Путь из варяг в греки, или кто такие варяги 4

            Радикальные гипотезы подождут, еще не время. А вот объяснить  предложение оставить в покое варягов и норманскую теорию считаю необходимым.
            Сколько версий, сколько буммаги истрачено, какие умы корпели на подтверждение или отрицание норманской версии! Просто захлебнуться можно от количества статей и работ, необходимого для ознакомления с проблемой! А до сих пор официальноистори- ческая наука не может дать внятный ответ на один из главных вопросов — были ли варяги народом или сборищем наемников от разных народов (эта версия-наемники - почему-то имеет многочисленных сторонников)?
            Уже первое упоминание варягов в «Повести временных лет», казалось бы, дает однозначный ответ:  варяги — это народ (в трактовке Лихачева Д.С.):
«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым».
            Из трактовки господина Лихачева вытекает, что раз варяги упоминаются в перечне народов, варяги — тоже народ. Такой же, как шведы, англы, волохи, римляне, немцы, готы и прочие. Об этом говорит их включение в перечень народов (языцы по «Повести»). Так что принуждены признать варягов таким же народом, как и все указанные в данном сообщении, то есть варяги — не шведы, не англы, не русы, не готы, не немцы и т.д. Это вытекает из трактовки данного сообщения господином Лихачевым.
           Но следующее сообщение «Повести» утверждает:
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». (выделено мною)
            Из приведенного сообщения стопроцентно вытекает, что варягами называются и русь, и шведы, и норманны, и англы,  и готландцы. То есть варяги — общее название руси, шведов, норманнов, англов и готландцев. А волохи и римляне, например, к варягам не относятся. «Повесть» приводит довольно четкое определение, кого можно отнести к  варягам.
            Что же получается? С одной стороны,  «Повесть» в трактовке Лихачева сообщает, что варяги — народ, такой же как русь, шведы, англы, волохи, римляне, немцы, готы и прочие. Иначе говоря, согласно «Повести» варяги не шведы, не англы, не русы, не готы, не немцы и т.д.. С другой стороны, «Повесть временных лет» в трактовке Лихачева сообщает, что варягами  называются и русь, и шведы, и норманны, и англы,  и готландцы.
            Налицо противоречие.
            Попробуем разобраться с другой стороны. У официальноисторической науки не возникает сомнений, кто такие  готы, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, ибо каждый народ занимал определенную территорию, «землю». Все, кроме варягов и руси в данном перечне, имеют территорию, или землю, достаточно посмотреть на карты, освященные официальноисторической наукой. Но если варяги и русь входят в перечень народов, они  должны быть, как и остальные народы в перечне,  локализованы на определенной территории. Где?
            Сам перечень указывает, что варяги и русь указаны в перечне западноевропейских народов. Не отрицает этого и «заморская (то бишь современная западноевропейская) официальноисторическая наука», которая на стороне норманской теории, согласно которой варяги пришли на Русь из Швеции, то бишь с запада. Значит, варяги и русь имели земли на территории Западной Европы.
            Что нам сообщает «Повесть временных лет» о расположении территорий варягов и руси? Читаем во вводной части «Повести» в трактовке Лихачева: «Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской».
            Неожиданно! Варяги, оказывается, сидят не только на запад от  ляхов, пруссов и чуди, но и на восток! «До пределов Симовых»! Интересно, а к кому на востоке могли направиться послы словен и чуди для приглашения князя? Вообще то другие русские летописи сообщают, что будто бы рассматривались пять (!) вариантов приглашений. Но остановились на варягах «за морем».
Из приведенного сообщения можно сделать вывод, что расположение территории варягов можно привязать к «ляхам, пруссам и чуди».
             А кто там живет на «востоке от ляхов, пруссов и чуди»? Есть ли в «Повести» перечень народов, живущих в указанном направлении, восточном, варяги и русы?
            Согласно официальноисторической науке, в трактовке Лихачева, «Повесть временных лет» сообщает: «В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы».
            Согласно официальноисторической науке,  «меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы» живут на восток от ляхов, пруссов и чуди. Так что искомый перечень в «Повести» имеется. Это факт.
            В перечне народов на восток славяне (литва, кстати, это не современная русофобская Литва, ибо все дошедшие до нас письменные документы указанной в перечне литвы — на древнеславянском языке) — есть,  варягов и руси — нет.
            Становится понятным, почему издаются горы макулатуры по варягам. Вот еще вопрос, позволяющий увеличить макулатуру: нарицание какого народа на восток «от  ляхов, пруссов и чуди»  соответствует варягам? Ведь черным по белому написано-варяги  «отсюда к востоку - до пределов Симовых». К западу в перечне народов варяги и русь указаны, к востоку — нет. Ибо нет других перечней народов в «Повести», нет и никаких сообщений в датируемой части «Повести» по поводу территории варягов. А к востоку и западу — указаны только славяне согласно трактовке Лихачева.
             Сколько вариантов и гипотез можно строить на базе сообщений «Повести временных лет»! И не решить ни одного вопроса.
             А может, варяги, живущие к востоку — просто вставка какого-либо «шутника» с Запада? Ведь мы уже писали, что варяжский вопрос возник в XVIII веке, когда в Российской Академии наук было засилье немецких ученых — как раз с Запада.
             Но пока что констатируем, что в перечне народов, живущих на восток, отсутствуют и русь, и варяги. Сообщение летописца — не соответствует действительности?
             Не поможет ли нам следующее сообщение летописи: «В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».
            Как вы думаете, почему у хазар указан размер дани, а у варягов — нет? Обращаем внимание на то, что варяги брали дань с княжеств, а хазары — брали «от дыма».
            Почему с княжеств? Об этом говорит следующее сообщение «Повести»:
«И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке».
            Поскольку это сообщение находится в недатируемой части, речь в данном сообщении идет о временах до IX века. Как видим, у славян к  IX веку уже были княжества.
            Дань с княжеств может означать взнос в общее дело. Таким делом мог быть союз или объединение княжеств, и дань была взносом в общее дело.
Тогда получается так. В этот союз на западе входили варяги (варягами  называются и русь, и шведы, и норманны, и англы,  и готландцы), на востоке — чудь, словене, меря и кривичи. Вот они, варяги на востоке. Все сходится.
            Интересная гипотеза. Во всяком случае, с варягами вопрос проясняется.
                Продолжение следует.


Рецензии