Мои первые впечатления

 
   Если бы вы видели эту землю, из-за которой столько войн и шума в мире. Это не земля, это слезы. Смотришь на землю - и плакать хочется. В этих местах селить никого нельзя, здесь людей можно только сушить и вялить, как таранку. Едешь, едешь и все камни, камни, камни и солнце печет, будто утюг разогретый к твоей голове прислонили.

  Солнце здесь особенное, мягко говоря, не ласковое. Среди бесконечных камней изредка попадаются серые, скрюченные деревья. Есть мнение, что Моисей водил евреев 40 лет по пустыне, чтобы найти место, где нет нефти. Нет ни нефти, ни руд, ни пастбищ.
 
  Море и то – Мертвое, одна соль, она плавает по поверхности пудовыми белыми кусками, похожими на льдины. Соли в море столько, что захочешь утонуть - не утонешь. Захлебнуться можно, а утонуть нельзя. Тебя выталкивает из воды как пробку. На глубине полтора метра очень трудно достать ногами дно.

  Девять месяцев в году не бывает дождя. При 30-40 градусах в тени. Разве можно жить в таких условиях? Нельзя. Это я говорю к тому, чтобы всех рассмешить. Евреи, представьте себе, и здесь хорошо устроились.
 
  Страна крохотная, меньше 500 километров сверху вниз. а про ширину и говорить нечего. На велосипеде, если дорога есть, можно от одного края до другого за день добраться - вот и весь Израиль. Дороги хорошие, а слева и справа бесплодная земля, такая бесплодная, что собственно земли как таковой и не видно: камни, песок, горы.
 
  Изредка попадаются отдельные небольшие участки с ухоженной зеленью: пальмами, виноградом, оливками, апельсинами. Эта зелень без присмотра выгорела бы за два дня, но хитрые евреи провели к каждому саженцу трубочку с пресной водой, и растительность цветет и пахнет. В центре оазиса несколько домов и блестящие полосы парников. Парники не для согрева, а наоборот для защиты от солнца. Когда саженцы окрепнут, тогда парниковая пленка под беспощадными лучами тает и превращается в органическое удобрение. Что и говорить, - евреи.
 
  Одно пресноводное озеро Кинерет. Рыба есть и ловится. Сам проверял… Вокруг озера - пальмовые рощи, кипарисы, оливы, бананы, розы. Каждый еврей, где бы он ни находился в Израиле, должен время от времени сажать деревья. По случаю свадьбы, по случаю рождения и просто так, без случая. Такая у них обязаловка, причём добровольная. Всё для себя, они же ничего просто так не делают, им тень под кроной подавай, воздух свежий и чтобы красиво было. Причем деревья буйно цветущие. Я приехал в страну в декабре: цвели одни деревья, сейчас - начало августа и цветут, не переставая другие группы деревьев. Сплошной цветущий рай.

  Там, где среди пустыни вдруг встретится зелень, сомнений нет – это кибуц, коллективное хозяйство, колхоз по-нашему. Кибуцники за счастье человечества не борются, а борются, как и положено колхозникам, за высокий урожай. Песни хором не поют, а вкалывают с утра и допоздна, как это делают земледельцы во всем мире, но в отличие от всего мира, все складывают в общий котел. Никакой зарплаты. Коммуна. Коммунизм. От каждого по способности, и каждый может взять, что нужно, из этого самого котла, по потребности. Обувь, к примеру, износилась - человек идет туда, где лежит одежда, и берет новые ботинки. Или надо кому больного родственника навестить — он идет к котлу и берет оттуда деньги на поездку. А так вот попусту, деньги ему ни к чему. Еда, жилье, семена. трактор все для него есть в кибуце. Город-солнце, короче говоря, мечта всего прогрессивного человечества. Всё поровну, всё по-справедливости. Даже современный плавательный бассейн там есть. Правда, я бы в этом солнце жить ни за что не согласился.

  Все знают хохму: еврей-оленевод. Такого, мол быть не может. Оленевод! Ха-ха! Еврей! У нас быть не может, а у них может. Оленеводов, правду сказать, в Израиле нет — а вот евреи-скотники есть. Навоз за животными убирают. Там коров пасти негде, никто их и не пасет, а молока, сметаны, масла, сыра завались. Коров держат на искусственных кормах и добиваются от них удоев куда выше, чем мы на своих лугах заливных. Кстати, в ежедневный рацион добавляют картофель и морковь. На некоторых израильских фермах каждая буренка носит на ноге микропроцессор, который регулярно передает информацию о самочувствии коровы на главный компьютер. С учетом всех этих данных составляется и периодически меняется рацион буренки. Довелось мне побывать на рефете (молочная ферма в Израиле). Предприятие «Коммунистического труда». Кибуцу принадлежит 50% акций. В смене работает три человека, и это на 1000 коров. Сразу изумляет чистота и, практически, отсутствие запахов. Коров купают три раза в день, перед каждой дойкой. Мух, если они и появляются, сдувают огромными вентиляторами, установленными в стойле. Кстати о мухах. В кибуце есть ферма по выращиванию мух. Эти мухи поедают мошкару, которая вредит цитрусовым садам. Обычно корова дает, в среднем 15 литров молока за одну дойку, в сутки 45. Учет удоев, как и все процессы максимально автоматизированы. У каждой коровы свой номер и своя страничка в компьютере. Есть, конечно и свои коровы-рекордсмены. Лично знаком с «ударницей», которая при мне отдала на вечерней дойке 36 литров молока. Надои на одну корову в Израиле самые высокие в мире, причём без приписок.

  Израиль производит столько продовольствия, что евреи экспортируют излишки молока, масла, сыров и многое другое, бессовестно наживаясь на том печальном обстоятельстве, что есть еще страны, которые никак не могут сами себя прокормить, хотя земля у них самая плодородная. Апельсины из Марокко помните? При советской власти. Так вот, выяснилось, что апельсины были не из Марокко, а из кибуцев. Чтобы соблюсти видимость идеологической девственности, Политбюро ЦК КПСС, не менее хитрое, чем их Кнессет, позволило покупать продукт у Израиля только при условии, что на нем будет лейбл какой-нибудь другой, не такой противной страны, как эта. Нам-то что! Согласились евреи и по настоянию наших принципиальных товарищей на каждый апельсин стали клеить черную «марокканскую» марку. Аферисты, понятное дело, не химичить не могут, натура такая. Советское население, тогда еще не избалованное, с жадностью раскупало «африканский» фрукт. Интересное дело, наши кричали другим нашим: «Убирайтесь». И те убирались. Наших на убиралось там уже целый миллион, а всего их собралось со всего мира примерно пол-Москвы - шесть миллионов. За пятьдесят лет посадили деревья, опреснили воду, выучили библейский язык, создали государство, дали равные права всем религиям, построили города, возродили сельское хозяйство, освоили высокие технологии, получили Нобелевские премии. Кстати, каждый пятый лауреат Нобелевской премии мира – еврей. Теперь те же наши кричат: «Вон», то - есть убирайтесь из Израиля. Советуют евреям пустить соседей в свои города, а самим без лишнего шума, спокойно, не нервничая, рассредоточиться по всему миру, по разным странам, как это было две тысячи лет назад. Совет добрый, сердечный, что называется, от души. Ведь там, где сейчас живут израильтяне, сплошные не угодья, воды мало, жары много и со всех сторон соседи с взрывчаткой за пазухой. Просят евреев, как людей, будьте настолько любезны, освободите, пожалуйста, благоустроенную территорию. Но те ни в какую - ни по-хорошему, ни по-плохому. Еще и отстреливаются.

  Меня все время мучило вот что. Израиль - страна маленькая, в армию даже женщин вынуждены призывать, а вокруг враждебное окружение не в два, не в три, а в сотни раз больше Израиля и по площади и по населению. Что ж это за страна, что за армия у них такая, что не справиться с нею никак? Была у меня смутная догадка, что здесь, должно быть, срабатывают их вечная хитрость, врожденное коварство, изощренный и изворотливый еврейский ум. Так оно на поверку и оказалось. Это надо же было додуматься - обратите внимание! В случае беды не солдат должен спасать офицера, а офицер обязан вынести солдата, раненного или погибшего, и уйти с поля боя последним. И еще: если воин попал в плен, выдержал пытки и не выдал военную тайну — молодец, герой! А если пыток не выдержал, тайну выдал, но остался жив - все равно молодец! И тоже герой! Пусть командование думает, как и куда упрягать тайну, а задача воина - выполнить приказ и сохранить свою жизнь (это тоже приказ). И еще. Еврейские штучки, в серьезной армии недопустимые. Всех солдат по очереди каждую неделю на два дня отпускают домой. Погулять.  Ле хаим! И они не напиваются, песни на улице не горланят, прохожих не задирают, в городском фонтане не плавают. И еще. Никакого приказа, что, мол, нельзя использовать солдат в качестве дармовой силы, нет. В армии не понимают, что это такое. И еще. Нет запрета на дедовщину. Нет дедовщины. Хитрые евреи уже в семье приучают старших детей помогать младшим. И беспризорников там нет и детских домов нет. Осиротевших сразу берет к себе какая-нибудь семья. Без всякого усыновления. Берут и кормят, пока не вырастет. И  еще, что выдумали. Уроки милосердия. Каждый школьник-подросток должен выбрать кого-нибудь или очень старого, или больного, или увечного или глухого, или немого, или умственно отсталого человека и по возможности помогать ему жить. Подросток помогает, а тот живет. Вот такие Тимуровцы. И еще. Никто не пытается откосить от армии. Конкурс на опасные воинские профессии типа десантника самый высокий. Все хотят туда. Отбор жесткий, десять на место. И не столько мышцы, сколько ай-кью проверяют, интеллект, то есть. Конечно, если по-нашему разбираться и сравнивать их армию с какой-нибудь другой, пусть тоже хорошей, сравнение не всегда будет честным. У них же солдат учат как следует, сытно кормят и удобно одевают, оснащают новейшим оружием, уважительно к ним относятся. Если воин, не дай Бог погиб, никто не смеет объявить об этом, пока командир части лично не навестит семью погибшего, потому что ответственность за жизнь солдата лежит именно на командире части. Если человек попал в плен, то за его освобождение отдают десять, сто, а было и так, что отдавали тысячу пленных врагов за одного рядового. Как видим, в ход идет масса хитрых, изощренных приемов, лишь бы молодые люди шли в армию с охотой и сознанием своего долга. К тому же каждый солдат готовится отстаивать не чьи-то интересы. а свой дом, свою семью. Поэтому, считает он, и страну защищать стоит, и побеждать нужно. А вот похватали бы израильские генералы на улицах зазевавшихся парней, только что окончивших школу, дали бы им портянки да кирзовые сапоги, да послали бы их голодными наводить конституционный порядок среди эскимосов Гренландии, тогда мы бы еще посмотрели, кто кого. А то, видите ли, хорошо устроились! Тогда мы бы узнали, что это за вояки такие хваленые...

  Автомат - личное оружие солдата. Он получает его в начале службы и сдаёт в конце. Оружие должно быть всегда при себе, в том числе при покидании части. Каждые выходные солдаты ездят домой к родителям, страна маленькая, и повсюду можно видеть множество людей в форме и без, с такими вот М- 16. Это необходимо сразу по нескольким причинам, в том числе, если будет необходимо сорваться на службу посреди выходного. А бывает и так, что этим оружием солдат сможет защитить мирных граждан вокруг или себя самого. Сейчас количество вылазок террористов на территорию Израиля сократилось, но отдельные случаи бывают. А военных похищают до сих пор, чтобы требовать выкуп или диктовать свои условия. Поэтому с автоматом израильский солдат расставаться не должен.

  Далее поговорим о самой стране, об Израиле, и дойдем до самого главного, того, что нас очень интересует, а именно о государственном языке Израиля.
Израиль, это страна, которая расположена на юго-западной части Азии, на восточном Средиземноморье. Соседями Израиля являются такие страны, как Египет, Иордания, Ливан и Сирия. Независимым, самостоятельным государством Израиль провозгласили 14 мая 1948 года. Иерусалим это самый главный город страны, это столица Израиля. Здесь в Иерусалиме находится резиденция правительства. Вторым важным городом после Иерусалима является Тель-Авив, потому, что именно здесь можно найти посольства большей части стран.

  Израиль — это небольшая страна, площадь государства Израиль приблизительно 20.7 квадратных тысяч километров, притом, что протяжность его с юга на север где-то 470 километров, а максимальная ширина Израиля 135 километров. Израиль омывает с разных сторон четыре моря. Это Мертвое море, Средиземное море, Красное море и Галилейское море. Есть мнение, что в Израиле пять морей. Пятое — море евреев.
Хоть у Израиля и небольшая территория, здесь находят общий язык, живут люди с разными религиями. Израиль это колыбель трех совершенно разных религий, а это христианство, иудаизм и ислам.

  Государственный язык Израиля считается иврит. Это очень древний, старинный язык, который, начал возрождаться здесь, в Израиле, приблизительно в конце 19 столетия. За всю историю человечества этот момент считают уникальным.
Четырнадцать столетий подряд, с 11 столетия до нашей эры и до 2 столетия нашей эры, евреи разговаривали на иврите. Ну а потом наступил момент, когда о современном языке Израиля — иврите, забыли. Но не полностью, потому, что люди продолжали читать и писать на своем родном языке, на иврите. Современный государственный язык Израиля, иврит, вместе со своим еврейским народом девятнадцать веков перебывал в изгнании.

  Возрождаться, возвращаться язык Израиля, язык евреев — иврит, начал вместе со своим народом. В то время, когда начался сионизм, и именно тогда евреи возвращались на свои земли со своим родным языком.
В 1881 году, одному молодому еврею из Литвы. звали его Бен-Иегуде, пришла в голову прекрасная идея, с которой он поделился с остальными. А идеей этой было возродить иврит и начать пользоваться им не только в письме и чтении, а и разговаривать на нем. В семье молодого еврея Бен-Иехуды был один единственный сын, его звали Итамар. У этого ребенка родным языком был иврит.

  Не все и не быстро перешли на государственный язык Израиля, иврит. Такие выводы можно сделать по тому, что через 20 лет. в 1902 году, на иврите разговаривали уже десять семей из Иерусалима. А еще где-то через 16 лет, а это 1918 год, на иврите разговаривало 4094  для них он стал самым родным языком. Уже в 1921 году, то есть спустя три года, был виден явный результат. Иврит признали одним из трех официальных языков Палестины. Почему из трех, какими были остальные два? Это были английский и арабский. Эти языки в Израиле тоже пользуются популярностью, но об этом чуть позже.

  На сегодняшний день к языку Израиля, к современному ивриту, появился большой интерес во многих странах мира. И это еще не все, больше чем в 500 университетах мира для развития студентов в их программы ввели иврит. Иврит — язык с правосторонним письмом. Алфавит иврита состоит из 22 букв, причем все согласные, но почти к каждой букве можно поставить до пяти огласовок. В общем итоге это уже более ста букв. А самое интересное то, что эти огласовки в обычном письме не ставят. Вот поэтому в каждом учреждении, где произносили мою фамилию - делали это неправильно. На письме моя фамилия состоит из пяти согласных букв. Остальное додумывай, как хочешь. Практически, если ты не знаешь, как читается слово, ты его правильно не прочтешь. Особенный этот язык еще и потому, что его считали мертвым языком, а он взял и возродился.

  Когда создавалась сама страна Израиль, тогда уже и думали, какой именно язык будет государственным в Израиле. Этот вопрос встал остро для правительства. Они были в замешательстве. Какой язык в Израиле выбрать и сделать государственным, в этой новоиспеченной, и в тот же момент старой стране. А годами ранее, много людей, а с ними вместе и популярный сионист Теодор Герцель, были за то, чтобы языком Израиля стал немецкий язык.

  Люди не понимали, для чего им учить какой-то древней язык, не родной язык, в котором тяжело разобраться, он не понятно, как пишется, и мало того, никто не знает точно, какие нужно применять правила.
Другая половина людей предлагала сделать государственным языком Израиля идиш. Идиш – это язык, в котором совместились две древние традиции и который создали благодаря еврейскому алфавиту и немецкой грамматике. А предлагали его только потому, что многие евреи, которые жили на западе и на востоке Европы, уже знали идиш.

  В конечном итоге, государственным языком Израиля провозгласили древний, не похожий больше ни на чей, странный, «мертвый» язык – иврит, что и есть более логичным историческим ходом. Но, как бы там ни было, Израиль сделал свой выбор и поднял из глубин веков язык, на котором написана Тора.

  Кроме иврита в стране есть еще один широко используемый язык. Это – арабский. Арабский язык в Израиле считают вторым официальным языком государства. Его можно услышать где угодно. Например, по радио и телевидению, которые принадлежат государству. В стране публикуются много различных газет и журналов на иврите и на арабском языках. Встречаются издания на русском и английском языках. Понятное дело, что на этих языках в этой стране разговаривают, в основном, приезжие люди, туристы, новые репатрианты не изучившие пока иврит.

  Так, как Израиль смело можно назвать страной иммигрантов и репатриантов, то вы можете не переживать по поводу языковых барьеров. Потому, что, где бы вы не оказались, в каком-то учреждении, в магазине, ресторане, автобусе, в любом месте найдется такой человек, который вас поймет, и которого поймете вы. Здесь не страшно не знание государственного языка, здесь можно разговаривать на любом, каком угодно другом языке, и вас услышат и обязательно поймут!


Рецензии
Вы отличный рассказчик. Приятно читать, когда фразы неожиданны и содержат больше, чем они есть. Это есть художетсвенность. Мне было приятно это читать. Потом накал таких фраз приутих, что понятно, текста много и описывать все необычными словами очень сложно. Такое только Максим Горький мог. Но мне хочется Вас поздавить - это литература.

Андрей Гоацин   20.07.2022 22:23     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Андрей за прочтение и огромная благодарность за оценку моего скромного творчества. Мне очень приятно.

Геннадий Рубанович   21.07.2022 09:14   Заявить о нарушении
Все заслуженно

Андрей Гоацин   21.07.2022 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.