Поэзия Лилит Козловой. Циклы. Неологизмы

Циклы   Л.Козловой  можно отнести к  авторским, так как ею определялись и  состав, и последовательность её стихов.

Сама жизнь формировала циклы стихов Козловой. Менялись внешние условия и внутреннее состояние автора – и начинался новый цикл.  Во всех циклах стихи расположены в хронологическом порядке.

В первых книжках стихов циклы чётко обозначены отдельными названиями разделов.
 
Так, в «Грозовом серебре» [31] фигурируют такие разделы:
Встреча, Жизнь вторая, Огни Святого Эльма, Смятение, Тени на стене, Фата-Моргана, Призраки, Надежда, Жизнь как она есть, Заброшенное братство, FINITA, В Божьей высоте, В ритме «три».

Следующие два сборника  несколько различаются по тематике, хотя отражают один и тот период. В «Льдинках Снежной Королевы» [28] главным образом помещена лирика, в  книге «Прямо на свет» [29] - больше стихов философски-размышляющих.

Разделы первой книги [28] таковы:

Льдинки Снежной Королевы, Цунами, гибель моя, «Живой» камень,  Снова Кай и снова Герда,  Чудо – это слово, Привет, Надежда, Радость–Перевёртыш, акробатка, Счастье – это тайна, Тот же самый перекрёсток, Нежность – это Свет вечерний,  Две лампады в двух сердцах, Пусть расцветает Тишина.

А вот циклы  стихов второй  книги 29/:

В царстве Снежной Королевы, Наития, Проветрить помещение любви, В пространстве вечно новых теорем, Новое утро и новое песня, Останься в празднике, останься!.., Созвучье предвечных поэм.

Разделы каждой книги выделяют циклы стихов, объединённые общим смыслом, хотя само деление достаточно условно – ведь стихи представляют собой некую неразрывность,  продолжая уже сложившуюся тему и  лишь отражая новую ситуацию.            
 

НЕОЛОГИЗМЫ

 
Неологизмы встречаются и в стихах Л.Н.Козловой.
 
Есть много слов, не встречающихся в  словаре и  употреблении – Лилит  Николаевна  называет их тоже своим изобретённым словом – новики. 

Вот как однажды в письме другу – поэту об этом рассказывала  она сама [из личного архива].
 
Цитирую:
      
«Мне никак не набыться с тобой,
Не унять тяготенья к тебе…

          *  *  *               
Нам бы с тобою  набыться,
Нам бы с тобой  намолчаться…
               
Самый главный из моих  новиков, как известно, "набыться" - всё быть, быть, быть рядом...

Пока не набудешься. Но это уже плохой признак - когда это случится,  люди могут и разбежаться - всё, набылись, больше не тянет.  Лучше не надо такого,  пусть будет "не набыться".

А ещё есть у меня такое слово - "науметься":

Значит, надо научиться,
Значит, надо науметься,
Чтоб нестись весёлой птицей,
Чтобы радовалось сердце.
Чтобы утром громко пелось,
Чтоб аукалось, звалось,
И дышалось, и летелось
К недосказанности звёзд...

А ещё есть слово  замечтывания. Или - вымечтывания.

Как лучше? Это когда  ты о чём-то мечтаешь.
 
Одиннадцатью годами раньше вылетело - за секунду - такое:

Вприглядку,
Вприслышку,
Впричудку,
Впритрожку -
Всё той же -
Канатной,
Всё той же
Дорожкой,
Где ждешь -
Не дождёшься,
Где годы -
Минутки...
Впритирку,
Вприсоску,
Впритык,
Внеотступку...

А вот ещё новики:

«Послевкусие, послешагия, послекурсие, послемагия, послемыслие, послетанция, послечувствие  на дистанции...»
           *  *  *
А сердце колоколит, не смолкая…
           *  *  *
Заметелилась Радость девчонкой…
            *  *  *
И метелится вечный наивный вопрос,
Безответный вопрос «Почему?»…
         *  *  *
Момент – и заневестилась  Природа…
            
А еще у меня есть слово многажды, и где-то в стихах "душа на измоте".
Ну вот, наверное, и всё. Маловато. Но больше не вспоминается».

Нам тоже не удалось найти неологизмы сверх тех, которые перечислила  в письме к другу  сама поэтесса.

ВЫВОДЫ

Ведущей темой  поэзии   Козлова Л.Н.    стала тема любви  во всём многообразии и яркости переживаний влюблённых.

Эта тема сквозной  яркой нитью проходит через  все её поэтические сборники: «Льдинки Снежной Королевы»,
«Прямо на свет»,
«О БОЖЕ МОЙ!» и
« АЗ есмь – ТЫ еси»
      [26 -  29].

 Стихи, которые в них собраны, неоднозначны по своим художественным достоинствам, но искренность подлинного чувства определяет звучание каждого из них и поэтических сборников в целом.

Образы  её  стихов  разнообразны.  Именно это  позволяет автору  передавать  всю гамму и глубину  переживаний лирической героини.

Хотя   без печали и грусти не обходится ни один человек,  преобладающим мотивом  стихов Лилит Козловой является радость,  жизнеутверждение, а подчас и ликование.
Выявлено большое  богатство  присутствующих в  стихах Л.Козловой   средств художественной  выразительности.
 Для  передачи душевных состояний,    широко  используются разного вида  тропы:  особенно метафоры,  оксюморон,  эпитеты и  сравнения.
 
По форме  стихи Козловой Л.Н. включают три варианта: рифмованные, белые стихи и верлибр.

Жанр стихов  определяется как  лирический исповедальный, будь то  её лирические стихи или  философски-размышляющие.

Стихи разнообразны как  по  ритмике (дактиль, амфибрахий, анапест), так и по рисунку рифм.

Есть классические варианты, а есть  неповторимые, собственные  варианты чередования рифм.

Л. Козлова  широко использует новаторский подход к языку.  У неё много разного рода неологизмов, а в  стихосложении встречается  оригинальное  рифмование.

Многие лирические стихи поэтесса объединяет в циклы.


Рецензии