Поэзия Лилит Козловой. 3. Основные образы

В результате длительных однотипных ситуаций – разлуки, писем, редких  встреч, -  всё время чередуются ощущение умирания и возрождения, новой жизни  при малейшей возможности.
Так появляется  «образ  птицы  -  Феникса», восстающего из пепла. Это великолепная  метафора, очень часто живущая в стихах Лилит.
 
Ещё один новый образ – «открытые окна и двери», как синоним-метафора  внутренней  освобождённости,   как  некая  независимость  от Второго.

 Об этой нарастающей внутренней свободе свидетельствуют и такие стихи:
 
                Я люблю тебя
                Легко,
                Я люблю тебя
                На крыльях,
                Без раздумий
                И усилья,
                Где-то в Небе
                Высоко.

                Птицей рею
                Над Судьбой               
                Проплываю
                Светлой тенью...
                Прочь печали
                И сомненья -
                Благодать
                Над головой!      [27, с.159]

 
Сама  автор  об  этом  пишет  так: 

«Много уже мной понято, достигнутое пронизывает стихи  радостью  отдавания  и  высотой, Небом, благодарностью  и чудом». Образ полёта в неземном пространстве с её атрибутами, в том числе чудом.

Но это ещё далеко не конец. Любовь лирической героини постепенно приближается к тому, что называют Агапе,  Любовь, не привязанная к  внешним условиям.

Я люблю тебя!
Слышишь – люблю!
Большей мудрости
Сыщешь на свете?
Это – ветер
В корму кораблю,
Это радость
На целой планете!

Я люблю тебя!
Хочется в пляс
И кружиться
Под солнечным небом,
Это – ожил
Крылатый Пегас,
Это вновь
Отодвинулась небыль.
Я люблю!
Всё живое поёт
И танцует,
И полнится Богом!
 
Я люблю! –
И в волшебный полёт
Снова долгая
Манит Дорога…                [27, с.177]



Здесь мы встречаем метафоры-сравнения особого рода, которые отражают восторженное состояние  Любви лирической героини:

«Это – ветер  в  корму кораблю», «Это – ожил  крылатый Пегас», «И в волшебный полёт снова долгая манит Дорога…».

Что мы читаем об этом у автора?

 «Любовь явно   переходит в иную форму, не зависящую от внешнего, земного – в Любовь безусловную, Божественную. Просто Любовь. Но это лишь первые шаги.  Поэтому   земные притязания тоже  продолжаются»   
                [26, с.116]. 
 
Но теперь нередко  вся внешность лирической героини отражает состояние  её души:
               
Сердце, сердце,
Выгляни из глаз!
Сердце, сердце,
Как Сезам, откройся!
О земных боях
Не беспокойся,
Засвети
Прилюдно и сейчас!
 Свете тихий,
Боже бесконечный!
Это Ты
В бескрайней глубине!
И смотрю любовно
И сердечно…
И ручьи запели                [27, с.179].

В этих стихах есть прекрасная метафора-олицетворение:
«Сердце, сердце, выгляни из глаз,//Сердце, сердце, как Сезам, откройся!».

И ещё две метафоры отражают два разных состояния героини и два разных отношения к жизни:   «О земных боях не беспокойся»,  «И смотрю любовно и сердечно…  И  ручьи запели по весне!..»

Всё стихотворение основано на разговоре с Сердцем, а  здесь оно живое и понимающее.

 Это разновидность метафоры, олицетворение, что,  впрочем,  относится и к ручьям.  Земные бои отвергаются решительно в пользу поющих весенних ручьев.

Путь одухотворения нескончаем. 
Как один из  его этапов и  возможность самоосмысления  можно рассматривать  следующие стихи.

Учиться в школе самого себя,
Идти свободно внутренним пространством
И, поражаясь Вышним постоянством,
Твердить: О, Боже! Я люблю Тебя!               
                [27, с.180]

Ещё один  образ–метафора -  «Учиться в школе самого себя». Существует и  другое название такого  типа одухотворения – «Путь к Себе». 

Можно сказать, что анатомию такого пути к себе  я только что  проследила  на примере приведённой  подборки стихов.


Рецензии