Былое и думы
Взрослея, узнавала какие-то новые факты об истории села, завода. В институте защитила дипломную работу о природных ресурсах района и их прикладном значении, не обошлось без представления одного из главных полезных ископаемых земли Тасеевской – соли. Работая в школе, сама неоднократно возила учеников на сользавод. Последний раз бала в Троицке восемь лет назад с туристическим отрядом «Бригантина». Побывали на заводе. Работало ли предприятие, точно не помню. Но люди на территории были, для нас провели экскурсию и даже подарили целый мешок соли, который мы с ребятами отдали в нашу школьную столовую. На заводском дворе разбирали какие-то старые деревянные здания, нам сказали, что бревна местные жители используют для строительства фундамента своих домов, так как они настолько пропитаны солью, что гниению уже не подвержены.
И вот опять предстоит встреча с этим уникальным селом. Селом с богатой историей. Селом, где расположено старейшее промышленное предприятие Красноярского края, которое является редким памятником производственной деятельности краевого значения. Троицкий солеваренный завод - это единственный сохранившийся памятник деятельности русских землепроходцев на берегах Енисея первой половины XVIIв., музей под открытым небом. Еще с XVIII в. он являлся одним из самых крупных предприятий по производству соли в Восточной Сибири. Здесь же было налажено производство сортового железа, из которого изготовлялись сошники, ножи и прочие необходимые в крестьянском быту металлические орудия. Именно ему обязаны своим появлением населенные пункты не только Тасеевского района, но и других близлежащих районов. Именно здесь зародилось наше тасеевское предпринимательство, когда в 1639 году Алексей Жилин с помощью тунгусов нашел на реке Усолке соляные источники, построил варницу и наладил выварку соли. В предприятии Жилина участвовали и его братья. Один помогал добывать соль, а другой сбывал ее. В 50-60 годах XVII века братья Жилины были самыми богатыми людьми в Енисейском уезде. Они же платили самый большой оброк.
Сколько известных людей побывало в Троицке, правда, чаще не по доброй воле. На Троицком сользаводе использовалась рабочая сила каторжан, среди которых были и политические, оказавшиеся здесь за антиправительственную деятельность. Среди них декабристы. И в советское время село являлось местом ссылки. Александр Исаевич Солженицын в своем знаменитом произведении «Архипелаг ГУЛАГ» описывает: «А вот ещё глуше - Тасеево Красноярского края, 250 километров от Канска. Туда ссылались немцы, чечены, ингуши и бывшие зэки. Это место - не новое, не придуманное, поблизости там - деревня Хандалы, где когда-то перековывали кандалы. Но новое там - целый город из землянок, с полом тоже земляным. В 1949 году привезли туда группу повторников, к вечеру, сгрузили в школу. Поздно ночью собралась комиссия, принимать рабочую силу: начальник райМВД, от леспромхоза, председатели колхозов. И потянулись перед комиссией - больные, старые, измотанные лагерной десяткой, и всё больше женщины, - вот кого мудрое государство изъяло из опасных городов и кинуло в суровый район осваивать тайгу. От такой «рабочей силы» все стали отказываться, МВД заставило их брать. Самых же забракованных доходяг насовали сользаводу, представитель которого опоздал, не присутствовал. Сользавод - на реке Усолке в селе Троицком (тоже место давне-ссыльное, ещё при Алексее Михайловиче загоняли сюда старообрядцев.) В середине XX века техника там была такая: гоняли лошадей по кругу и этим накачивали соль на противни, а потом выпаривали её (дрова с лесоповала, на это и кинули старух). Крупный известный кораблестроитель угодил в эту партию, его поставили ближе к специальности: упаковывать соль в ящики».
В лихие 90-е Троицкий сользавод одним из первых в крае акционировался, но в условиях экономической нестабильности работал не на полную мощность, имея вполне конкурентоспособную экологически чистую продукцию. Производство соли постепенно сокращалось с 1,8 тыс. тонн в 1998г. до 1,2 тыс. тонн соли в 2002г. А в 2003 г. завод закрылся. В интернете встречаются сообщения о предстоящих торгах по продаже имущественного комплекса ГУП «Троицкий сользавод», датированные 2004г. Также есть более позднее объявление о реализации соли пищевой выварочной производства «Троицкий сользавод» в связи с реорганизацией и закрытием склада, о проекте закона края "О предоставлении бюджетного кредита ГУП "Троицкий сользавод"…
За воспоминаниями и размышлениями не заметила, как подъехали к селу, спускаемся с пригорка, останавливаемся у магазина. Пятница, разгар рабочего дня, полуденная жара. Но у магазина собралась небольшая толпа народа, в основном мужики. Только что отъехала к другому магазинчику машина, привезшая хлеб из Тасеева. Для Троицка привоз хлеба – это событие, так как возят его всего два раза в неделю. Здороваемся, разговариваем. Местные жители, то с грустью, то с иронией рассказывают о своем житье.
- Завод давно уже не работает, даже проходная заколочена, сторож вроде есть, - указывают на расположенный через дорогу сользавод.
- Кому принадлежит? Точно не знаем. Вроде в Норильске хозяин. На таком богатстве живем, и нищенствуем.
- А где работать? Негде работать. Кто на пенсии, молодых почти нет. Некоторые работают у частников, занимаются заготовкой леса.
- Скот почти не держим. Пенсионерам тяжело. Техники нет. Бензин дорогой. Купить готовое сено тоже накладно.
- Вот и приют недавно закрыли. Еще 15 человек работы лишились. Такое здание, только сделали ремонт, всякое оборудование, компьютеры…Столько денег вбухали. Ан на тебе. Тоже закрыли. Стариков вывезли…
- Многие поразъехались, молодые в город, немцы в Германию…Дома пустуют. В школе детей все меньше и меньше. На следующий год не будет 1 и 10 классов…
- Церковь открыли…Открыли новый ФАП. Хотя старый был хороший, здание большое. И вода была…Фельдшер уехал. Теперь только две медсестры. Вот так и живем.
Купив хлеб, пообщавшись с нами и между собой, люди разошлись. Заходим в сельский клуб, здесь же библиотека и сельский совет. На видном месте висит стенд, на котором 211 фамилий земляков - участников Великой Отечественной войны. В холле трое ребятишек. Знакомимся. Две девочки перешли во второй класс, а мальчик в четвертый. На вопрос, как проводят лето, отвечают:
- Сначала ходили на площадку в школе, а теперь дома. Сейчас пришли сюда на занятие кружка.
Проехали по улицам села. Тихо, чисто, только гнус донимает. Как-то странно, нигде не видно ни людей, ни скота. Сельский совет закрыт. Церковь закрыта. Село словно вымерло. Наверно, это от жары. Только одинокий мальчишка купается в реке. С возвышенного места окидываем взглядом округу. Красота, зелено. Усолка голубою лентой катит свои воды. На берегу белеет памятник. И темнеют стариной и былым могуществом, срубленные из сибирского кедра, пропитанные минералом, невостребованные здания завода, укоряя окружающих своей ненужностью…
Неужели это все? Неужели это жирная точка невозврата в истории завода и села? Неужели ничего больше сделать нельзя? Неужели…
О.Богданова
11.07.2013 г.
Свидетельство о публикации №217100800344
Петр Панасейко 28.11.2025 06:43 Заявить о нарушении