Шахмат Логоритмика. Многообразие представлений 3

Ресурс ограничивает длину заголовка из-за чего возникают проблемы для автора, стремящегося дать в заголовке основную ориентирующую читателя информацию.
Поэтому мы вынужденно повторяем для Вас заголовок в неискаженном виде.

Шахматная Логоритмика. Многообразие представлений 3

Ход

http://www.proza.ru/2017/10/08/896 Поле
http://www.proza.ru/2017/10/08/1801 Фигура

Третья базовая абстракция (все они преподаются ребёнку одновременно и здесь «номер» - чистая условность) –  Ход.
Ход есть перемещение фигуры с одного поля на другое.
Это наиболее простое и понятное представление «хода» мы даём в самом первом акте демонстрации ребёнку игры.
Я беру двумя пальцами – большим и указательным – фигурку животного и начинаю перемещать её скачкообразными движениями по клеточкам шахматной доски, приговаривая:
«Тёп-тёп-тёп»!
На начальном этапе вполне подходит и неискажённое:
«Топ-топ-топ!»

Перемещение фигурки по клеточкам доски – это первое наглядное конкретное содержательно доступное малышу представление такой высшей абстрактной категории, как «ход».
С первых мгновений в Шахматной Шкатулке ребёнок знакомится с самой первой микроигрой: перемещением произвольной маленькой фигурки по клеточкам шахматной доски.
Все три базовых категории явлены ему в одном движении.
Он видит!
Он ощущает своими пальчиками!
Он артикулирует!
И ему это нравится!
Но очень скоро он обнаруживает три вида многообразных версий перемещений.
Одно дело – держать маленькую фигурку двумя пальчиками, и совсем другое держать огромную фигуру двумя руками и тянуть её по огромным полям огромной шахматной доски!
А как интересно самому быть гуляющей по доске фигурой!
А если не просто перемещаться, а перемещаться в ритме танца?
Танцевать?
Под музыку!
А если перемещать фигурку на экране ловко орудуя «мышкой»?
А сколько разнообразных приемов перемещения показывает педагог, то только аккуратно пододвигая фигурку одним указательным (а то и мизинцем!) пальцем, то стремительно перенося её по воздуху в самых немыслимых позах, то вращая её при движениях?
Но понятие хода намного сложнее!
За четыре года ребёнок знакомится и со взятиями, и с рокировками, и с превращениями фигур.
Ход как категория единичного изменения позиции фигур на доске раскрывается и как серия перемещений, и как каскад изменений.
Это сложноорганизованное многообразное великолепие не может быть прочно освоено за два-три занятия.
Да в этом и нет ни малейшей нужды!
Последовательно, неуклонно, многократно, разнообразно, захватывающе, интересно мы знакомим ребенка с чудом хода, как таковым!
Ход – как прекрасное волшебное незабываемое зрелище, как фантастическое многообразие перемен позиций на клетках, как пульсация состояний «хода» и «не хода»!
Игра возникает именно в момент совершения хода, в момент выбора того или иного конкретного перемещения фигуры с поля на поле.
Игра – как состояние ожидания результата выбранного типа движения!
Именно ход есть выбор!
Всё!
Монетка подброшена вверх!
Выбор сделан!
И теперь с восхищением, с содроганием, с восторгом мы ждём результата этого броска!
Это состояние охотника пустившего стрелу в цель, это состояние рыбака подсекающего клюющую рыбу, это состояние ученика давшего ответ на экзамене.
Это одно из важнейших в жизни человека состояний.
И Шахматная Шкатулка позволяет ребёнку переживать его многократно в контролируемых малых дозах понемногу наращивая адаптацию, тренируя его к восприятию себя самого в этих состояниях.

Игра!

Поле!
Фигура!
Ход!!


Рецензии