Совершенно не секретно. Часть 2

Совершенно не секретно, или Встречное расследование

Часть 2

Надо сказать, что сведения о пребывании Грибоедова в пансионе  в источниках девятнадцатого, двадцатого и нынешнего века очень скудны, неконкретны, упоминания о нем носят косвенный характер, его имя всегда числится в ряду других и кажется, что есть какое-то обстоятельство, не позволяющее сказать о нем прямо. Например, в современном исследовании «Университетский Благородный пансион», где собран обширный материал, нет конкретных данных о пансионере Грибоедове, хотя имя его шестикратно упоминается. (См. Университет для России. Том 3. В.В. Пономарева, Л.Б. Хорошилова. Университетский Благородный пансион 1779-1830. М.,2006),

Из пансиона – прямая дорога в университет. Грибоедов в1806 году, как сообщает Летопись (с.8), «поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета», а в 1808 г. ему «выдан от Московского университета аттестат на звание кандидата 12 класса».  (Пиксанов Н.К. Летопись жизни и творчества А.С. Грибоедова. М., 2000, с. 9).

Видимо, одним из источников этого утверждения являются строки из «Истории Императорского Московского университета» С.П. Шевырева: «встречаем … в кандидатах 1808 года славного нашего комика Александра Грибоедова». (Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. М., 1855, с. 339).

Легенда о выдающемся ребенке оказалась весьма популярной среди авторов ХХ-ХХI вв. «В Московский  университет Грибоедов поступил 11 лет, 30 января 1806 г. Зачисление в студенты в столь раннем возрасте было тогда обычным явлением…» ( Гришунин А.Л. Грибоедовская Москва //Москва в русской и мировой литературе, М.,2000, с.77).

Несколько озадачивают воспоминания дальнего родственника Грибоедова Владимира Ивановича Лыкошина (1792-1876?): «…В 1805 году мать начала думать об определении нас в учебное заведение и решилась на Московский университет… и в ноябре мать повезла меня и брата в Москву…В назначенный день съехались к нам к обеду профессора… За десертом и распивая кофе профессора были так любезны, что предложили Моберу (гувернеру братьев – И.К.) сделать нам несколько вопросов; помню, что я довольно удачно отвечал…Но брат Александр при первом сделанном ему вопросе заплакал. Этим кончился экзамен, по которому приняты мы были студентами, с правом носить шпагу; мне было 13, а брату 11 лет…». (Лыкошин В.И. Из «Записок» //А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 33).

У современного читателя записок может возникнуть вопрос: почему же уважаемые профессора принимали в университет с правом носить шпагу плачущих одиннадцатилетних мальчиков? Не потому ли, что, по признанию Лыкошина, они «были первый образчик дворянских детей, обучающихся не на казенный счет в университете»? И по прошествии трех лет всех ожидал благополучный исход, выпускной экзамен: «Экзамен на степень кандидата выдержал я хорошо; тогда не было таких строгих научных требований… Анастасия Федоровна Грибоедова непременно хотела, чтоб и ее сын вместе со мной экзаменовался, и как он ни отговаривался, она настояла на своем». (Лыкошин В.И. Из «Записок» //А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 37).

По окончании словесного отделения тринадцатилетний выпускник и кандидат 12 класса продолжает обучение  в университете (но уже не в качестве студента) и опять достигает блестящих успехов. В 1810-1812 г. Грибоедов продолжает посещать лекции университетских профессоров по своему выбору как «сторонний слушатель».  (Примечания к Летописи, с. 151).

Совершенно особняком стоит версия Ф.В. Булгарина, одна из самых ранних, обнародованная в 1830 году. Согласно этой версии, Грибоедов родился «около 1793 г.», « получил первоначальное образование в Москве, в доме родителей. Лучшие профессора Московского университета и частные учителя преподавали ему уроки. После он стал посещать университетские публичные лекции как вольнослушающий студент… Более всех споспешествовал к развитию способностей Грибоедова знаменитый московский профессор Буле. У него Грибоедов брал частные уроки в философических и политических науках на дому…».(Булгарин Ф.В. Сочинения. М., 1990, с. 636-637).

 Если полагаться на сведения Булгарина, то получается, что ни воспитанником Благородного пансиона, ни студентом университета Грибоедов не был. Возможно, за такое вольнодумство  Булгарин не был включен в число авторов, мемуары которых вошли в издание «А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников». (М., 1980). К концу тридцатых годов девятнадцатого века 1793 год как дата рождения Грибоедова был подтвержден в «Энциклопедическом лексиконе» (1838) А. Плюшара. (Мещеряков В.П. Загадка Грибоедова //Новый мир, 1984, № 12, с. 209).

Когда грянула Отечественная война 1812 года. Грибоедов в июле вступил корнетом в московский гусарский полк, но в сентябре заболел и остался до поправки во Владимире (по другим сведениям – под Владимиром, в родительском имении). Юный герой так и не попал на поле боя. Отпуск в 1815 году Грибоедов проводит в Петербурге, где встречается с друзьями, увлекается театром, активно приобщается к театральной жизни. В марте 1816 года выходит с отставку. «В «Паспорте», выданном Грибоедову при оставлении военной службы 8 мая 1816 г., указано, что он имеет от роду 22 года)». (Русское Обозрение, 1895 №3 с. 385-386).

 Начиная с этого документа  можно попытаться выстроить следующую версию, опирающуюся на другую дату рождения –1794 год. Она имела статус «общеизвестной» в середине ХIХ века.  (Именно эта дата фигурирует в качестве вероятной в  энциклопедии «Грибоедов» (М., 2007). В сущности, разница в один год картину жизни Грибоедова почти не меняет: в 9 лет, что соответствует правилам Благородного пансиона, он туда поступает; в 12 его заканчивает и становится студентом, в 18 записывается в гусары, в 22 выходит в отставку.

Литературные интересы берут верх, Грибоедов пробует свои силы как комедиограф и переводчик. Театр, новые знакомства, драматурги, актрисы,  масонская ложа – пестрый мир столичный жизни увлекает начинающего драматурга. Но светская жизнь не удовлетворяет полностью духовной жажды романтической натуры. В июне 1817 г. Грибоедов подает прошение «о принятии на службу в Гос. Коллегию иностранных дел» (Летопись, с.15), в ноябре того же года   участвует в скандально знаменитой «четверной» дуэли, имевшей печальные последствия. Летом 1818 года – назначение «секретарем при поверенном в делах Персии» (Летопись, с.19), которое некоторыми биографами истолковывается как «замаскированная ссылка – за участие в нашумевшей дуэли». (Фомичев С.А. Грибоедов. Энциклопедия. СПб. 2007, с. 23).    «В послужных списках Грибоедова, составленных после 1818 года, годом рождения его считается 1790-й…». (А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников». М., 1980, с. 407). 

Картина жизни  начинающего дипломата существенно меняется у нас на глазах. Она становится, казалось бы, более естественной: поступление в пансион в 13 лет, в университет – в 16, и продолжение занятий вольнослушателем до 21 года,  запись в гусары в 22 года. Отставка, правда, приходится тогда на 26 лет, что не соответствует паспорту. Читаем Послужной список Грибоедова за 1829 год, опубликованный в  книге «А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников» (М., 1980, с. 266) со ссылкой на «Русский архив», 1872: «Статский советник Александр Сергеевич сын Грибоедов от роду имеет 39 лет». Документ, как ему и положено быть, лаконичен и строг. Речь идет о полномочном министре,  кавалере ордена св. Анны второй степени, который находится на дипломатической службе. И годом его рождения оказывается 1790. Здесь, возможно отчасти, приоткрываются обстоятельства  личной драмы поэта, и слова из письма А. Одоевскому («чтобы быть художником, надо родиться безродным») приобретают конкретный смысл. (Цит. по изд.: Миллер О.Ф. Грибоедов. Спб., 1879, с.5).

Начало 1820-х годов – самый длительный и плодотворный период московской жизни Грибоедова: он приезжает в Москву в марте 1823 г. и живет здесь с небольшими перерывами до мая 1824 г. у  Степана Бегичева в его усадьбе на Мясницкой, 42. «Он приехал в отпуск в марте 1823 года, – вспоминает С.Н Бегичев. – Из комедии его «Горе от ума» написаны были только два действия…» (А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 27-28).  10 июня 1828 г. Грибоедов приехал в Москву в последний раз и 12 июня 1828 покинул ее навсегда. 29 января 1829 года –  дата гибели Грибоедова.

Какая пестрая и неоднозначная картина складывается в представлении читателя по прочтении упомянутой литературы! Конечно, может показаться, что приведенных источников недостаточно. И стоит прочесть какую-то «правильную» книгу, как все встанет на свои места и выстроится в стройную последовательность непротиворечивых фактов. Но потом оказывается, что каждый новый источник открывает новые противоречия, несообразности, несоответствия и порождает вопросы, сомнения, недоумения. А может быть, прав Бернард Шоу, сделавший в свое время ироническое предупреждение: «Читая биографию, помните, что правда никогда не годится к опубликованию».

Итак, биография – это версия. Двадцатое столетие создало достаточно  версий жизнеописания Александра Грибоедова.  Двадцать первый век принял эстафету. В самом начале третьего тысячелетья появилась версия, согласно которой  Грибоедов не погиб во время кровавого бунта в Тегеране, а ушел в суфийскую общину навсегда… (Русанова М.А. Грибоедов и суфии. Новосибирск, 2003, с. 118-119).

Остается только процитировать дорогого Александра Сергеевича Грибоедова: «Всё врут календари…»
;


Рецензии