Тридцать лет и три года вместе

   Подходим к дому, стучимся. Калитку открыл пожилой мужчина.
   - Здравствуйте. А Нина Петровна Плохих здесь живет?
   - Здесь, проходите, -  и проводит куда-то мимо крыльца в огород. Удивляемся, но следуем за хозяином. – К нам постоянно ходят, чтобы красотой любоваться, - поясняет он.
   И тут перед нашим взором открывается действительно что-то нереально красивое, яркое, растущее в конце огорода, в низине. Издалека, не можем понять, что это за цветы. Спешим подойти поближе. И вот, наконец, можем разглядеть. Это крупные, просто огромные шапки декоративного махрового мака и оранжевые пятна лилий. Восхищаемся, фотографируем. Здесь подоспела и хозяйка.
   - Это еще не красота. Настоящая красота будет попозже, когда распустятся флоксы, ромашки, разные лилии и другие цветы. В этом году отказалась от георгинов. Сама после операции, а супруг боюсь, не справится, тяжело ему. Нынче такая весна холодная, позднее все. Картошку даже на этом огороде не садили, все было в воде. Вот только недавно подсохло. Пойдемте в дом, а то гнус заест.
На крыльце по периметру на подоконниках и столе выстроились в ряд 20 или больше горшков с разноцветными петуниями. На крыльце, в сенях и у порога в доме постелены вязаные кружки. Но когда наступаешь босой ногой на них, понимаешь, что что-то не так, не из тряпок они. Интересуюсь у хозяйки, из чего? Она, улыбаясь, отвечает, что из пленки. А хозяин добавляет, что они очень хорошо моются. Что за пленка? И хозяева раскрывают секрет - из разноцветных полиэтиленовых мешков и пакетов. Когда-то Нина Петровна в одном из журналов увидела, как это делается, попробовала сама, получилось, понравилось. Теперь собирает везде мешки, продавцы в магазинах уже знают, специально оставляют, родственники и знакомые привозят.
Идет в комнату, возвращается с новым рукоделием в руках – объемный, вязанный из пряжи крючком, большой цветок. Поясняет, что это для того, чтобы постелить на диван или еще куда-нибудь для красоты. Замечаем, что сундук, стоящий в прихожей прикрыт покрывалом, с вышитыми розами. Нина Петровна замечательная хозяйка, мастерица.
   Между супругами чувствуются теплые, уважительные отношения. Вместе они  уже 33 года и три месяца. Первый муж Нины Петровны погиб в аварии, семь лет жила одна, а потом сошлись с Владимиром Леонтьевичем и живут до сих пор. Ей 79 лет в этом году, она с 35 года, он ее на год младше, с 36. Супруг, Владимир Леонтьевич Горохов, когда-то работал шофером в Тасеевской автороте, возил соль.    Рассказывает, что за раз грузили на машину до 1,5 тонн. Нина Петровна на Троицком сользаводе отработала 16,5 лет, в 1975 году поступила, а в1990-ом ушла на пенсию. Вспоминает, что раньше работали вручную, старой закалки были мужики.  Все делали на совесть. И соль получалась белая, даже сголуба. А потом стали железяки применять, пошла молодежь, и соль стала сероватой. Извёстку надо хорошо мешать, а они уже мешали меньше. Отсюда и качество соли стало хуже.
    Нина Петровна на заводе была фасовщицей. Сначала соль фасовали в бумажные пакеты совком вручную. Заклеивали пакеты клеем из крахмала, который сами же и варили. Фасовочные автоматы и пакеты из пленки появились  позже, уже при Котове. Вспоминает директоров сользавода. В 65-68 годах директором был Гончаров, затем Тихомиров, но он быстро ушел. Затем где-то 1976-1977 г.г. стал Котов. Его сменил Рыжиков, а главным инженером был Иванчук. При них стали выпускать соль с приправами, появились фасовочные автоматы. Потом был Слезак, при нем завод и закрылся. А уж потом управляющим назначили Шестакова.
Нина Петровна достала старую фотографию, где запечатлена она со своими коллегами. Кого-то уже нет в живых,  кто-то продолжает жить в Троицке, а кто-то уехал из села.
   - Вот моя близкая подруга. Она живет сейчас в Белгороде. Мы с ней очень хорошо общаемся, звоним друг другу, пишем. Я как-то ездила к ней в гости, очень понравилось. Такой красивый город, все в цвету. А у нас дороги не могут отсыпать, ночью свет не горит. Пересняла в Тасееве фотографию, отправлю подруге, пусть вспомнит молодость. 
   Завод уже давно не работает. Варницы целы, но все железо проржавело. Супруги с огромным сожалением вспоминают былые времена, когда они были молоды, сользавод работал на полную мощность, а село процветало.

Ольга Богданова
10.07.2013 г.


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/09/25/1142 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   08.10.2017 10:15     Заявить о нарушении