Былое и думы

  Жаркий июльский день. Еду в Троицк. Отчасти по заданию редакции, отчасти по своему собственному желанию. Троицк. Что я о нем знаю? Когда-то, учась в школе в 6 классе, впервые побывала здесь. Нас участников географического кружка возила на экскурсию наша учительница Валентина Ивановна Селехова. Хорошо помню ее трогательный рассказ о каких-то белых, которые почему-то вешали на воротах своих домов жителей села. Поняла, что некогда было здесь что-то страшное. Мы посетили метеостанцию, где нам показали приборы, рассказали о том, как ведутся наблюдения за погодой. Поразила давность проводимых наблюдений. И, наконец,  сользавод, от которого веяло стариной глубокой, но работа по производству соли шла полным ходом.     Детские впечатления самые яркие. Поэтому они остались на всю жизнь.
  Взрослея, узнавала какие-то новые факты об истории села, завода. В институте защитила дипломную работу о природных ресурсах  района и их прикладном значении, не обошлось без представления одного из главных полезных ископаемых земли Тасеевской – соли. Работая в школе, сама неоднократно возила учеников на сользавод. Последний раз бала в Троицке восемь лет назад с туристическим отрядом «Бригантина». Побывали на заводе. Работало ли предприятие, точно не помню. Но люди на территории были, для нас провели экскурсию и даже подарили целый мешок соли, который мы с ребятами отдали в нашу школьную столовую. На заводском дворе разбирали какие-то старые деревянные  здания, нам сказали, что бревна местные жители используют для строительства фундамента своих домов, так как они настолько пропитаны солью, что гниению уже не подвержены.
  И вот опять предстоит встреча с этим уникальным селом. Селом с богатой историей. Селом, где расположено старейшее промышленное предприятие Красноярского края, которое является редким памятником производственной деятельности краевого значения. Троицкий солеваренный завод - это единственный сохранившийся памятник деятельности русских землепроходцев на берегах Енисея первой половины XVIIв., музей под открытым небом.  Еще с XVIII в. он являлся одним из самых крупных предприятий по производству соли в Восточной Сибири. Здесь же было налажено производство сортового железа, из которого изготовлялись сошники, ножи и прочие необходимые в крестьянском быту металлические орудия. Именно ему обязаны своим появлением населенные пункты не только Тасеевского района, но и других близлежащих районов. Именно здесь зародилось наше тасеевское предпринимательство, когда в 1639 году Алексей Жилин с помощью тунгусов нашел на реке Усолке соляные источники, построил варницу и наладил выварку соли. В предприятии Жилина участвовали и его братья. Один помогал добывать соль, а другой сбывал ее. В 50-60 годах XVII века братья Жилины были самыми богатыми людьми в Енисейском уезде. Они же платили самый большой оброк.
  Сколько известных людей побывало в Троицке, правда, чаще не по доброй воле. На Троицком сользаводе использовалась рабочая сила каторжан, среди которых были и политические, оказавшиеся здесь за антиправительственную деятельность. Среди них декабристы. И в советское время село являлось местом ссылки. Александр Исаевич Солженицын в своем  знаменитом произведении «Архипелаг ГУЛАГ» описывает: «А вот ещё глуше - Тасеево Красноярского края, 250 километров от Канска. Туда ссылались немцы, чечены, ингуши и бывшие зэки. Это место - не новое, не придуманное, поблизости там - деревня Хандалы, где когда-то перековывали кандалы. Но новое там - целый город из землянок, с полом тоже земляным. В 1949 году привезли туда группу повторников, к вечеру, сгрузили в школу. Поздно ночью собралась комиссия, принимать рабочую силу: начальник райМВД, от леспромхоза, председатели колхозов. И потянулись перед комиссией - больные, старые, измотанные лагерной десяткой, и всё больше женщины, - вот кого мудрое государство изъяло из опасных городов и кинуло в суровый район осваивать тайгу. От такой «рабочей силы» все стали отказываться, МВД заставило их брать. Самых же забракованных доходяг насовали сользаводу, представитель которого опоздал, не присутствовал. Сользавод - на реке Усолке в селе Троицком (тоже место давне-ссыльное, ещё при Алексее Михайловиче загоняли сюда старообрядцев.) В середине XX века техника там была такая: гоняли лошадей по кругу и этим накачивали соль на противни, а потом выпаривали её (дрова с лесоповала, на это и кинули старух). Крупный известный кораблестроитель угодил в эту партию, его поставили ближе к специальности: упаковывать соль в ящики».
  В лихие 90-е Троицкий сользавод одним из первых в крае акционировался, но в условиях экономической нестабильности работал не на полную мощность, имея вполне конкурентоспособную экологически чистую продукцию. Производство соли постепенно сокращалось с 1,8 тыс. тонн в 1998г. до 1,2 тыс. тонн соли в 2002г. А в 2003 г. завод закрылся. В интернете встречаются сообщения о предстоящих торгах по продаже имущественного комплекса ГУП «Троицкий сользавод», датированные 2004г. Также есть более позднее объявление о реализации соли пищевой выварочной производства «Троицкий сользавод» в связи с реорганизацией и закрытием склада, о  проекте закона края "О предоставлении бюджетного кредита ГУП "Троицкий сользавод"…
  За воспоминаниями и размышлениями не заметила, как подъехали к селу, спускаемся с пригорка, останавливаемся у магазина. Пятница, разгар рабочего дня, полуденная жара. Но у магазина собралась небольшая толпа народа, в основном мужики. Только что отъехала к другому магазинчику машина, привезшая  хлеб из Тасеева. Для Троицка привоз хлеба – это событие, так как возят его всего два раза в неделю. Здороваемся, разговариваем. Местные жители, то с грустью, то с иронией рассказывают о своем житье.
  - Завод давно уже не работает, даже проходная заколочена, сторож вроде есть, - указывают на расположенный через дорогу сользавод.
- Кому принадлежит? Точно не знаем. Вроде в Норильске хозяин. На таком богатстве живем, и нищенствуем.
- А где работать? Негде работать. Кто на пенсии, молодых почти нет. Некоторые работают у частников, занимаются заготовкой леса.
- Скот почти не держим. Пенсионерам тяжело. Техники нет. Бензин дорогой. Купить готовое сено тоже накладно.
- Вот и приют недавно закрыли. Еще 15 человек работы лишились. Такое здание, только сделали ремонт, всякое оборудование, компьютеры…Столько денег вбухали.  Ан на тебе. Тоже закрыли. Стариков вывезли…
- Многие поразъехались, молодые в город, немцы в Германию…Дома пустуют. В школе детей все меньше и меньше. На следующий год не будет 1 и 10 классов…
- Церковь открыли…Открыли новый ФАП. Хотя старый был хороший, здание большое. И вода была…Фельдшер уехал. Теперь только две медсестры. Вот так и живем.
  Купив хлеб, пообщавшись с нами и между собой, люди разошлись. Заходим в сельский клуб, здесь же библиотека и сельский совет. На видном месте висит стенд, на котором 211 фамилий земляков - участников Великой Отечественной войны. В холле трое ребятишек. Знакомимся. Две девочки перешли во второй класс, а мальчик в четвертый. На вопрос, как проводят лето, отвечают:
- Сначала ходили на площадку в школе, а теперь дома. Сейчас пришли сюда на занятие кружка.
  Проехали по улицам села. Тихо, чисто, только гнус донимает. Как-то странно, нигде не видно ни людей, ни скота. Сельский совет закрыт. Церковь закрыта. Село словно вымерло. Наверно, это от жары. Только одинокий мальчишка купается в реке. С возвышенного места окидываем взглядом округу. Красота, зелено. Усолка голубою лентой катит свои воды. На берегу белеет памятник. И темнеют стариной и былым могуществом, срубленные из сибирского кедра, пропитанные минералом,  невостребованные здания завода, укоряя окружающих своей ненужностью…
  Неужели это все? Неужели это жирная точка невозврата  в истории завода и села? Неужели ничего больше сделать нельзя? Неужели…

О.Богданова
11.07.2013 г.


Рецензии
Ольга, радуюсь Вашему освоению и просторов Прозы.ру.
Снова заныло моё сердце при упоминании знакомых мест...
Что касается воспоминаний о нашем селе в произведениях некоторых писателей, тут я был бы осторожней. Александр Исаич, определяя Тасееево, как село в 250 км от Канска, уже ошибается. Может, он хотел сказать - "от Красноярска"? А ошибки у него продолжаются. Тунгусское "ХАНДАЛА" ему слышится как "Кандалы" (с чего бы?)... Мне всегда не по нраву этакая "лёгкость пера" некоторых писателей, которые почему-то уверены, что нет живых людей, которые могли бы им возразить.
Мне не забыть, как после выхода произведения "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова о судьбе его героя, выведенного в книге под именем Саша и где он упоминает, как плохо реагировали мои земляки при проходе арестованных, я написал ему письмо с недоумением: как он мог выписывать жителей моей родной земли столь жестокосердыми и злыми, ведь это ложь? В моей памяти были рассказы и мамы о том, как мимо нашего дома на Пашенной проводили арестованных в разные годы, и моя память о латышах, сосланных в Тасеево (наших соседях, с которыми мама и многие вокруг прекрасно уживались)...
Я получил ответ от Александра Рыбакова, лит.консультанта Анатолия Рыбакова (это был его сын). Он, ничтоже сумняшеся, отвечал, что автору романа вполне позволительно изложить материал (не ЖИЗНЬ, а МАТЕРИАЛ!) так, как ему это ВИДИТСЯ... Поделился недоумением с В.Распутиным, он мне ответил, что "арбатого могила исправит...". Мне многое стало понятно. Тем более после присуждения Ноб.премии нашей коллеге-журналистке Алексиевич, которая как раз пишет не о том, что было в нашей стране реально, а о том, как ей это ВИДИТСЯ...
Простите за пространное послание, Ольга.
Призываю Вас внимательней относиться к мнению т.н. авторитетов.
Тем более тогда, когда это касается нашей с Вами родной земли.
Георгий.

Пашнёв   08.10.2017 20:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, что просветили земляка с давно седыми усами. Думаю, ни Исаич, ни Рыбаков не нуждаются в том, чтобы их защитили от нападок уроженца Тасеево. Легко было им, сидючи в столице, походя изливать презрение и высокомерие к жителям таёжных мест. В.Г.Распутин на моё недоумение, почему Рыбаков так пренебредительно пишет о сибиряках, ответил мне кратко об Арбатом, которого могила исправит", обыграв название повести Рыбакова...
Конечно, человек-художник имеет право на СОБСТВЕННЫЙ взгляд на то, что им пережито. Вот только почему презрение к нашим предкам и вольности в изложении фактического материала мы должны им прощать? Им это так видится?
Странно всё это.
В размышлениях.
Ваш земляк Георгий.

Пашнёв   28.11.2017 14:33   Заявить о нарушении