122. Школа даосов об учении воров
ОБ УЧЕНИИ ВОРОВ
Даосы считают, что мудрецов можно сравнить с ворами, а воров – с мудрецами. Об этом Чжуанцзы говорит в своей притче «Учение воров».
УЧЕНИЕ ВОРОВ
Сообщник главаря разбойников спросил Чжи в стане:
- «Имеется ли у разбойников своё ученье»?
- «Когда построено всё на насилье и обмане, -
Сказал тот, - то нужны сноровка, смелость и уменье.
По ложным слухам угадать, что в доме есть богатство,
Ведь это ж – мудрость, также как войти в дом – смелость,
Последним выйти – справедливость среди членов братства,
Пронюхать, где грабёж возможен – знанья и умелость.
Добычу поровну делить, ведь это ж - милосердье,
Без этих добродетелей нельзя стать крупным вором,
Отсюда видно, что не проявлять если усердье
В ученье, ремесло останется лишь разговором.
Разбойников без мудрецов ученья не бывает,
Как не бывает людей добрых без мудрых учений,
Но добрых людей мало в Поднебесной кто рожает,
Зато недобрых там полно везде из-за лишений.
От мудрецов - великий вред, а польза - небольшая,
«Отрежут губы – стынут зубы», - раньше говорилось, -
«Разбойник и мудрец живут, друг друга обнимая»,
«Мудрец родился, разбойников двое появилось».
Если прогнать всех мудрых, воры мыслью оскудеют,
То в Поднебесной сразу же порядок воцарится,
Когда ведь высохнет поток, долина обеднеет,
И если холм сровнять с землёй, то пропасть устранится.
Как только мудрецы умрут, грабителей не будет,
От изощрённости воров мысль сразу отдалится,
Без мудрецов-разбойников вздохнут свободно люди,
Жизнь в Поднебесной станет лучше и преобразится.
Как только вводят гарницы и меры, чтобы мерить,
То вор с зерном те меры с гарницами похищает,
Когда же вводят гири и весы, чтоб вес проверить,
То воры вместе с взвешенным себе их забирают.
Верительные дщицы и печати правят царством,
Чтоб у людей с их помощью доверье утвердилось,
Но похищает вор их и владеет государством,
Так воровство во власти Поднебесной учредилось.
Ведь справедливость с милосердьем в исправленье нравов
Всегда играли роль большую в нашем очищенье.
Когда ж разбойник создаёт свод собственных уставов,
Из исправленья нравов совершает похищенье.
Вот доказательство: крючок укравшего ведут на плаху,
Укравшего же царство весь народ на трон возводит.
Но это ж – лицемерие огромного размаха!
Никто в деяньях вора преступленья не находит.
Где ж мудрость ваша, знанья, милосердье, справедливость?
Где ж истина, которая с таким трудом даётся?
Так с кражей трона испаряется у всех стыдливость,
И начинают красть все то, что в руки попадётся».
И в заключенье Чжи сказал: «Вор должен опасаться,
Того, что средь всех мудрецов его умней найдутся.
Когда ж на свете прекратят все мудрецы рождаться,
То и ворам придёт конец, они переведутся.
Чтобы ворам хранить все свои знанья и уменья,
И чтоб разбойники всегда могли остаться живы,
Нельзя делится им ни с кем разбойничьем ученьем.
И открывать другим секрет орудия наживы».
И ещё, даосы считают, что воры в каком-то смысле являются бесами. В связи с этим мне вспоминается текст из цикла «Великое в малом», который мой Учитель дал мне для перевода.
ВСТРЕЧА БЕСОВ
Жена почила у Ван Би-бо. После погребенья
Гадатель предсказал, в такой-то день она вернётся,
Но не сама она, а в виде беса-наважденья,
Так как ей обрести покой ещё не удаётся.
В указанный день домочадцы вышли все из дома,
Чтоб не столкнуться в дом с собравшимся проникнуть бесом,
Вор, нарядившись бесом, к ним в тот день проник в хоромы,
Стал красть, как вдруг услышал завыванье под навесом.
Другой вор тоже, чтоб нажиться, в беса нарядился,
И тоже в двор вошёл почти с другим одновременно,
Вор первый бросился бежать, когда тот появился,
Лицом столкнулся с ним, оба лишились чувств мгновенно.
Когда вернулись те домой, то очень испугались,
Но, приглядевшись, поняли, что это были воры,
Так два мошенника на воровстве своём попались.
Все покатились со смеху. Вот было разговора!
Так, судя по истории, всё то - предположенье,
Что в виде бесов к нам умершие могут вернуться,
Но многие встречались всё же с этим наважденьем,
Ведь мир – загадка, как знать, как всё может обернуться?
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217100900120