28 неделя - стыдилась

(с 25 сентября по 1 октября)

     Мой отец - это кладезь ярких фраз. Фраз со смыслом. Фраз, которые кажется врастают в мозг. В разных условиях они вспоминаются, произносятся и оцениваются уже мной.
     Мой отец всегда говорит: ”Власть это - бремя! Это не твоя феодальная вотчина, не опричнина. Ты не должен “кормиться” своей властью. Ты не должен манипулировать своей властью. Власть это - бремя. А ты всего лишь слуга у других. Ты должен о них заботиться, решать их проблемы, выслушивать их просьбы и претензии, и порой отвечать за их неправильные действия. Власть это  - ответственность и обязанность. Власть это бремя - учти это! ”.
     Власть она и есть власть. Профессия не важна. Врач властвует над своими пациентами и больными. Педагог властвует над своими учениками и воспитанниками. Вот и чиновник должен властвовать над своими подчиненными и своими обязанностями.
     Я по профессии чиновник.
     Я выбирала свое образование и стремилась его получить.
     Я хорошо работала и рада, что могла помочь хоть кому-то. Я не жалею о своем выборе.
     Я не стыжусь своих действий.
     Я не меняла своей точки зрения, не приноравливала свои принципы под действительность.
     Я не брала взятки и не требовала их.
     Я переживала, когда помочь не получалось.
     И вот уже больше полугода я не чиновник. Меня сократили. При чем сделали это как-то стремно (простите мой разговорный).
     Мне сказали: “Да ты хороший работник. Но сейчас не важно так ты работаешь. Сейчас важно нравится.“ Что такое “нравится” руководитель мне объяснить не смогла. Начальник вообще не стала со мной разговаривать.
     И все бы знаете ничего, но почти десять лет назад этот же самый руководитель принимая меня на работу говорил: “Мне не важно кому ты нравишься или нет. Мне нужен работоспособный сотрудник. Работы много. Здесь не отсидишься.” А что изменилось за эти почти десять лет? Я десять лет работала, а мой руководитель постарел и изменил свои принципы?
     И все бы ничего, но мне стыдно за эту формулировку для сокращения в устах ответственного взрослого и опытного человека. Если бы мне сказали: “Нам надо кого-то сократить. Есть ты. И есть Ольга Олеговна. Вы обе молодцы, но она более опытный, более знающий сотрудник. Поэтому тебя мы, к сожалению, сократим.”
     Нет. Такого не говорили.
     Нет. Такого выбора не делали.
     Говорили: “Ну за тебя не заступились. У тебя в отделе еще две декретные ставки (а это значит что на этих ставках сидят люди малоразбирающиеся, и многопьющиечай). Они как-нибудь справятся”. Вот такое вот резюме из уст руководителя, который десять лет назад считал, что работать должны только компетентные сотрудники.
     И я-то все это пережила. Конечно пережила переживая. Я вложила в свою работу многое - время, знания, умения. А мне по факту сказали, что это не важно.
     И вот в нашей российской осени начались региональные изменения. И у нас новый Губернатор. Вернее его и.о. И я читаю и слышу как люди радуются этим изменениям.    Не факт что будет хорошо, но было так плохо, что любые изменения благо.
     И вот я читаю и слышу как плохо говорят о моей бывшей работе. Как люди возмущаются поведению и действиям моих бывших работодателей. И мне стыдно за них. Когда почти десять лет назад я приходила на свою работу о ней и о моих начальниках-руководителях-и-предводителях говорили с восторгом. А теперь все желают их… нет не на пенсии увидеть, а за решеткой.
     Что нужно делать, чтобы так разочаровать окружающих?
     Как можно так работать, чтобы подчиненные спорили по поводу “когда уйдет уже наконец-то” руководитель?
     Как можно так себя вести, чтобы вызывать желание увидеть тебя за решеткой?   
     Власть это - бремя.
     А мне стыдно. Я уже не там. Не с должностью и не при чине. Моя трудовая книжка лежит у меня дома, в ней запечатлено сокращение по закону. Я иногда слышу от бывших коллег “вести с полей про очередные заезды руководителей”.
     Эту неделю я стыдилась. Читала в комментариях к новостям области знакомые фамилии с нелестными эпитетами и…   
     Что изменилось за эти десять лет?   
     Я выросла и поумнела? Наверное.
     Кто-то постарел и поглупел? Точно не скажешь.
     Власть это бремя!
     Пока врач будет не заботиться о здоровье пациентов, а зарабатывать на их болячках. Пока педагог будет заполнять бесконечные бумажки и существовать благодаря репетиторству. Пока чиновник будет считать, что важен процесс его работы, а не результат, что он должен “нравится”, а не соблюдать закон, что он не обязан и не отвественнен не перед кем… видимо мне все так же будет стыдно.
Власть это бремя. Считайте это заклинанием.
     “А то, что тебе стыдно - это здорово!” - сказал мой друг на мои измышления о власти.   
     В общем я стыдилась. И, оказывается, это здорово! Но как-то совершенно не радостно.


Рецензии