Вот, что самое главное. Глубина.

А взгляните на это: «Чёрный квадрат» Малевича.  Я покажу вам белый лист, а вы сами его представьте – и ничего не изменится. Или картина «Ужас» . Какие ваши мысли? О чём вы подумали?

Пустота. Нельзя приучать людей к пустоте чужих мыслей. Человек несовершенен и его природа даёт сбой. Появляются Брэйвики, Радуевы, Бен Ладены, убийцы, насильники. Всё это из-за пустоты. У творческого человека с этим проблем нет. Его нагромождение хаоса доступно и понятно ему одному, он живёт в этом комфортно, все кубики поставлены одинаково сикось накось, какие-то подточены под углы других и конструкция кое-как держится – он творец! А вот к чему приведёт эта конструкция других?
Ведь этот художник всё равно не изменил природу вещей, а только лишь кое-как подстроил её конструкцию. А вот  к чему это приведёт других, его читателей?

Вот пример: фото вампира из газеты «Петербургский дневник». Жуткий пример собравший в себе всё современное искусство. Отрицательное , пошлое, грязное, склоки, скандалы, ужасы – смешиваются с жизнью людей порой беспричинно и бесследственно. Но это только там, у них на страницах, в кино. Но человек возвращаясь в свою жизнь, не осознаёт, что маховик этих нелепых событий вращается совсем по иным законам, чем те, что он видел в кино или на выставке. А всё потому, что художник не обязал связать свою фантазию с жизнью. Вот и здесь – вампир, олицетворение существа пьющего человеческую кровь ради паразитирования призывает людей добровольно сдавать кровь . Уж не для него ли? Не для того ли паразитического элитария, который сегодня владеет больницами, школами и всем тем, что когда-то строил для себя трудовой народ. А вы помните то время, когда кубики жизнеустройтсва государства стояли как надо, прочно один к одному?
Тогда и донорам  платили за кровь и у них были серьёзные льготы. А сегодня мне этого вампира напоминает моё государство, которое ничего мне не даёт, а только требует и всё чаще в таком виде.

Зачем же нам отказываться от нормальных мыслей, от правильности суждений? Не приводит ли отказ от нормальности к тому, что нормальных людей становится всё меньше? Не кому их учить! А жизнь учитель строгий. Вот и горят на заводах цеха, падают в пропасти автобусы, а пилот самолёта сознательно врезает самолёт в скалы.

Искусство должно отражать жизнь, вести жизнь, украшать жизнь, показывать преемственность событий, улавливать мельчайшие подробности. Не склоки и скандалы. Отрыв от жизни недопустим. Поэтому мы по-разному относясь к событиям столетней давности не должны мыслить отдельно от мыслей тех людей, которые там жили. И между прочим в событиях непосредственно штурма Зимнего принимали участие и рабочие Путиловского завода.


Рецензии