Глава 1. Поиски выхода

    
                Ч А С Т Ь   4

   
     Труднее всего поймать ускользающую мысль, когда она посетит тебя во время долгой ходьбы  и уединения. Шагая босиком по кромке штормящего моря, я размышляла о пересечениях и несходствах  жизненных обстоятельств,  выборов, вкусов.  Характер - это судьба, разумеется. Но не из посеянных поступков рождается характер.  Определенно - наоборот. А откуда характер?

     Временами я словно стою перед дверью, за которой откроется лестница в небо.  Чёрная пелена неизбежно прерывает это ожидание.  Куда ведёт лестница? Что  за пелена? Мне чудовищно трудно поймать ускользающий ответ.  Неожиданно помогает не хитрость, но вовремя случившееся сравнение.

     Внимание мое приковывает другая биография, где реальность и воображение, переплетаясь, помогают друг другу.  Вспоминаю, как  уничтожающе прозвучала оценка одного итальянца: «У него нет воображения».  В его глазах это было тяжелым недостатком.   

   ...Бог мой, да ведь я всю жизнь была больна той же болезнью.  Воображение мое было заковано в цепи. Вернее,  жило на маленьком пятачке разрешённого.   А я ещё считала себя внутренне свободным человеком...  На самом деле, это была глухая оборона, а не строительство мира, не созидание.  Все внешние успехи ничего не значат, если в душе ты не переживаешь чувства, что тебе подвластно  все!  Если  твоя жизнь течёт тебе вопреки,  без участия твоих желаний.

      Гигантская пропасть зияет между девочкой, с рождения жившей на воле ,  среди людей, свободно кочуя вдоль сибирских рек,  по таежным сенокосам,  купаясь в ледяной воде, пересекая Енисей  на пароме,  и моим детством, проведённым в одиночестве в четырёх стенах.  Свободная девочка писала свою судьбу сама.  Через ежедневный процесс познания широкого мира она шла, ставя свои опыты над жизнью.

     Я с рождения знала, что не имею права ни на что.   Мой мир - четыре стены и несколько животных.   Ребёнок неблагополучных, преследуемых родителей. Чтобы не быть разочарованным, не желай ничего.  Этот принцип убил мечту,  потому что она могла быть лишь  saudade, причинять  страдание своей несбыточностью.
 
     Не воображать сделалось привычкой, как средство от  мучений. Возможно, это началось с  бешеного стремления в  Город Томатного Сока.  Боль невозможности была непереносимой, запомнившись навсегда.  То был последний  задушенный порыв в будущее.

     И тогда  энергия мечты обратилась на реализуемое,  выстроив пятачок дозволенного, где воображение было безопасно, с неосознанным строгим запретом воображать своё будущее.   День за днём я жила, обороняясь от мира, а не строя планы о своём месте в нем.  Могло ли быть иначе в той жизни?
   
     Будущее строится его мысленным представлением.  Чем ярче, подробнее и убежденнее ты увидишь  его, тем  оно станет реальнее. Это лестница в небо, дорогу к которой мне не дано было открыть.  Табу на мечту чёрным занавесом отсекло меня от способности влиять мыслью на свою жизнь.
 
     Все противоположные знаки спаяны воедино, что шекспировский Полоний  выразил кратко и точно: «Что делала бы благость без злодейств?»  Так и последствия моего детского заточения не сплошь черны,  имея свой аверс и реверс.   Они приучили меня к самодостаточности одиночества, терпению и самостоятельности.

     Не принадлежа к сильным, энергетичным натурам,  лидерам и просто успешным людям,   я вовсе не слаба, а научена  выстаивать в напастях.  Сжав зубы, - как учил меня в детстве папа,  ведя  за руку на укол, где дети ревели в голос, а я должна была молча терпеть.   Но часто я  замечаю,  как энергия моя ущербна, словно утекает через незаметную трещину и оставляет меня обессиленной, не способной на действие. Я - дитя репрессий,  не желавшее жить в предложенном мире и рано ставшее на путь саморазрушения.  Для исправления нет пути назад.

*/ Saudade - (port.) - желание обладать недостижимым

     Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/18/2185


Рецензии
Мой дед в 1918 году записался В КОММУНИСТЫ и ушел добровольцем воевать за счастье трудового народа. Ему было 30 лет - в первой мировой при царе воевал пушкарем , так был огромного роста и большой силы. Оставил хату и молодую (ей было 17 лет) беременную жену. Он возглавил отряд разведки в 6-м отдельном особом ударном рабоче-крестьянском полку (командир полка царский полковник Несмашный, комиссар Клим Ворошилов, луганский слесарь, потом маршал и нарком-министр).
Когда БЕЛЫЕ прорвали фронт и захватили станцию Бекетовка, дед поднял в атаку КОММУНИСТОВ. Станцию отбили, но он получил две пули в грудь. И пожелал умереть в родной деревне. Бойцы несли его на руках по тылам БЕЛЫХ (на Дону все хутора тогда были ЗА БЕЛЫХ) 140 верст.
И когда принесли домой, у него родился сын.
Он сказал: НУ ТЕПЕРЬ МОЖНО И ПОМИРАТЬ -
СЫН ВАСЬКА БУДЕТ ЖИТЬ ПРИ КОММУНИЗМЕ!
Через десять лет бабка не выдержала и снова вышла замуж (ей было 27 лет, а в деревне одной прожить невыносимо трудно). Новый муж неродного Ваську гонял. В колхоз он вступать отказался - ТАМ ОДНИ БЕЗДЕЛЬНИКИ, ПЬЯНИЦЫ И ГОРЛОХВАТЫ, ОНИ БУДУТ РЕЧИ ТОЛКАТЬ, А Я ЗА НИХ ПАХАТЬ?!
По суду ему дали три года (мало дали - он же служил в Красной армии) и отправили в Царицын сортиры на вокзале чистить. А жену с ребенком выселили в лес. Без права заходить в деревню. ТАК РЕШИЛИ МЕСТНЫЕ АКТИВИСТЫ. Хату отобрали, корову сьели...
Они жили в лесу - бабка носила на станцию за 15 км грибы, ягоды, травы. Тем и жили. А жили в землянке (бывший окоп).
Кто-то шепнул бате - и он написал письмо Сталину.
Потом отнес за 15 км ночью на станцию и бросил в почтовый вагон.
Через две недели в лес приехала машина.
Вышли трое в кожанках и спросили:
А ГДЕ ТУТ ДАРЬЯ АФАНАСЬЕВНА ИВАНОВНА И СЫН КРАСНОГО КОМАНДИРА ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ?
Бабка сказала:
- НА СОЛОВКИ НЕ ПОЕДУ - расстреляйте и закопайте здесь. Старому дурню хорошо - лежит в земле сырой и не знает, что совецкая власть сотворила с его семьей. И где его светлое будущее? Встал бы ЭТОТ КОММУНИСТ и посмотрел, как недорезанные буржуи живут! Я-то старая дура (ей не было и 30 лет) за дело страдаю, а за что сын мучается? За зиму три раза болел, еле травами отпоила...
Старший снял с себя кожанку и на батю надел:
- Вот тебе, Васек, первый подарок от родной советской власти. Ты не слушай свою мать. Это она от горя и несправедливости. Но мы справедливость восстановим. А твой отец был настоящим КОММУНИСТОМ - они первыми шли в бой и последними брали кусок хлеба со стола в отличие от ПАРТИЙЦЕВ, которые сидели в штабах и трибуналах, а горло драли на митингах,

Петр Евсегнеев   15.02.2018 09:17     Заявить о нарушении
Конечно, у Вас, Петр, своя правда есть - семейная и личная. Есть чем гордиться по праву и право возмущаться несправедливостью. Я уважаю заслуги Ваших родных в защите страны и хорошо представляю, что приходилось переживать деду и отцу.

Мои деды были простыми людьми, а отец работал на шахте в Донбассе с 10 лет, потому что в многодетной семье остался единственным кормильцем. Ему оторвало там руку в 12 лет в ночную смену. Он учился, потом смог поступить в Институт востоковедения и стать японистом высокого класса. Ну а уже потом был записан в японские шпионы.
Из двоих его институтских друзей один дослужился до ЦК КПСС, но юношеской дружбы, разумеется, не сохранилось из-за различия социального статуса и жизненного опыта.
Следы второго друга затерялись...

Галина Коревых   26.11.2017 16:24   Заявить о нарушении
Мои родичи тоже были простыми русскими людьми...
КТО ПИСАЛ ДОНОСЫ? 90 процентов - соседи или начальники!
Чтоб хапнуть комнату, чтоб досадить, чтоб отомстить. Если б отец ваш раскрыл свое уголовное дело, то ужаснулся бы, увидев знакомые фамилии! Вспомните про ГРАФА МОНТЕ-КРИСТО!
При Сталине разбирались, но не всем повезло. При нем оправдывали 30 процентов... При Путине оправдали трех человек - дагестанца Мирзаева (он кулаком убил студента Агафонова в Москве), полковника Зинченко (он за 10 тысяч дол провез четырех раненых арабов в Чечне), американского шпиона Поупа (ок украл чертежи ракето-торпеды и нанес ущерб стране в 10 миллиардов долларов). Так что если б был тогда вместо Сталина алкаш Ельцин, то полстраны сидело бы!

Петр Евсегнеев   26.11.2017 16:39   Заявить о нарушении
Если Вы думаете, что я - поклонница или сторонница Ельцина, то ошибаетесь.

Галина Коревых   26.11.2017 16:59   Заявить о нарушении
Я просто так ни про кого не думаю, особенно после того, как ярые ленинцы Гайдар, Горбачев, Ельцин вдруг стали ярыми врагами советской власти. КСТАТИ, тому же Ельцину, первому секретарю Уральского обкома КПСС, я еще в 1980 году на партхозактиве сказал: "ПАРТИЯ - ум, честь и совесть, как сказал товарищ Ленин. А вы мне, советскому офицеру-ракетчику, предлагаете стать ЧЛЕНОМ ПАРТИИ. Обидно, знаете ли!"

Петр Евсегнеев   26.11.2017 17:12   Заявить о нарушении
Охотно верю. А я принципиально в партию не вступала никогда. Ушлые считали это признаком недалёкости.

Галина Коревых   26.11.2017 20:13   Заявить о нарушении
Я не могу забыть рассказ отца, -
Он вспоминал, как тем жестоким летом,
Перед смертельной схваткою бойцам,
Вручали перед строем партбилеты.
Как он, безусый, и его друзья,
Писали просьбу на листочке чистом,
Что если пока в партию нельзя,
То коль убьют – пусть числят коммунистом!

Он видел коммуниста как бойца,
Который первым был всегда в атаке,
И силы все истратив до конца,
С последнею гранатой полз под танки.
А раненый в атаке он вставал,
Вновь падал и вставал, и снова дрался,
И если даже сразу «наповал», -
То и тогда он встать еще пытался.

Как видел он другое на земле,
Сражённого не пулей и не пыткой
Спал сладко «коммунист» в тенистой мгле,
Сражённый «наповал» спиртным напитком.
Лежал в тени немолодой брюнет,
Зажав в руке распитую бутылку,
А рядом с ним валялся партбилет,
И не грозил расстрел ему в «Бутырках".

В вот за это надо в трибунал,
Как за измену воинской присяге!
Кто с партбилетом чтобы твердо знал –
Коль опозорит званье - точно сядет!
А если не уверен – не вступай,
А коль вступил и есть взысканий пачка -
Иди в райком и партбилет свой сдай,
Отдай обратно чистым, но не пачкай!

Не думал он, что через десять лет
Начнёт сбываться предсказанье это,
И первым сдаст публично партбилет
Тогдашний Пред. Верховного Совета.
Но сдаст не потому, что много пьёт,
А из других корытных побуждений.
Он нас другой дорогой поведёт
К развалу, нищете и униженьям.

А вслед за этим нашим «пастухом»
Десятки тысяч сбившихся «овечек»
Бросали партбилеты, а потом
Поставили за что-то богу свечку.
И рухнула великая страна,
Поскольку были на руку нечисты,
Те, кто вверху старательно для нас
Писал моральный кодекс коммуниста.

Сейчас твердят нам - деньги это всё!
А коммунизм химера и халтура.
Сейчас по новой жизни нас ведёт
Почти вся та же партноменклатура.
Директор-коммунист купил завод,
А секретарь райкома стал банкиром.
Сейчас другой их идеал влечёт -
Зелёный доллар стал для них кумиром.

Тем, кто сменил идею, как бельё,
Кто предал то, на что вчера молился,
Кто на свою страну помои льёт,
И кто с ворами воссоединился;
Хотел бы я, чтоб все, кто в битвах пал
С простреленным на сердце партбилетом,
Хоть на минуту из земли бы встал
И посмотрел в глаза всем падлам этим!

Аникеев Александр Борисович   15.02.2018 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.