Шахматная Логоритмика. О соотношении элементов 1

Вступление

Поговорим о соотношении элементов: музыки, графики, видео, игровых упражнений, хореографии на занятиях Шахматной Логоритмикой

Рассмотрим этот вопрос с различных позиций.

Во-первых есть некая четкая схема – график занятий, который «в идеале» выглядит так: два занятия в неделю по 15-25 минут одно занятие.

Два занятия в неделю, это восемь занятий в месяц.
Учебный год длится девять месяцев, а значит максимальное число занятий в год равно семидесяти двум.

У нас есть ещё «в запасе» и лето – три месяца, то есть двадцать четыре занятия. Но говоря о конкретном ребёнке мы не можем планировать лето «тотально», поскольку многих детей родители в летние месяцы «изымают» из «учебно-воспитательного оборота». Кого-то берут с собой «на юга», кого-то отправляют «к бабушке на лето». Таким образом основа – теоретические семьдесят два занятия и ни часом более.
Понятно, что на практике – «де факто» редкий ребёнок умудряется ни разу ничем не заболеть. Я уже умалчиваю о том, что и преподаватель редко проходит годовую дистанцию без «промахов» и «помарок».
Наконец в реальной жизни дошкольного учреждения имеет место быть ряд весёлых «общих» мероприятий, включая сюда учебные пожарные тревоги, праздничные события и аварийные отзывы (то свет, то канализация), что даже в самых идеальных условиях приводит к «срыву» от пяти, до десяти занятий в год «в среднем по Союзу».
И еще два момента: согласование и запуск реального расписания занятий – это сложный многоуровневый процесс, поскольку в реальности согласовать перемещения детей и детских групп достаточно сложная управленческая задача.
Вот почему можно рекомендовать учебный план на год составлять так: 64 «обязательных» занятия и 8 резервных занятий.
В дошкольном учреждении мы имеем ряд возрастных групп, каковых в основном четыре:
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
Если Шахматная Логоритмика ведётся годами во всех группах, то вполне резонно специальное планирование для каждой возрастной группы.
Здесь сразу возникает вопрос о «новичках» - как правило – «естественных» мигрантах из других дошкольных учреждений.
Приходит новичок в старшую группу, записывается на «Шахматы», а в «своём прежнем» садике он не занимался.
Правильный подход к делу обеспечивается в первую очередь «общим циклом».
То есть ежегодно дети проходят «общий цикл», цель которого -  усвоение и закрепление базовых основ игрологической подготовки.
С одной стороны «повторение – мать Учения», а с другой «базовые» понятия потому и «базовые», что без усвоения «базовой основы» ничего прочного и надежного построить таки не удастся!

Только теперь мы можем рассматривать «общую схему» ведения курса.
Перебрав огромное число различных предлагаемых интернетом и авторами программ, циклов, курсов мы в своих практиках остановились на наиболее разработанных на наш непросвещённый взгляд.
В хореографии – классический, как нам кажется, балет «Шахматы» венгерского ансамбля «Ботафого»
В шахматной живописи – прекрасная серия работ Галины Сатониной, великолепная коллекция почтовых шахматных марок – подлинные шедевры мировой графики, роскошная графика целого ряда детских шахматных изданий.
В поэзии имеется большой выбор детских шахматных стихотворений, посвящённых как игре и её элементам в целом, так и отдельным шахматным фигурам и комбинациям.
В мультипликации понемногу формируется корпус удачных «шахматных» роликов. Конечно, большинство из них имеют весьма существенные недостатки, но десятка два-три можно рекомендовать к систематическому показу детям.

Напомним теперь основные – подлежащие освещению, представлению, освоению и закреплению понятия курса.
Их ровно три:  «ход», «фигура», «поле».
Если ребёнок «на выходе» из садика в школу прочно освоил эти три универсальных категории – значит цель ваших четырёхлетних упражнений успешно достигнута!

Начинающие «преподаватели шахмат», особенно играющие на уровне первого разряда, кандидата в мастера или мастера, наивно полагают, что стартовая цель шахматных штудий – освоение правил игры и основных фигур. В силу этого тотального, но вполне объяснимого, заблуждения, они строят свои «программы» по типу: «ладья», «слон», «конь», «пешка», «ферзь», «король», «рокировка». Далее они бодро рассказывают о необходимости в дебюте развивать фигуры, захватывать центр и открытые линии. Говоря об эндшпиле предлагают подборку классических эндшпильных финалов типа «король и пешка против короля» и завершают все эти усилия обзором семи принципов игры в миттельшпиле.
Далее за основу берется учебник Иващенко и детки решают пакеты шахматных задачек.

Понятно, что в России всегда находились талантливые педагоги, которые смотрели на все эти вещи немного с других колоколен. Потому у нас имеется богатейшая традиция разнообразного, разноуровневого разнометодного преподавания шахмат. Перечисление техник «игровых практик», «сеансовых методов», «включений», «подключений», «сознательного зазубривания» и сотен тому подобных подходов, причем подходов нередко весьма оригинальных и глубоких, особенно связанных с основами семейного воспитания и традиций клубного вхождения в игру не является нашей задачей. Упоминаю здесь бегло лишь для того, чтобы молодой педагог, встретив что-либо подобное – не поскользнулся на скользкой дорожке не обеспеченных опытом умозаключений. Жизнь удивительно многогранна и необходимо всё время быть готовым ко встрече неожиданного, прекрасного и парадоксального.
Одна из больших проблем здесь – проблема рефлексии собственной предрасположенности к восприятию того или иного материала.
Для подавляющего числа «обычных» людей игра на уровне второго разряда – предел мечтаний. Человек быстро достигший уровня кандидата в мастера совершенно не понимает, что его собственное постижение материала связано не столько с материалом, сколько с устройством и конфигурацией его собственного мозга, с его естественными задатками. И то, что очевидно и понятно ему далеко не всегда очевидно и понятно другому.
Из того, что я сразу вижу всю серию шахов двумя ладьями, ведущую к мату короля партнёра, вовсе не следует, что и мой собеседник видит то же самое.
Практическая игра с огромным числом партнеров за многие годы убедила меня в том, что абсолютное большинство моих партнеров с трудом считают варианты на 2-3 полухода. И в этом нет их «вины». Зато в других областях они намного превосходят мои скромные способности. Мы все слишком разно конфигурированы, разно обустроены внутри себя. Подвижные системы приоритетов формируют уникальные индивидуальные особенности мышления и нет никакой необходимости «делать» всех «одинаковыми».
В мире море игр кроме шахмат, в том числе высокоинтеллектуальных игр.
В том числе и игр на структурированных плоскостях.
Да и собственно «шахматных» игр не один и не два триллиона.
Поэтому задача Шахматной Логоритмики на базе «шахматного» материала подготовить мозг ребёнка к корректному вхождению в мир интеллектуальных игр человечества, создать в нём мощный плацдарм для освоения огромного материала и техник высокоорганизованной мыследеятельности. «Шахматы» -это некий базисный условный минимальный субстрат. То конкретное, через которое осваиваются универсумы игры Человеком играющим.

Три универсальные абстракции высшего порядка – ход, фигура, поле – это те самые абстракции, с которыми и работает наше мышление на всём множестве абстрактных игр на плоско организованной поверхности.
Именно их глубокое усвоение и позволяет человеку в дальнейшем не погибать на полях азартных игр. Это – базис противодействия пагубной игромании, множеству виртуальных вызовов современного мира.


Рецензии