Ледяной дождь или Тётя Маша
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
МАРИЯ – ок 60 лет ухоженная женщина, мать семейства и бабушка.
ВАЛЕНТИН – первый муж Марии и отец Ольги, ок 60ти
МОЛОДАЯ МАРИЯ (ок 20ти)
МОЛОДОЙ ВАЛЕНТИН (ок 20ти)
ОЛЬГА (ок 38)– старшая дочь Марии
ИРИНА (ок 35) – младшая дочь Марии (от брака с Иваном, погибшим два года назад в автомобильной аварии)
ТАСЯ (ок 37)– «приёмная» дочь Марии, дочь Ивана от первого брака, практически выросшая в семье Марии и Ивана.
СОФИ (ок 14) – дочь Таси
ГЕНКА (ок 14) – внук Марии, сын Ирины
СЛАВИК (ок 40) – бывший муж Ирины, отец Генки
ЛЕВ (ок 40) – сосед по даче
ЯКОВ (ок 40) – друг Льва
АЛЛА (ок 55) – мать Таси и первая жена Ивана.
ПЁТР (ок 60) – муж Аллы, знакомый Марии, продюсер
Действие происходит под Новый год.
«Я человек тщеславный, а то не стоял бы здесь
перед вами и не разглагольствовал. Но не настолько
тщеславный, чтобы льстить себя мыслью, будто сказал
вам что-то, чего вы без меня не знали»
Курт Воннегут
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Утро 30 декабря. Большая гостиная с камином, совмещенная с кухней. В глубине - красивая деревянная винтовая лестница на второй этаж. На стенах в рамах, как картины, разноцветные вышивки бисером. Красивая деревянная вешалка сбоку у входной двери с верхней одеждой хозяев. В этой комнате много кресел, пуфиков и большой диван с подушками, чтобы гостям было где расположиться.
За огромными «клетчатыми», как на террасах старых дач, окнами медленно падает пушистый снег. Мария, ухоженная женщина лет шестидесяти, уже готовая к выходу сидит за огромным круглым столом с чашкой кофе.
Ольга мечется по всему пространству, как белка в колесе: глотнет кофе подбежит к зеркалу надеть сережки, еще глотнет – хватает тушь и снова к зеркалу подкрашивать ресницы. Потом с пудреницей подбегает, после очередного глотка кофе, - собирается на работу.
МАРИЯ
Оль, ты бы хоть бутерброд откусила.
Сейчас ведь сядешь за руль и будешь
курить одну за одной…
ОЛЬГА
Ма, не волнуйся, я ж не курю,
когда ты в машине.
По лестнице спускается Валентин в махровом халате.
ВАЛЕНТИН
Доброе утро, девочки!
ОЛЬГА
Привет, па!
МАРИЯ
Валь, ты тут за старшего остаешься,
мне в город надо. Традиционная встреча.
Вот, Оля меня отвезет…
ВАЛЕНТИН
Ясно. 30 декабря, мы с друзьями…
Всё будет в ажуре, не волнуйся,
Марусь, мы с Иринкой
разберемся… а где она?
ОЛЬГА (с наигранным состраданием)
Наверное, досыпать пошла. Генку
в школу проводила и перетрудилась…
МАРИЯ
Напрасно ты на сестру клевещешь.
Она утром никогда не ложится,
хотя ночью часов до трёх сидит.
Работает!
ОЛЬГА
Мам, за работу деньги платят!
Сколько можно «писать в стул»?
ВАЛЕНТИН
Девочки не ссорьтесь! Хватит, что ль!
У Ольги звонит мобильный. Она хватает трубку, но звонок срывается.
ВАЛЕНТИН
А ты, Оль, нашла б работу сестре-то.
Сама знаешь, она после смерти отца…
ОЛЬГА
Отлично устроилась! Пап, а если
я сейчас распереживаюсь и перестану
работать? Или заболею? На что жить
будем? Мы? Все?
ВАЛЕНТИН
У нас с матерью всё-таки пенсия…
не совсем уж я - нахлебник…
ОЛЬГА
Да не об этом я! Ну какая пенсия?
Это на коммуналку только, на хлеб и чай.
Даже на бензин не хватит!
ВАЛЕНТИН
Ты, доча, не гордись так, не надо…
Славик вон тоже сыну помогает…
Квартиру сдаёте…
Звонок Ольгиного телефона.
ОЛЬГА
Алло! (обалдело) Привет, Тась? Когда?
Сегодня прилетела? К нам?
На даче. Мы теперь всегда тут живём.
Такси возьми. Адрес-то вспомнишь?
Я на работу – вечером увидимся!
МАРИЯ (взволнованно)
Тася?
ОЛЬГА
Час от часу не легче. Просится
«на пару дней» к нам… с Сонькой…
ВАЛЕНТИН
Это ж сколько я её не видел?
Радость-то какая!
ОЛЬГА
Какая?
ВАЛЕНТИН
Гости! Это всегда радость,
обновление…
ОЛЬГА
Враньё! Гости – это ещё
больший недосып, заботы
и нервотрепка…
МАРИЯ
Я не понимаю… вы так дружили…
Входит Ирина.
ИРИНА
Всем привет. Кто звонил?
ВАЛЕНТИН
Сестра твоя Тася из Франции приехала,
хочет нас навестить.
ОЛЬГА
Ага, навестить!
ИРИНА
Она с Соней, дядь Валь?
ВАЛЕНТИН
Да, с дочкой. Ей сколько уже?
ИРИНА
Они с Генкой ровесники…
ВАЛЕНТИН
Вот, и Генке не скучно будет
на каникулах…
ОЛЬГА
Вот, на это и расчёт! На все
каникулы к нам!(передразнивая)
«На пару дней…»
МАРИЯ (возмущённо)
Оля, она ваша сестра! После похорон
отца ни разу не приехала!
ОЛЬГА
Сводная.
ИРИНА (меняя тему)
Мам, ты, по-традиции, в город?
МАРИЯ (с упрёком глядя на Ольгу)
Да я вот думаю, может
отменить поездку?
ИРИНА
Да мы справимся, ты ж знаешь
Таську, она ж потому и не
предупредила, чтоб мы сильно
не суетились…
Ира наливает себе чаю в большую кружку и отходит к окну.
ОЛЬГА (хмуро)
Поэтому мы будем суетиться
ещё сильнее! И отступать нам
уже будет некуда!
МАРИЯ (с болью)
Оля, ну зачем ты так?
ОЛЬГА
Как? Никто не живёт так, как вы
давным-давно!
МАРИЯ
Очень жаль. В этом уж точно
ничего плохого не было.
ОЛЬГА
Ну да, такие все хорошие,
интеллигентные и гостеприимные!
Одна я не удалась!
МАРИЯ (встала строго)
Оля!
ОЛЬГА
Мама! Показуха всё это, неужели вы не понимаете?!
МАРИЯ
Знаешь, ты очень громко думаешь,
что мы все сидим у тебя на шее.
Стало слышно.
И Мария с прямой спиной царственно удаляется.
ОЛЬГА (кричит ей вслед)
Я думаю сейчас, что снег идет и
неизвестно, как мы будем ехать…
и встреч у меня на сегодня – восемь,
и все клиенты чудовищно капризны…
Мария не останавливается и даже не поворачивает голову, только вскидывает вверх руки.
МАРИЯ (выходя из комнаты)
Решено, я остаюсь!
ВАЛЕНТИН (подходит к Ольге и пытается её обнять)
Девочки не ссорьтесь!
ОЛЬГА (истерично)
Папа, займись любимой и интеллигентной
падчерицей, а я пошла «зарабатывать»!
Ольга надевает дубленку и хлопает дверью.
Ирина допивает свой чай, стоя у окна и глядя на пушистый, медленно-падающий снег.
ИРИНА
Так красиво… сердце разрывается
от восторга…
ВАЛЕНТИН
Ир, ты на неё не сердись.
ИРИНА
И не думаю. Она пашет… устала,
а я… не могу найти работу.
ВАЛЕНТИН (замявшись)
А ищешь?
ИРИНА
Разместила резюме… Знаете, дядь Валь…
Я - как честный человек могу делать
только то, во что верю…
а сейчас у меня такой момент…
мне кажется, я ни во что не верю…
понимаете?
ВАЛЕНТИН
Я, как честный человек, должен заметить,
что делать то, что хочешь – это роскошь…
Нет, мне вот всю жизнь везло… Раньше…
А теперь – надо принимать создавшиеся условия.
Мне кажется работы сейчас полно.
Я вот думаю, и сам устроиться.
Мне после нового года обещали.
Теперь, вроде, возраста не очень
боятся… Компьютер только освоить надо…
поможешь?
ИРИНА
Конечно.
Вместе смотрят на снег.
ВАЛЕНТИН
Значит, то, что предлагают – не подходит?
ИРИНА
Или я не подхожу… создавшимся условиям…
Валентин хочет что-то возразить, но передумывает, заслышав шаги Марии
ВАЛЕНТИН (громко)
А хорошо, что Таська приехала.
Машин дом всегда ей домом был!
Выходит Мария, переодевшись в простое, но элегантное домашнее платье. Подходит к кухне. Берет у плиты передник и накидывает на шею. С улицы еле доносится колокольный звон.
МАРИЯ
Ну что, будем сочинять праздничный
обед?
ВАЛЕНТИН
Сочиняли мы с тобой, Маша на
заре нашей туманной юности, а теперь
надо просто выбрать. Мы же с Олей
вчера в супермаркет заезжали –
всё купили, на все предстоящие праздники…
Мария шуршит в кладовке пакетами и разбирается с продуктами. Ирина собирает посуду в посудомойку.
ИРИНА
Послушайте, я вот всегда стеснялась
спросить, а почему вы разошлись
на заре этой самой юности?
Оле сколько было?
МАРИЯ
Три года.
ВАЛЕНТИН (замявшись)
Так уж… получилось…
ИРИНА
Мам, а за папу ты когда вышла?
МАРИЯ
Когда ты должна была родиться…
ИРИНА
Значит ещё через три года…
ВАЛЕНТИН
Кто б мог подумать, что
всё вот так-то…
МАРИЯ (задумывается)
Судьбу не обманешь…
Мария погружается в воспоминания, сначала она ещё слышит голоса своих близких…
ИРИНА
Дядь Валь, может, шашлык замаринуем?
ВАЛЕНТИН
А угли есть?...
КАРТИНА ВТОРАЯ
…но потом Мария остаётся полностью со своими мыслями… пространство трансформируется, яркий световой луч выхватывает фигуру молодой женщины, ближе к авансцене. Это Мария. Рядом с ней молодой Валентин. Они слегка «навеселе» после гостей.
МАРИЯ
Валя, ну зачем ты всех провоцируешь?
Это не тот коллектив.
ВАЛЕНТИН (дурачась, хихикая и мелко подпрыгивая на одном месте)
Ну, это же здорово. «У политического
пульта всех поражает вирус культа.
Болезнь исходит от пульта – видать
конструкция не та»
МАРИЯ
Ты ещё на площадь с этим выйди.
На красную…
ВАЛЕНТИН (чуть ли не чечётка)
Я ж не на площади. И из партии не
выгонят – я беспартийный!
МАРИЯ
Может напрасно?
ВАЛЕНТИН (переход к вальсу)
Маша, я никогда не скрывал своих
убеждений. И мне как-то казалось,
что ты их разделяешь?
МАРИЯ
Там были совершенно незнакомые
люди, зачем ты про «ПОЛИП-бюро»?
ВАЛЕНТИН (останавливается)
Маша, так жить нельзя!
Мы же интеллигентные люди!
МАРИЯ
Все же как-то устраиваются…
ВАЛЕНТИН
Вот именно, устраиваются!
МАРИЯ (стягивая с себя газовый шарфик, отворачиваясь и отходя вглубь)
Ты не можешь ничего изменить!
ВАЛЕНТИН
Ещё неизвестно. Эта система
сама себя уничтожит!
МАРИЯ (с шарфиком в руках)
«Жаль только жить в эту пору прекрасную…»
ВАЛЕНТИН
Ещё не известно!
(устало)
Я задыхаюсь… а ты?
МАРИЯ (комкая шарфик)
А я боюсь. За тебя, за себя, за Олю…
ВАЛЕНТИН (снова в танцевальное наступление, теперь танговое)
«Милый пушистый хорёк…» этот
страх-то и надо в себе победить…
МАРИЯ (прерывая его)
Мне… предложили в партию...
ВАЛЕНТИН (продолжая игру)
Я и партия – «две вещи несовместные»
МАРИЯ (кричит)
Я устала. Устала! Это всё не жизненно.
Я хочу жить нормально сейчас,
а не мечтать о счастливом будущем
для всего человечества… и если
надо в партию – я вступлю.
ВАЛЕНТИН
Тебе что, обещали оклад повысить?
Ты итак – руководитель группы.
Ставка не изменится.
МАРИЯ (вздыхая)
Я … не знаю…
ВАЛЕНТИН
Надо быть ещё двоедушнее, чем мы есть
на самом деле?
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
День 30 декабря. Свет меняется. Тот же день, что и в первой картине. Стол накрыт на семь персон. В гостиной в кресле сидит Мария (60ти лет) и вышивает бисером. Тихо «шуршит» FM-радио. Новостная станция, не музыкальная. Входит Ирина с улицы. Скидывает заснеженную шубку, бросает на вешалку.
ИРИНА
Мангал мы подготовили. Я звонила
Тасе – они в пробке стоят.
Снег всё идёт. Опять коллапс.
МАРИЯ
А Оле не звонила?
ИРИНА
Тоже застряла, уже подумывает
не вернуться ль…
МАРИЯ
Как твоя пьеса?
ИРИНА (пожимает плечами и очень чеканно)
Новые формы не нуж-ны!
МАРИЯ (оторопев)
Кому?
ИРИНА
Ни-ко-му. Мне не нужны. Я вообще
не понимаю, что это такое…
Нужна какая-то новая внятность,
что ли… Чтоб разные толкователи
замучились перетолковывать…
МАРИЯ
Наши представления о мире меняются
и толкователи будут всегда,
куда мы без них. Нет абсолютной истины…
ИРИНА
Абсолютной истины нет… а как же Бог?
МАРИЯ (искренно)
А Бог есть. Потому что он нужен.
И вовсе не мирозданию, а лично мне.
Потому что это лучшее, что во мне есть!
ИРИНА
Мам, как я люблю за тобой записывать!
Ирина достаёт из кармана блокнотик и записывает.
МАРИЯ (смеясь)
Может быть только этим мы
отличаемся от животных?
ИРИНА
Ещё не известно. Может когда
волк воет на луну – это он
молится? По-своему?
МАРИЯ
Тебе надо заказчика найти.
ИРИНА
Надо.
МАРИЯ
Может позвонить кому-нибудь?
ИРИНА
Кому?
МАРИЯ
Не знаю… одноклассникам… однокурсникам…
ИРИНА
… мам, а ты папу любила?
МАРИЯ
Конечно, любила. И люблю.
ИРИНА
Как-то дежурно отвечаешь. А дядь Валю?
МАРИЯ
И дядю Валю. Если б не любила, разве смогла бы
теперь жить с ним в одном доме…
он – родной человек…
ИРИНА
Он живёт с нами год - значит
почти через сорок лет
ты его снова приняла.
МАРИЯ
Что-то ты сегодня такая любопытная?
ИРИНА
Я всегда была. Просто тщательно
скрывала.
МАРИЯ
Генка ещё не пришёл?
ИРИНА
У них сегодня праздник…
Мам, а Таська почему у нас жила?
МАРИЯ
Потому что твой папа скучал по ней, а
её мама – папина первая жена часто уезжала
в киноэкспедиции. «А «ребёнкам» надо учиться,
а не шляться по киноэкспедициям».
ИРИНА
А почему я её никогда не видела?
МАРИЯ
Аллу? Она не интересовалась нами.
Я и сама её видела пару раз. Мельком.
Красивая женщина. Деловая.
На нашу Олю похожа чем-то.
ИРИНА
А она где?
МАРИЯ
Вроде в Москве. Когда папу хоронили
была на съемках где-то за границей…
поэтому не приехала…
ИРИНА
Это ты её оправдываешь?
МАРИЯ
Оправдываю?.. Может быть…
ИРИНА
А у неё ещё дети есть?
МАРИЯ
По-моему только Таська.
ИРИНА
Пойду в дядь Валиной комнате
приберусь, мы Таську с Соней
туда поместим?
МАРУСЯ
Да, это же её комната… а Валю в кабинет,
под крышу.
ИРИНА
А может к тебе на диванчик?
МАРИЯ
Ир, хватит, что ль…
ИРИНА (хитро)
Ты сейчас как дядь Валя сказала…
«Хватит что ль!..»
Ирина уходит по лестнице.
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
День 30 декабря. Мария некоторое время вышивает в одиночестве. На радиостанции новости о погоде: «Объявлено штормовое предупреждение, надвигается циклон, по данным Гидрометцентра снежная буря, переходящая в ледяной дождь продлится двое суток»…
Входит Валентин, стряхивает снег со старого тулупа и каракулевой шапки «пирожок».
ВАЛЕНТИН
Всё метёт.
МАРИЯ
Да, передавали, что циклон угомонится
суток через двое, даст Бог.
ВАЛЕНТИН
Смеркается уже, а температура, кажется, повышается.
МАРИЯ (рассматривая свою работу, будто про неё)
Ледяной дождь, гололёд и прочие радости…
Валентин подходит к ней и рассматривает вышивку.
ВАЛЕНТИН
Пока ещё снег… а вот у тебя тут,
похоже, действительно, гололед…
МАРИЯ (хмыкнув)
А что, такая зимняя картинка
получилась… Искристая… остался
последний штрих…
ВАЛЕНТИН
Кандинский ты мой, бисерный!
МАРИЯ (улыбается)
Да, я – художник!
ВАЛЕНТИН
Абстрактный экспрессионист!
МАРИЯ
Я бы назвала себя беспредметным
пуантилистом.
ВАЛЕНТИН
Тебя всегда притягивало
всё французское!
МАРИЯ
Ты меня с Таськой перепутал.
ВАЛЕНТИН
Никогда я тебя ни с кем не путал.
МАРИЯ
Да, «просто во всех женщинах
ты любил меня».
ВАЛЕНТИН
Хватит что ль!
Раздается стук в дверь и входит сосед Лев.
ЛЕВ
Тук-тук
ВАЛЕНТИН
Входите, Лёва!
ЛЕВ
Здравствуйте, Валентин Николаевич,
лопату одолжите? А то мы подъехали…
с товарищем… а к воротам – никак.
Завалило! Здрасьте, Мария Ивановна!
Валентин надевает свой тулуп.
МАРИЯ
Здравствуйте, Лёва, давайте без церемоний.
ЛЕВ
А Оля в городе?
МАРИЯ
Поехала. Того гляди вернётся…
ЛЕВ
Лучше б вернулась. Там ужас
что творится!
ВАЛЕНТИН
Ну, пойдём?
Валентин со Львом уходят…
КАРТИНА ПЯТАЯ
… а по лестнице спускается Ирина с гитарой.
ИРИНА
Сосед приехал?
МАРИЯ
Да, пошёл откапывать ворота…
Ирина, устанавливая гитару на кресле, касается струн и понимает, что гитара расстроена. Берётся её настраивать. Так и сидят две кумушки. Одна вышивает, а другая настраивает гитару. В течении этой сцены до приезда машин за окнами становится темно.
МАРИЯ
Как раньше.
ИРИНА
Ты раньше не вышивала бисером.
МАРИЯ
А ты пьес не писала… (поднимает голову от вышивания)
Ещё камин зажечь, свечи… и чтоб все
родненькие в сборе. И девочки поют…
ИРИНА
Да уж, девочки…
МАРИЯ
Когда мне стало тридцать восемь –
я всё думала, что уже старуха.
А со стороны шестидесяти и сорок
пять кажется ранней молодостью!
А вы ещё вообще девчонки!
Это я тебе как женщина говорю!
Взрослая!
ИРИНА
Я, честно говоря, вообще об этом не думаю.
Скоооолько лет?..
МАРИЯ
А о чём?
ИРИНА
Что всю жизнь
чувствую себя чужой…
МАРИЯ (с ужасом)
Дома?
ИРИНА
Нет, везде, кроме дома…
в школе, в институте, на всех своих
работах… у тебя так было? Как будто
ты зашла сюда на минутку, посмотреть,
как тут всё устроено? Как будто
не живешь вовсе, а только собираешься…
МАРИЯ
Нет, я везде чувствовала себя
самым центром всего происходящего…
ИРИНА
Это, наверное, здорово…
МАРИЯ
Ты, по-моему наговариваешь на себя.
А со Славиком? Разве это была не твоя жизнь?
Я же помню твои: «не так стоит,
не так сидит» А с ним для тебя
всё было «так»…
ИРИНА
Да, он был воплощением мечты
во всех отношениях…
МАРИЯ
Люди не виноваты, что мы себе
вечно что-то придумываем про них.
ИРИНА
А потом не выдерживаем встречи
с реальностью?
МАРИЯ
У меня было два мужа, и я не
ошиблась ни в одном! Может, они
во мне… чуть-чуть…
ИРИНА
Нет, мама, не про людей я придумала…
Про себя…
МАРИЯ
Трудно смириться с тем, что ты далека
от совершенства?
ИРИНА
При чём здесь совершенство…
но всё же считала себя
приличным человеком…
МАРИЯ
Не наговаривай на себя.
Ты – хороший человек.
ИРИНА
Просто ты принимаешь меня
за кого-то другого.
МАРИЯ
Не расстраивай меня.
Я – счастливая мать!
Вообще: я всегда и
во всём была счастлива.
ИРИНА
А в профессии?
МАРИЯ
Работу свою я любила, проектировала
с удовольствием!
ИРИНА
Зачем папа меня от технического
ВУЗа отговорил. Была бы инженером.
Проектировала бы… с удовольствием…
МАРИЯ
А он тебя отговаривал?
ИРИНА
«Тооолько через мой труп»!
МАРИЯ
Он был неплохим инженером…
ИРИНА
А дядь Валя?
МАРИЯ
Тот вообще от Бога – инженер.
Выдумщик.
ИРИНА
А инженер – это выдумщик?
МАРИЯ
Ему всегда казалось, что он
постиг то, чего не знает никто.
ИРИНА
А на самом деле?
МАРИЯ
Нет никакого «на самом деле».
Может, просто есть люди,
которые хотят во всём «дойти
до самой сути», увидеть
«с высоты птичьего полета»
стройную и гармоничную картину
мироздания. Иногда им кажется,
что они приблизились к пониманию…
часто они опровергают сами себя…
но они точно знают, что «между
спорящими не истина, а проблема»!
ИРИНА
Мам, а что у него случилось?
Вы мне так и не сказали.
МАРИЯ
У Вали? Он квартиру продал, деньги вложил
в строительство, хотел Оле потом
оставить… и… вроде потерял всё.
Ну, может что-то ещё удастся спасти…
в общем, я не лезу, они там с
Олей разбираются.
ИРИНА
Недвижимость- «форева».
МАРИЯ
Не могла же я Олиного папу
на улице оставить.
ИРИНА
Смотря, с какой стороны
посмотреть.
МАРИЯ
С какой ни посмотри - надо быть
человеком.
ИРИНА
Эта истина популярна, в основном,
на словах.
МАРИЯ
Принципы или есть – или нет.
ИРИНА
Это абсолютная истина?
МАРИЯ
В отдельно взятой моей жизни – да.
Истиной надо жить, не надо насаждать её…
ИРИНА
Так хочется, чтоб
дважды два – четыре. И всё!
Однозначно.
МАРИЯ
Ответственность брать на себя
всё равно придётся.
ИРИНА
Хочешь сказать, что я
просто не хочу брать на
себя ответственность?
МАРИЯ
А кто ж хочет? (себе под нос)
К этому нужна привычка…
Звонит телефон Ирины.
ИРИНА
Да, Слав, привет.
Генка сегодня, наверное,
поздно придёт. В Новый год?
А ты разве не уезжаешь?
Коньки хочет, хоккейные. Спасибо.
Да, давай завтра созвонимся. Пока.
МАРИЯ
Как всегда «легок на помине»,
вот только что его вспоминали!
ИРИНА
Хочет с сыном Новый год встретить.
МАРИЯ
Я уж поняла.
ИРИНА
А мы даже ёлку не купили.
МАРИЯ
Да, она сама придёт, вот увидишь!
ИРИНА
Кто?
МАРИЯ (смеётся)
Ёлка.
ИРИНА
Хватит что ль!
На мгновение гаснет свет и «затыкается» радио, становится очень тихо.
МАРИЯ
Не хватало ещё без электричества
на праздник остаться…
В этой темноте и тишине слышно как по снегу подъезжает машина, как будто подкрадывается, а из окон всё пространство заливает движущийся свет фар. Раздаются несколько приглушённых шлепков автомобильных дверей.
МАРИЯ
Интересно, Тася или Оля?
ИРИНА (положив гитару и подбежав к окну)
Обе.
Свет включается, вместе с тихим «бубнежом» радиостанции. Распахивается дверь.
КАРТИНА ШЕСТАЯ
Вечер 30 декабря. В комнату входят гурьбой: Ольга, Тася, Софи, Генка и Валентин с чемоданами. Все в снегу, топают, отряхиваются. Ирина и Мария бросаются навстречу.
Софи и Генка смущенно поглядывают друг на друга. Софи заметно выше своего кузена, красивая, модельная.
МАРИЯ
Смотрите-ка, все сразу!
ТАСЯ
Машечка Иванна, с Наступающим!
МАРИЯ
С Наступающим, проходите!
Генка, а ты-то как?
ГЕНКА
А я подхожу, смотрю –
машина к нам подъезжает…
ОЛЬГА (проходя в комнату)
Я в снегу завязла, они
меня вытаскивали! Потом мы такси
отпустили…
ИРИНА
Соня, какая ты красивая!
СОФИ
Мерси, ма тант!
ВАЛЕНТИН
Какой праздник! Маша, я Лёву
с другом пригласил на Новый год,
ничего? Для общества!
МАРИЯ
Хорошо, Валечка! Как там шашлык?
ВАЛЕНТИН
Пока вы тут все перездороваетесь,
я как раз успею. Ириш, накроешь?
ИРИНА
Да всё уж накрыто, дядь Валь.
Раздаётся стук и входят Лев и Яков, вдвоём несут тяжелую кадку с ёлкой, в другой руке Льва - лопата. Не смотря на верхнюю одежду угадывается, что Яков в костюме и при галстуке.
ЛЕВ
Всем здравствуйте! Возвращаем инструмент
и приносим большое спасибо! Вот!
Игрушек только у нас нет.
Ставят кадку с елкой перед собой. Ирина с улыбкой смотрит на мать, та победно на неё.
МАРИЯ
Здравствуйте!
ЛЕВ
Это мой друг Яков, прошу любить
и жаловать!
МАРИЯ
Рады познакомиться.
ОЛЬГА
Лёва, проходите, мы как раз
собираемся обедать… или это уже ужин?..
ЛЕВ
Мы уж завтра будем вашим гостеприимством
пользоваться. Спасибо!
Мужчины вместе с Валентином выходят, Валентин уносит лопату. Мария смотрит на елку и вспоминает что-то.
ИРИНА
Ёлка! Сама пришла…
ГЕНКА
Мам, ты бредишь?
КАРТИНА СЕДЬМАЯ
Мария остаётся полностью со своими воспоминаниями, яркий световой луч выхватывает фигуру молодой женщины, сидящей с ногами на диване. Она кутается в большой пуховый платок. Это молодая Мария. Она одна. Раздаётся стук, он повторяется многократно и весело, входит Валентин в костюме Деда Мороза. В его руках живая пушистая украшенная елочка и большая хозяйственная сумка конца 60х годов. На шее маленький транзистор. Он вносит с собой музыку 60х.
ВАЛЕНТИН
Тук-тук-тук!
МАРИЯ
Ой!
ВАЛЕНТИН
Аль испугалась, красавица?
МАРИЯ (узнавая и смеясь)
Испугалась, дедушка.
ВАЛЕНТИН
А чего пригорюнилась?
МАРИЯ
Да вот… сижу одна… денег нет…
ВАЛЕНТИН
Кто ж так Новый год встречает?
(протягивая ей сумку)
А ну загляни-ка в мой мешок!
МАРИЯ
Какоё угощенье!
Достает из сумки бутылку Советского Шампанского, банку красной икры, палку копченой колбасы, шоколадку «Слава», мандарины, лимон, хлеб и банку майонеза.
ВАЛЕНТИН
Там ещё что-то есть, внученька!
МАРИЯ (заглядывая в пакет вынимает свёрток)
Что это?
ВАЛЕНТИН
Открой, посмотри!
МАРИЯ (разворачивает)
Импортные! Как ты достал?
ВАЛЕНТИН
Носи на здоровье!
Валентин снимает бороду с париком и костюм деда Мороза, вынимает из кармана пиджака два граненых стакана, открывает Шампанское, протягивает Маше стакан… они чокаются и выпивают по глотку… Валентин достаёт из кармана хлопушку и осыпает их обоих конфетти.
ВАЛЕНТИН
Уррра! С Новым годом!!!!
МАРИЯ
Уррра! Валечка!!! С Новым годом!!!
1970ым!!!! Подарки!!!! Закуска!!!!
Шампанское!!!! Урррра!!!!
Они начинают скакать, подпрыгивать, и это превращается в танец.
ВАЛЕНТИН
Марусь, выходи за меня замуж!
МАРИЯ
Уррра! Замуж!!!! За Валечку!!!!
Да здравствует Новый год!!!!
Они прыгают, как дети, звучит лирическая мелодия, Валентин притягивает Машу к себе, зависает неловкая пауза… Валентин целует Машу, свет уходит в зтм и возвращается в современность.
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
Ночь на 31 декабря. Гостиная в доме. Кадка с ёлкой стоит в самом «выгодном» месте. Ирина приносит коробки со старыми ёлочными игрушками. Ольга сидит в кресле и распутывает гирлянду из цветных лампочек. По лестнице спускается Тася. Говорят тихо.
ТАСЯ
Софи еле голову до подушки донесла…
ИРИНА
Девчонки, может шампанского?
ТАСЯ
Я уже итак покачиваюсь…
Очень здорово вы тут всё обновили…
Ольга встаёт, подходит к ёлке, навешивает гирлянду и уходит за шампанским. Ирина наряжает ёлку. Тася подходит к ней.
ИРИНА
Тась, ну как ты?
ТАСЯ
Как… Жерар меня любит, к
Соньке относится хорошо…
Женат никогда не был…
ИРИНА
Совратила убеждённого
холостяка?
ОЛЬГА (возвращается с тремя наполненными бокалами)
Французского холостяка,
что характерно!
Сестры разбирают бокалы.
ТАСЯ
С наступающим!
ИРИНА (шёпотом)
Ура!
Сестры чокаются. Выпивают. Ольга падает на диван. Бокал ставит на пол, смотрит на блики в нём, постукивает ногтем...
ИРИНА
Ну, рассказывай, Тась!
ТАСЯ
«Не было у бабы заботы…» в общем,
посмотрела я, как в Европе живут,
какие продукты едят и подумала,
а мы-то что? И решила заняться
просветительством на ниве
экологического образования…
ОЛЬГА
В школе, что ли, преподаешь?
ТАСЯ
Журнал издаю. На трех языках.
Популярный. Как смеются новые родственники –
антинаучный… потому как разжёвываю то,
что «умным и так давно известно, а
глупым неинтересно»
ИРИНА
Тебе копирайтеры не нужны?
«Тошнота» текста удобоваримая,
уникальность тоже.
А то я – безработная.
ОЛЬГА (бурчит себе под нос)
«Пишем, пишем и ни себе
ни им похвал не слышим»?..
ТАСЯ
Боюсь, мне уже вообще никто
не нужен.
ИРИНА
В смысле?
ТАСЯ
Я на выставку приехала. Если
партнеров здесь не найду – буду
соглашаться на предложения там.
ОЛЬГА
Продвигать их товары?
ИРИНА
Вот они наши любимые «благие
намерения».
ОЛЬГА
Тебе какая разница? Готовы платить,
значит им надо.
ИРИНА
Угу… «Кто платит – тот и друг».
ТАСЯ
У меня положение – безвыходное.
Я должна денег людям, которые
со мной работают, а свои резервы
увы, исчерпала.
ОЛЬГА
Вот поэтому, я бы никогда не
решилась открыть своё дело.
ИРИНА
Но на чужое ты ж зарабатываешь?
ОЛЬГА
Я только за себя ответственность
несу. А за всё остальное – компания.
Я забочусь о компании, она – обо мне,
если я – ценный сотрудник.
ИРИНА
Круговая порука.
ТАСЯ
«В рамках выживания всё в природе
объединяется в группы».
ОЛЬГА
Просто надо работать.
ИРИНА
Оль, ну что ты заладила: работать,
работать…
ОЛЬГА
Потому что именно это то, что отличает
человека от животного.
ИРИНА
Это устаревшая истина.
ТАСЯ
А если душит ощущение, что ты
участвуешь во всеобщем безумии.
ИРИНА (подхватывая)
Как солдат на войне, который
вынужден в кого-то стрелять…
ОЛЬГА
Отличная «отмазка»!
ИРИНА
Отчего «отмазка»?
ОЛЬГА
Солдат – Родину защищает!
ИРИНА
Ну, да… святое…
ТАСЯ
Девочки, не ссорьтесь!
ИРИНА
Раньше была коллективная «погоня за мнящимся
горизонтом», а теперь за личным
благосостоянием. «Лучшие плоды
приносит жадность, эгоизм,
хитрость и равнодушие».
ОЛЬГА
А это мы где вычитали?
ТАСЯ
Девочки! Не ссорьтесь!!! Пошли покурим?
Тася идет к вешалке одеваться
ИРИНА
Опа! Ты ж эколог, вроде!
ТАСЯ
Да. Двоедушничаю… резкое избавление
от привычек приводит к стрессу,
а стресс к постепееенному умиранию…
ИРИНА
Мы итак вымираем… постепенно…
ОЛЬГА (подходя к ней и протягивая сигареты)
Кури. Вытяжку у камина откроем –
выветрится.
Тася и Ольга отходят к камину, Ольга зажигает каминную спичку, даёт Тасе прикурить и прикуривает сама. Ирина делает несколько шагов спиной от ёлки и оглядывает её. Включает лампочки – ёлка принимается мигать…
ТАСЯ (делово)
Ёлка в кадке – это правильно.
Возобновляющиеся ресурсы!
В Европе, например, в основном
«прусская система»
ведения лесного хозяйства.
ОЛЬГА
Это что значит?
ТАСЯ
Лес вырубается постепенно,
делянками. Вырубили кусочек –
засадили. Таким образом лес
возобновляется.
ИРИНА
Видимо, у нас думать об этом никому
не выгодно… с экономической точки зрения…
ОЛЬГА
А что ещё есть какие-то другие
точки зрения? С какой ещё?
ТАСЯ
С точки зрения выживания
человека как вида!
ИРИНА
Ты видела по дороге чёрные
хвойные леса?
ТАСЯ
Видела. А что это?
ИРИНА
Говорят, короед. Мы наши елки
пытались опрыскивать… Но вокруг-то
сушняк стоит… а снять одно дерево
стоит не меньше пяти тысяч, а
деревьев на каждом участке штук
десять, ну а в лесу – сама понимаешь…
ТАСЯ
А государство?
ИРИНА
Это раньше лесники отвечали за
каждую елку. А теперь последних
лесников разогнали.
ТАСЯ
Вредительство какое-то…
ИРИНА
А ты говоришь – экология…
ТАСЯ
Это не я говорю. Этой теме уже
сто лет.
ОЛЬГА
Какой?
ТАСЯ
Экологической.(несколько заученно, но с чувством)
Отсчёт ведется с 1910 года.
Всемирный зоологический конгресс
провозгласил идею создания
международной природоохранной
организации. А в 1913 году
в Швейцарии прошла первая Международная
конференция, по вопросам охраны природы.
Восемнадцать стран участвовало!
ИРИНА (задумалась)
Оль, ты не помнишь, Чехов «Дядю
Ваню» в каком году написал?
ОЛЬГА
Закончил в 1896, кажется.
Точно помню, что премьера в
МХТ была 1899.
ТАСЯ
Театроведческое образование
не пропьёшь!
ИРИНА
Так может доктор Астров не зря
про леса распинался и карту уезда рисовал?
Через десять лет этот,
как его, Зоологический конгресс
и поставил вопрос ребром!
А это значит, что искусство - нужно!
ОЛЬГА
Не выноси мне мозг!
ИРИНА
Оль, твоя работа кому-нибудь нужна?
ОЛЬГА
Прежде всего, мне, чтобы жить.
Кроме того, я помогаю людям найти
достойное и доступное для них жильё.
ИРИНА
А мне вот кажется, что скоро
все агентства перестанут «быть».
Рекламные, туристические, по
недвижимости, по «чему бы то
ни было». Планетарная информационная
система уже есть. Скоро народ
додумается, что надо прекратить
дезинформацию туда вкачивать,
мериться кое-чем в форумах,
все научатся, наконец, пользоваться
компьютерами и посредники перестанут
быть нужны.
ОЛЬГА
Может быть… когда-нибудь…
На мой век хватит и лентяев, и
сильно занятых, которые привыкли
пользоваться услугами
«специально-обученных».
ТАСЯ
А я вот мечтаю уехать
куда-нибудь на природу, и заняться
органическим земледелием…
ОЛЬГА
Назад к натуральному хозяйству?
ТАСЯ
Ага. Но как только ты хочешь
чего-нибудь сделать – начинаешь
зависеть от стольких условий,
людей, наличия-отсутствия финансов,
налогов, что тут же попадаешь в рабство.
ИРИНА
Как говорит Славик: «с точки зрения
денежного потока: если ты не утоляешь
им жажду – тебя просто нет».
ОЛЬГА
Девочки, вы – достали! Ваша
социальная экологичность и
экономическая социальность!
Я спать пошла.
Ольга уходит вверх по лестнице. Тася и Ирина занимают место на диване, провожая Ольгу глазами.
ТАСЯ
Ир, а Ольга всё одна?
ИРИНА
По крайней мере, после развода с бардом,
в доме никто представлен не был.
ТАСЯ
Года три уже?
ИРИНА
Пять.
ТАСЯ
А эти ваши соседи?
ИРИНА
Лёва? Он уже давно здесь появился…
Ты с ним разве не встречалась?
ТАСЯ
Так я давно отсюда удалилась.
Бизнесмен?
ИРИНА
Сейчас кажется, торговлей занимается,
а раньше вроде почвоведом был…
он у себя на участке чего только не
выращивает…
ТАСЯ (игриво)
Почвоведение – это то, что мне нужно!
КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
Звучит гонг. Сцена представляет собой мистическо-романтическое до пародийности пространство. Возможно с цветочными гирляндами, качелями или гондолой, нежными звуками журчащей воды или птичьих голосов. Это пространство сна Ольги. Второй участник сна – Лев. Например, гондольер. Они общаются в «приподнятом» стиле «КВН-а».
ЛЕВ
Здравствуйте, Оля.
ОЛЬГА
Доброе утро.
ЛЕВ
Не помешаю?
ОЛЬГА
Я ничем не занята.
ЛЕВ
Разве так бывает?
ОЛЬГА
Кто-то сказал, что большую часть жизни
человек работает, а остальное время
боится… эту работу потерять…
так что - всегда при деле…
ЛЕВ
Время такое…
ОЛЬГА
А разве когда-нибудь другое
время было?
ЛЕВ
Я не знаток истории.
ОЛЬГА
Я тоже не знаток… Лёва, а как
вы думаете, человек может быть
счастлив?
ЛЕВ
Человек должен быть счастлив.
Он таким рождён! Только забывает
об этом и мучается.
ОЛЬГА (сердито)
Вечно вы шутите.
ЛЕВ
А вы попробуйте улыбнуться.
ОЛЬГА
Интересно, а рабы на галерах
улыбались?
ЛЕВ
Почему вы так любите всё
трагедизировать?
ОЛЬГА (сбрасывая игру)
Я не трагедизирую. Я – констатирую.
Раздаётся звук гонга, свет меркнет. Сон растворяется.
КАРТИНА ДЕСЯТАЯ
Ночь на 31 декабря. Гостиная в доме. Украшенная ёлка мерцает. Ирина смотрит в окно, Тася сидит на диване. Слышно, как по стеклу скребётся ветер и вдалеке лает собака.
ИРИНА
А град и ледяной дождь это
одно и тоже?
ТАСЯ
Не знаю. Наверное, ледяной
дождь – это… зимний град…
ИРИНА
А ты помнишь, чтоб в нашем
детстве бывал ледяной дождь?
ТАСЯ
Нет. Это, наверное, аномалия.
Хотя, сейчас одни сплошные аномалии…
ИРИНА
В ночь перед рождением Генки была
оттепель и в ноябре - шел обычный дождь,
а утром подморозило и… «всё обледенело
с размаху». Асфальт, трава, деревья.
Утром, когда Славик вёл меня сдаваться
деревья звенели и сверкали, как хрустальные
люстры.
ТАСЯ
Ты – несгибаемый романтик!
ИРИНА
Мне кажется, мы разучиваемся
замечать красоту, удивляться,
восхищаться…
ТАСЯ
Мы планету свою «ухайдачили»,
а ты про красоту…
С лестницы спускается заспанная Ольга.
ОЛЬГА
Всё умничаете?
ИРИНА
Я думала, ты спишь…
Хмурая Ольга проходит к кухне, умывает лицо, наливает в кружку воды и идёт обратно наверх.
ОЛЬГА
Я и спала… дурь всякая снится…
Пока…
Тася с Ириной снова провожают Ольгу глазами.
ИРИНА
Раньше казалось, что с возрастом
человек становится лучше, мудрее,
просветленнее…
ТАСЯ
Ну?
ИРИНА
А всё наоборот. С возрастом мы
становимся нетерпимее, характер
портится, видим в людях только
изъяны, слабости…
ТАСЯ
А люди то же самое - в нас…
ИРИНА
Я и сама ничего хорошего в себе не вижу.
ТАСЯ
Это плохо.
ИРИНА
Чтобы любить человек должен уметь
удивляться, восхищаться…
а мы «про себя» осуждаем и себя, и
других… и любовь наша исчезает…
ТАСЯ
Какие ещё «мы»? Это ты про Олю?
ИРИНА
Это я про всех про нас.
ТАСЯ
Вообще-то про осуждение ты права.
Я сама себя ловлю… проще же заметить
чужую глупость или ошибку… или помысел
лукавый… что ж теперь,
изолировать себя от общества?
Ни с кем не общаться?
ИРИНА
К тому всё идёт, мне кажется.
К усугублению одиночества.
ТАСЯ
Мы просто подсознательно сопротивляемся
глобализации, интернету, прозрачности
частной жизни… но это бесполезно.
Человечество всё равно объединится.
ИРИНА
Как? Если мы становимся замкнутыми
системами… варимся в собственном соку?
Может, это тоже, в каком-то смысле экология?
ТАСЯ
А может, возрастное?
ИРИНА
Может…
ТАСЯ
Просто всё нам кажется аномалией.
А, может, это просто мы устарели?
Наши понятия? Может, мы сами - аномалия?
ИРИНА
Наверное… просто я не знаю, как жить,
когда самое ожидаемое событие года –
это распродажа…
ТАСЯ
Не преувеличивай… Со временем мы привыкнем
жить «на носителе» и станем лучше.
«Написано пером – не вырубишь топором!»
ИРИНА
На каком «носителе»?
ТАСЯ
На таком. Жизнь свою не сотрешь ластиком.
Ни поступки, ни их отсутствие…
КАРТИНА ОДИННАДЦАТАЯ
Звук гонга. Сцена представляет собой мистическо-романтическое пространство. Лев входит, в его руках цветок в горшке. Он преподносит его Ольге. Всё так же «приподнято» по-КВН-овски… они оказываются в позе рабочего и колхозницы знаменитой скульптуры, с суккулентом вместо серпа и молота.
ОЛЬГА
Что это?
ЛЕВ
Сук-кулент.
ОЛЬГА
Вам нравятся колючки?
ЛЕВ
Колючесть – не признак агрессии.
ОЛЬГА
А что же?
ЛЕВ
Попытка сокрытия беззащитности…
ОЛЬГА
Розы мне нравятся больше кактусов.
ЛЕВ
А принцы больше свинопасов?
ОЛЬГА
Принцы и принцессы остались в сказках.
ЛЕВ
А кто же мы с вами?
ОЛЬГА (бросая игру)
Рабочий и колхозница в стране,
где нет промышленности и
сельского хозяйства… (тьфу!)
Звучит гонг. Сон рассеивается.
КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ДВЕНАДЦАТАЯ
Весёлая ритмичная музыка. Все в масках. Новогодняя ночь. Гостиная. Ёлка «мигает». Карнавал в разгаре. Мария с Валентином танцуют вальс. Генка и Софи тоже что-то пританцовывают на расстоянии. По авансцене проходит новый персонаж – это Славик. Он «преследует» Ирину, которая проносит к кухне вазу с фруктами. Там заготовлены подносы с чашками. Ей неловко, что Славик такой шумный и пьяный.
СЛАВИК
Прекрасная незнакомка, позвольте
с вами познакомиться!
ИРИНА
Славик, ты бы закусывал.
СЛАВИК
А я – да, я - закусываю!
И они уходят вглубь сцены.
МАРИЯ
Как хорошо девчонки придумали…
Всем подарки из под ёлки…
ВАЛЕНТИН
Маш, а это ничего, что ты
свою встречу вчера отменила?
МАРИЯ
Ты же прекрасно знаешь,
с кем я собиралась встречаться.
ВАЛЕНТИН
Да. Ты нарушила традицию.
МАРИЯ
Может, он вздохнул с облегчением?
Я вечно вгоняю его в расходы.
А теперь всё-таки кризис.
ВАЛЕНТИН
Насколько мне известно, он не инженер,
чтоб считать каждую копейку.
МАРИЯ
А разве теперь есть инженеры?
ВАЛЕНТИН
Где-нибудь, возможно...
МАРИЯ
Он что-то продюсирует.
Сериалы какие-то.
ВАЛЕНТИН
Может с ним Иришу познакомить?
Если он – продюсер?..
МАРИЯ
Мне кажется, Ира не поймёт.
Что я ей скажу, кто он?
ВАЛЕНТИН
Придумаем. Что она, маленькая что ли?
МАРИЯ
В том-то и дело, что не маленькая…
ВАЛЕНТИН
Возраст традиции можно не уточнять.
Ольга стоит у окна и наблюдает за Львом. Лев беседует с Тасей.
ТАСЯ
Мне Ира сказала, что вы
по первой профессии почвовед?
ЛЕВ
Да. Только уже лет двадцать,
как её сменил.
ТАСЯ
А почему, если не секрет?
ЛЕВ (раздраженно)
Я думаю, что причины перемен
всем понятны.
ТАСЯ
Простите, если я…
ЛЕВ
Просто не люблю заходов издалека.
Когда видишь доктора наук
с метлой в подземном переходе
понимаешь, что надо переквалифицироваться,
пока не поздно.
ТАСЯ
И кто был этот доктор наук?
ЛЕВ
Мой научный руководитель.
ТАСЯ
Понятно. Извините.
Я думала, может, вы мне интервью
дадите для экологического журнала.
Международного…
Про органическое земледелие.
ЛЕВ
Это что, теперь модная тема?
ТАСЯ (со значением)
Как и прежде - в узких кругах…
К ним подходит Ирина, в руках перевернутая каракулевая шапка-пирожок.
ИРИНА
Лёва, дайте мне какую-нибудь вещь.
Будем играть в фанты.
ЛЕВ
Даже не знаю.
Ирина показывает на маску, Лев снимает маску с лица и отдает Ирине. Тася снимает кольцо. Ирина отходит, усаживает в центральное кресло Марию.
ИРИНА
Так! Все фанты в моих руках.
Начинаем игру! Мама?!
Мария сидит посреди в кресле, как на троне, Ирина стоит рядом с шапкой в руках. Музыка фоновая. Все расположились вокруг в непринужденной мизансцене. Кто сидит, кто стоит с бокалом. Тася в кресле. Генка очень далеко от Софи, (их как будто отталкивает друг от друга). Валентин и Яков рядом. Лев отходит от Таси и берет бутылку шампанского. В этот момент всё реально происходящее отступает, и мы ясно видим только, как Лев идет к Ольге и слышим её мысли. Всё это время параллельно продолжается беззвучная игра в фанты. Тася забирает своё кольцо, Генка – наушники.
ОЛЬГА
Мне уже столько лет, что как-то
неловко ощущать это прерывистое
трепыхание сердца. Слышать
гром собственной крови и
задыхаться. Вот ты идешь ко мне.
И что прикажешь мне делать?
Мы дружим уже лет пятнадцать.
Разве можно это изменить?
Я так устала.
Лев подходит к Ольге. Наливает шампанское в её бокал. Улыбается и чокается с ней. Ольга «выныривает» к реалиям.
ИРИНА
Что сделать этому фанту?
МАРИЯ
Этому фанту… прокукарекать!
Ирина достаёт фант. Софи фыркает, потому что это её заколка. Возникает пауза. Тася выразительно смотрит на дочь.
СОФИ
Я не буду.
ОЛЬГА
Стесняешься?
СОФИ
Просто… не хочу.
ТАСЯ
Софи, тебя все ждут!
МАРИЯ (посмеиваясь)
Кажется, нам нужен «прекрасный
принц»…
ГЕНКА (легко и весело)
«Ку-ка-ре-ку!!!! Царствуй
лёжа на боку!!!»
Все смеются. Генка берет Сонину заколку и отдаёт ей. Мария хлопает в ладоши с гордостью глядя на внука. Софи насупилась ещё больше.
ИРИНА
Что сделать этому фанту?
МАРИЯ
Этому фанту сказать честно,
о чём он сейчас думает!
ИРИНА (вынимая фант)
Мам, ты – провокатор!
МАРИЯ
Сейчас все должны думать о самом
прекрасном.
ГЕНКА
Почему, ба?
МАРИЯ
Потому что сегодня праздник,
мы вместе и нам хорошо!
ОЛЬГА (забирая фант - ключи от машины)
А я ни о чём не думаю!
МАРИЯ (поглядывая на Лёву)
Так не бывает. Мысли часто
роятся независимо от нас…
ОЛЬГА
В отличие от глубоко-интеллигентных
вас, у меня мыслей нет!
МАРИЯ
Ответ не принимается.
Ольга пожимает плечами.
ИРИНА
Что сделать этому фанту?
МАРИЯ (смотрит на Льва)
Хочу услышать признание в
любви!
ИРИНА
Интересно…
Достаёт фант – галстук. Пауза.
ЯКОВ
Это мой… фант…
И тут снова «вырубают» электричество.
Резко наступает темнота и тишина. Становится слышно, как за окном стучит по стеклу ледяной дождь и завывает ветер.
МАРИЯ
Как удачно!
Некоторое время темноту ничто не нарушает, ни снаружи, ни внутри. Все замерли. Слушают ледяной дождь. Вдруг Ирина «отмирает» и на ощупь пробирается к плите, к спичкам. За ней крадётся Славик. «Заоконный» шум отступает.
ИРИНА
Я сейчас свечи зажгу!
Пауза. Яков собирается с духом и следующие слова говорит в полной темноте и тишине.
ЯКОВ (смущенно)
Я хотел бы признаться в любви…
ко всем вам, к вашему дому, я
знаю вас всего несколько часов,
но мне кажется, что попал в какое-то
другое измерение и время... Забытое…
Родное… Где говорят то, что думают,
легко обнимают и открыто улыбаются…
Это как в детстве. У моих родителей
был похожий дом… Мы играли в лото и фанты…
Я вас люблю!
Славик чиркает спичкой и зажигает свечи, которые держит Ирина. Им помогают Софи и Генка – разносят свечи по комнате. Всё это выглядит ритуалом, особенно после сказанных Яковом слов.
Как будто под звуки ледяного дождя порхают светляки.
В какой-то момент, свет фар проезжающей машины облизывает сцену.
Как только свечи расставлены, по закону «бутерброда» – зажигается свет и проявляется музыка.
КАРТИНА ТРИНАДЦАТАЯ
В следующее мгновение распахивается дверь. Входят Алла и Пётр. У них в руках подарочные пакеты, огромная коробка конфет и новогодний букет.
АЛЛА
Добрый ночи! Всех с новым Годом!
ПЁТР
Просим прощенья, мы не званы…
МАРИЯ (выходя к ним и улыбаясь Петру)
Проходите, милости просим!
ПЁТР (удивленно смотрит на Марию)
С Новым годом!
ТАСЯ
Здравствуй, мама, здравствуйте
Петр Елисеевич.
МАРИЯ
Проходите, Алла, проходите…
Пётр Елисеевич…
С лёгким нажимом говорит Мария, когда они с Тасей принимают подарки и конфеты.
ИРИНА (забирая конфеты)
Давайте чай пить! Сонь, помоги?!
ГЕНКА
Мам, а свечи гасить?
ИРИНА
Пусть горят…
Ирина, Генка и Софи берут подносы и обходят всех, раздавая чай с конфетами. Мария присаживается на диван, рядом Алла. Славик сопровождает Ирину, Валентин отходит к буфету и берет коньяк. Славик, заслышав про коньяк, перестаёт сопровождать Ирину и примыкает к мужчинам. Вся сцена проходит с чашками в руках. С ними танцуют и беседуют. В какой-то момент они уже сильно мешают. Темп сцены возрастает в несколько раз. Эта сцена закручивающаяся спираль.
ВАЛЕНТИН
А я предлагаю по коньячку.
Это, конечно не армянский… (разливает мужчинам)
ЛЕВ
Мой отец говорил, что когда я
вырасту – коньяк будут только нюхать!
ВАЛЕНТИН
Знал толк!
СЛАВИК (нюхая коньяк, мечтательно)
Да-а. Армянский коньяк…
ЛЕВ (в тон)
Грузинское вино!
ЯКОВ
Русская литература!
АЛЛА
Просто советские бренды.
ВАЛЕНТИН (вспыхивая)
Что значит – просто бренды?
ТАСЯ (подскакивая и обнимая Валентина)
Дядь Валь, о драконах – ни слова!
ВАЛЕНТИН (останавливаясь и отходя к дивану)
Ни-ни!
ОЛЬГА (Тасе)
Разве можно что-то запретить?!
Всё равно всё станет явным!
ИРИНА
Зато притормозить можно.
ТАСЯ
Зачем запрет?
СЛАВИК (хмыкнув)
Чтобы заработать на разрешении!
ЛЕВ
Ещё бывает, что новое, будет
мешать получать доход от старого…
ПЁТР
Забавные взгляды…
ЛЕВ
У меня друг – инженер.
Они разработали какую-то технологию,-
«упрощающую» и «удешевляющую» что-то,-
думали, что у них её с руками
оторвут – не тут-то было!
Проигнорировали.
ПЁТР
Понятно, это ж требует
глобального переоборудования,
наверняка, а значит огромных
вложений… Такое может потянуть
только государственный бюджет…
ИРИНА
Да-да, и куда девать то, что уже
«напроизводили»? Простое и дешевое
лечение выгодно только больному!
ЛЕВ
Но потом это же окупится.
АЛЛА
Вкладывать-то надо сейчас.
ПЁТР
Ломать сознание, привычки.
Навязывать… - неблагодарное дело!
Мир стремится к устойчивому
равновесию.
ИРИНА
То есть к яме!
ЛЕВ
Мне всегда было интересно, что
произойдёт в тот момент,
когда деньги из «движущей силы»
превратятся в «сдерживающий фактор»?
Что мы будем делать?
СЛАВИК (дурачась)
Деньги… деньги…
Разве они испортили человека?..
АЛЛА
Испортили? Пробудили от спячки!
Советского человека, по-крайней мере…
Никто больше ничего просто так
не получает!
ВАЛЕНТИН
Вы считаете, что в СССР никто ничего не делал?
Серьёзно?
АЛЛА
По-крайней мере никто ничем не рисковал…
поэтому все были расслабленные…
ВАЛЕНТИН
А может, поэтому все были «Люди»?!
АЛЛА
«Люди» и сейчас есть. Просто
мало времени на сантименты.
ТАСЯ
«Конец света» - куда ни глянь…
ПЁТР
А вдруг вам это только кажется?
ТАСЯ
Что кажется? Что планета стряхнёт нас?
ПЁТР
Экологический кризис не только
смертелен, он ещё и благотворен!
ТАСЯ
Парадокс!
ПЁТР
Диалектика. Кризис – всего лишь
нарушение равновесия.
Всё развитие цивилизации – это цепь
кризисов и их преодолений.
ТАСЯ
Да! Всего лишь!
ПЁТР
Преодолевая кризис человечество
становится и добрее, и гуманнее,
и культурнее.
ТАСЯ
Совершенно несекретная информация,
что больных теперь рождается больше,
чем здоровых!
АЛЛА
А общая продолжительность жизни,
тем не менее растёт!
ПЁТР
Сегодня, несмотря на промышленное
загрязнение, реки значительно
чище, чем в средние века,
когда они были сточными канавами!
ТАСЯ
Вы с ума сошли! В мировом океане
плавает больше пластика, чем планктона…
Мы тратим энергию, на производство не
разлагающихся отходов… всякой ненужной дребедени…
Пётр отходит к дивану, присаживается с дамами.
ПЁТР
Опасность самоуничтожения всё ещё
существует, но эволюцию не остановить.
ТАСЯ
Ну, да! «Не важно что видишь –
важно как на это смотришь»?
ЯКОВ
Сегодняшний момент, такой же
уникальный, как все предыдущие,
и тем прекрасен.
У каждого персонажа в руке чашка с блюдцем. У мужчин ещё и коньячные рюмки. Валентин наблюдает за тем, как все мучаются с чашками, и почему-то никто не избавляется от них.
ОЛЬГА
А если война, голод,
разруха… Не дай Бог – революция…
ЯКОВ
В конечном итоге всё устроится…
ТАСЯ
Как в 1917 году?
ИРИНА
Как 1993!
ЯКОВ
«Господь не хлопочет о судьбах
и делах людей, а занимается закономерной
гармонией бытия».
ОЛЬГА
Да вы – сказочник, Яша…
ЯКОВ
Это не я - Эйнштейн.
ЛЕВ
Яша – философ!
МАРИЯ (громко с дивана)
Молодые люди, а разве
это не одно и то же?
ЛЕВ (смеётся)
Сказочник и философ?..
ГЕНКА (поёт)
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»
Славик снова подходит к Ирине. Она бросается к близстоящему Якову. Чашки позвякивают перманентно.
ИРИНА
Давайте танцевать!
Ирина «танцует» Якова. Все с чашками на блюдцах. Лев приглашает Ольгу.
ТАСЯ
А где обещанный фейерверк?
ОЛЬГА
Под ледяным дождем?
ТАСЯ
Ну, хоть иллюминацию включите,
пока снова электричество не вырубили…
ОЛЬГА (зло)
Дайте мне «поэзии, восторгов и
атмосфЭры»?
СЛАВИК (дурачась прыгает возле Ирины с Яковом)
«Огня, - кричат, - огня!!!»
ИРИНА
Точно! Сейчас. (Ирина бросает Якова, нечаянно толкает Славика, который врезается в Якова, опять звенят чашки)
Извините.
Ирина выбегает, прямо с чашкой, и через некоторое время за окном загорается гирлянда, брошенная на дерево. Синие огоньки. В это время, Славик глядя на иллюминацию обращается к Якову.
СЛАВИК (запрокидывая коньяк)
Анекдот слышал? «С концом света
обманули, я теперь буду ждать
конца газа…»
Славик, уже прилично «добавивший» хохочет очень громко. Генка хихикнув, приглашает Софи, Яков – Тасю, а Славик отходит в глубину, к дивану, где сидят Мария с Валентином и Пётр с Аллой. Славик садится рядом, а Валентин через некоторое время встаёт, «подбирает» поднос, и начинает собирать чашки.
ЯКОВ (улыбаясь)
Я бы предпочёл конец мрака.
ГЕНКА (хохоча)
Тогда надо просто уничтожить «кольцо
всевластья».
Возвращается Ирина и тоже ставит свою чашку на поднос.
ИРИНА
Мы не в сказке, сынок.
ГЕНКА
«Во что веришь – то и есть!»
СЛАВИК
Правильно, сын! Бомби мать
классиками. Не всё же ей!
ОЛЬГА
У нас празднование Нового года,
или философский диспут?
ИРИНА
«Игра в бисер»!
ВАЛЕНТИН (собрав все чашки)
Одно не исключает другого -
закон единства и борьбы
противоположностей!
(поддергивает поднос – чашки с блюдцами звякают)
ОЛЬГА
Папа, ради Бога!
ВАЛЕНТИН
Я не виноват. Начал не я.
Валентин вроде бы направляется к кухне, но, прислушиваясь, всё время останавливается.
ЯКОВ (теперь сам приглашает Ирину)
А меня радует, что здесь не
хотят говорить «ни о чём»!
ОЛЬГА
Вот именно: «го-во-рить»…
ИРИНА
Когда «нам не всё равно»
становится рекламным слоганом –
в этом «не всё равно» уже как-то
стыдно признаваться.
ЯКОВ
А почему? Простые идеи должны
наконец завоевать мир: «нам не
все равно», «возьми и сделай»…
ИРИНА (пожимая плечами)
Вековая традиция, что «мысль
изреченная есть ложь»!
ЯКОВ
Когда люди начнут что-то делать –
переживать, наконец, станет некогда!
ИРИНА
А вы уверены, что это хорошо?
Когда некогда переживать?
ЯКОВ
«Душа болит»?
ИРИНА
Слишком мелодраматическое
определение.
ЯКОВ
А что плохого в мелодраме?
Это очень жизненный жанр.
ПЁТР (подходя к замершему Валентину, берёт у него поднос с чашками и относит к столу и говорит, издевательски посмеиваясь)
Может, мы с вами оказались на
пороге нового «разделения труда»,
на «действующих» и «чувствующих и
переживающих»…
ЯКОВ
На счёт переживающих – не знаю,
но безусловно есть «возделывающие
информационную ниву, поле мысли,
так сказать».
ОЛЬГА
И что же тут нового? Тунеядцев и говорунов
всегда хватало!
ВАЛЕНТИН
И кто же главные? Художники или писатели?
А, музыканты, наверное!
ИРИНА
Надеюсь, что не учёные…
ОЛЬГА
Все - бездельники. Травят человечество
дурацкими идеями… и несбыточными мечтами…
Толстой, между прочим, не просто так
пахать ринулся… - осознал!
ЛЕВ
Это говорит только о том, что
он был великий сомневающийся!
И потом, делание деланию – рознь.
ОЛЬГА
Про великих посвященных слышала,
а про великих сомневающихся
не приходилось…
ЛЕВ
Они искали абсолютную истину,
думали, что она есть.
ТАСЯ
А вы так не думаете?
ЛЕВ
Я думаю, что есть точки зрения,
мнения, и иногда они могут совпадать…
ТАСЯ
Понятно. Демократия-плюрализм-
разнообразие- толерантность!
Зацепиться не за что.
ВАЛЕНТИН
Размывать границы между добром
и злом очень удобно. Вопрос
кому это выгодно, чтоб нравственных
основ не стало? Чтоб понятие Бог,
Дух и Душа стало бессмысленным
и устаревшим, в связи с отсутствием
абсолютной истины?
ИРИНА
Раньше казалось, что хоть
что-то знаешь, понимаешь...
Теперь – даже не кажется.
ВАЛЕНТИН (как с цепи сорвался)
Что!? Что ты не знаешь? Что
капитализм – самое подлое, гнусное и
отвратительное жизнеустройство?
Что там, где главное – нажива –
не может быть справедливости?
Что развитие экономики путем
стимулирования потребления
самый примитивный способ…
ОЛЬГА
Папа!
ВАЛЕНТИН
Что, папа? Людям надо создавать
условия, чтоб они были прекрасными…
Чтобы воровать и быть сволочью
было бы не выгодно! А капитализм –
это по-существу - ограбление одних
другими, потому что эксплуатация
человека человеком…
ОЛЬГА
Папа! Ты коммунистом не был даже!
ВАЛЕНТИН (повышает голос)
Я – не был? Я – был! Это все
остальные, так называвшиеся
не были, а я – был. Полип-бюро не уважал,
а коммунистом был.
И остался! Я – есть коммунист!
Я потому в компартию не вступал,
что это членство просто приближало к кормушке!
Это был государственный капитализм, или партийный…
Маркс ошибся! Государственная собственность
не может быть общественной.
Не было у нас никакого социализма,
так называлось то, что не имело
отношения к справедливому и разумному
обществу! Хотя оглядываясь сегодня назад –
я вижу гораздо больше достижений,
чем тогда видел. Да, все они были
не благодаря, а вопреки, но были.
Люди хотя бы стремились быть Людьми!
Я вообще не вижу разницы между
коммунизмом и Божиим Царством.
Или коммунизм, или смерть!
Других путей у человечества нет.
ОЛЬГА (усиливает громкость)
Ага, все идут не в ногу - один
только солдат Иванов – в ногу!
ВАЛЕНТИН
Ну, положим не Иванов, а Рабинович.
И таки – да!
Я в разорении страны не участвовал!
ОЛЬГА
Возьми с полки пирожок, сдуй
пыль и положи обратно!
МАРИЯ
Оля!
ОЛЬГА
Уже тридцать восемь лет Оля.
МАРИЯ
Какая мерзкая банальность!
ПЁТР
Вы ностальгируете по самому
бесчеловечному режиму!
ВАЛЕНТИН
Я ностальгирую по Человеку,
который, при том режиме, сидел на кухнях,
имел своё мнение, страдал,
мучился и был прекрасен. Где он теперь?
ОЛЬГА
Скажи ещё за Родину! За Сталина!
ВАЛЕНТИН
Теперь все преследуют свои интересы и выгоды.
А я за Дух! За Благородство!
Ну, не за копейку же?!
ОЛЬГА
За цент, конечно!!!
ВАЛЕТИН (устало)
Доча, тебе вот что, теперь лучше стало?
Да, у нас было очень мало свобод,
мы существовали в закрытой системе,
в «несообщающихся» сосудах,
но у нас был досуг, который мы могли
посвятить себе, любимым людям,
размышлениям - у вас он есть?
ОЛЬГА (чуть замявшись)
Мы… можем выехать куда-то. Наконец…
ВАЛЕНТИН (заводясь ещё больше)
Да! Если заработаете. Но я не
вижу, чтоб что-нибудь производили
теперь. Вы чем зарабатываете?
Переливанием из пустого в порожнее?
Все торгуют: услугами или китайскими товарами…
Есть сейчас какие-то другие профессии,
кроме продавца? Запамятовал! Есть! Рантье!..
Может это закрытая информация?
Может это «совершенно секретно»?
И на самом деле в мире расцвет производства,
искусства, сельского хозяйства?
И люди вдохновенно трудятся,
а «не тянут постылую лямку»?
Не создают «прожЭкты», чтоб получить бюджет и урвать?
А у нас развитое производство, сельское хозяйство.
Театр! Кино! Космические исследования!..
ИРИНА
Глобальная тоска народов друг
по другу у нас точно есть…
СЛАВИК
Тоскаааа?..
ЯКОВ
Дааа! Там где есть главная партия –
непременно должна быть побочная,
а то скучно!!!
ТАСЯ
Вы что, новости не смотрите?
У вас сплошной джихад и прочая
поножовщина. А в мире что делается?!
МАРИЯ
Девочки!
ИРИНА
Это то, что на поверхности.
А на самом деле – тоска.
По любви, по простоте… по единению…
А все люди – запутавшиеся дети…
ОЛЬГА
Это ты опять своё личное
перемещаешь на всеобщее. А люди
все разные. Нет ничего всеобщего.
Каждому – своё.
ВАЛЕНТИН
…Оля!..
ИРИНА
И побольше!
ВАЛЕНТИН (хватаясь за сердце)
Не плохо, было бы вспомнить,
где эта надпись красовалась…
МАРИЯ
Валя!
ИРИНА
Тому, кто в состоянии участвовать
во всеобщем безумии – некоторые
средства к существованию,- капельки
из краника, или как там… из кормушечки…
а остальным – обвинения в перфекционизме
и чистоплюйстве. Отлично!
Любое действие бессмысленно, если лично не
выгодно. Христос и Прометей –
просто полные идиоты!
Но я же должна что-то заработать,
значит себя, кого-то или что-то продать,
или, если повезло и есть возможность –
украсть… и это будет означать, что я –
достойный член общества…
ОЛЬГА
А может, это просто будет означать,
что тебе стыдно сидеть на шее
у пенсионеров-родителей?
ЛЕВ (игриво)
Ира, у вас есть конкретные
предложения по переустройству
мира?
ТАСЯ (со смехом)
Есть! Может, кто-нибудь из коррупционеров
догадается, наконец, воровать для общества,
для всеобщего блага, а не личного ожирения?
ОЛЬГА
Точно! Господа, товарищи! Воруем для
разумного переустройства мира! Чтобы,
наконец, «каждому по потребностям,
а от каждого по способностям»!
Тут как раз все лентяи законно сядут
на загривок рабочим лошадкам…
Валентин падает без чувств, но «дочери» даже не замечают этого. Мария и Славик подбегают к Валентину. Пётр достаёт мобильный телефон и тихо вызывает «03».
ТАСЯ
А потребности их кааак развернутся!
ЯКОВ
А кто будет определять «всеобщность» блага?
ИРИНА
Я думаю над планированием бюджетов
и развития должны работать учёные,
всех направлений – физики, химики,
биологи, экологи… может быть
решения где-то на стыке узких
специализаций? Надо планету спасать!
А менеджеры должны только
помогать организации и осуществлению
поставленных учеными задач…
ОЛЬГА
О, Боже!
ИРИНА
Думаешь, что себя я считаю
лучше и умнее других?
ОЛЬГА
Ничего я не думаю. Мне некогда!
ИРИНА
А, да, это у нас – бездельников
есть время на «подумать»…
ОЛЬГА
«Кем бы ни работать –
только б не работать!»
ИРИНА
«Подняться к небу – вот работа!
Подняться к небу – вот это труд!»
ОЛЬГА
Ты своими словами скажи
что-нибудь, писатель, может, хватит
уже классиков цитировать?
ИРИНА
Просто мне нравится думать, что все мы
«стоим на плечах гигантов» и в этом
тоже есть смысл!
МАРИЯ (перекрикивая дочерей, со слезами)
Прекратите орать!
На некоторое время воцаряется тишина. Только ледяной дождь скребётся о стекло.
МАРИЯ
Вызывайте «скорую».
ПЁТР
Уже едет, Мария Ивановна.
Звуковой сигнал «скорой помощи» и мигалка накрывает всё пространство.
КАРТИНА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Сцена представляет собой пространство сна Ирины. Тишина. Две пары кружатся в танце без музыки. Странный холодный свет. Ирина с Яковом и Ольга со Львом. Пара Льва и Ольги очень напряженная. Они существуют «на пионерском расстоянии».
ИРИНА (глядя на Ольгу со Львом)
Чего они боятся?
ЯКОВ
Разрушения привычного одиночества.
ИРИНА
Наверное! Чтобы быть вместе
придётся считаться друг с другом…
ЯКОВ
А почему музыки нет?
ИРИНА (как стихи)
Потому что «музыка возникает из меры,
равновесия и смысла мира».
ЯКОВ
А мы лишены всего этого?
ИРИНА
Хочется думать, что это
просто пауза.
Свет медленно меркнет. Отчетливее проступают горящие свечи… и тишина со скребущимся дождем…
КАРТИНА ПЯТНАДЦТАЯ
Утро 1 января. Ещё темно. На диване спит Славик, рядом, в кресле тихонько разговаривая, сидят Тася и Алла. За столом с настоящим самоваром Пётр пьёт чай, рядом Мария с вышиванием, это «последние стежки».
ТАСЯ
Машечка Иванна, я маме экскурсию
по дому проведу?
МАРИЯ
Тась, ну что ты спрашиваешь?
ТАСЯ
Тогда мы пошли.
Тася и Алла встают и поднимаются по лестнице с фонариком.
ПЁТР
Вот вы и познакомились.
МАРИЯ (улыбаясь)
Ты знаешь, что твоя жена –
первая жена моего второго мужа?
ПЁТР
А её единственную дочь вырастила ты.
Мне Алла рассказала, пока мы ехали.
И про то, что чувствует себя
вечно тебе обязанной… Я просто
не знал, что эта прекрасная
Мария - ты.
МАРИЯ (рассматривая свою законченную работу)
Забавно…
ПЁТР
Почему ты вчера не приехала?
Я ждал. Думал, мы в «Большой» сходим…
Я после реконструкции ещё не был.
МАРИЯ
Коллапс на дорогах. Ничего
личного! А может просто пора
менять традиции…
Мария встаёт, достаёт рамку и пытается приладить вышивку к рамке.
ПЁТР
Может, всё-таки надо было
Валентина отправить в больницу?
МАРИЯ
Думаю, в моей комнате ему будет
удобней. Могу проводить вас
в кабинет под крышей. Там
чудесно спится…
ПЁТР
Я думаю, мы скоро поедем.
Может, Тасю с Соней заберём…
МАРИЯ («собирает» вышивку «в картину».)
Смотрите, может Соне здесь будет
лучше?
ПЁТР
Я не знал, что ты вышиваешь бисером.
МАРИЯ
Главное, что уже «не мечу» его.
ПЁТР
А ты сама придумываешь?
МАРИЯ
Что?
ПЁТР
Картины свои?
МАРИЯ
Ну, не вышивать же трафаретные
цветочки, приложенные к набору.
ПЁТР (улыбаясь)
Это ты про меня?
МАРИЯ
Зачем, это я про вышивку. Мои говорят,
что у мамы «мышление бисерное»…
ПЁТР (смеётся)
Я слышал про «клиповое» мышление,
«пиксельное», даже про «пазловое», а вот
про «бисерное» не приходилось.
МАРИЯ
(Протягивает Петру картину).
Дарю! Петь, у меня дочка без работы,
может, найдешь что-нибудь?
ПЁТР
Это та, которая думает,
что народы тоскуют друг по другу?
МАРИЯ
Не применяемо?
ПЁТР
Что?
МАРИЯ
В современных условиях –
«не применяемо»?
ПЁТР
Почему? Может, она права...
МАРИЯ
Спасибо тебе за «скорую».
Если б не ты – она б, наверное,
ещё через сутки добралась. И за
свет.
ПЁТР
Ну, за свет пока рано.
Обещали к девяти часам
включить. Там обрыв провода
из-за ледяного дождя…
/МАРИЯ
Меня всегда поражала твоя
способность решать проблемы.
ПЁТР
Я, просто, больше ничего не умею…
кроме как жить здесь и сейчас,
мне не доступны «эмпиреи»…
может, к сожалению.
МАРИЯ
Может, это самое счастливое
человеческое умение.
ПЁТР
Просто сейчас оно самое…
востребованное, что ли./
С лестницы спускаются Алла и Тася. Алла направляет луч фонарика в разные стороны, выхватывая красивые моменты убранства комнаты.
АЛЛА
Просто путешествие в сказку!
МАРИЯ
Ну, что в потёмках разглядели?
АЛЛА
Много разной красоты. Для общей
картины придётся ещё раз вас
навестить.
МАРИЯ
Милости просим. Давайте создавать
традиции!
ПЁТР
Ал, Мария Ивановна нам картину
подарила.
АЛЛА (подходя и рассматривая вышивку)
Как называется?
МАРИЯ (пожимает плечами)
АЛЛА
«Зимняя сказка»?
ПЁТР
«Ледяной дождь», я думаю...
С улицы входят Лев и Яков. Приносят ещё свечей.
ЛЕВ
«Скорую» до трассы проводили.
Очень хочется чаю.
МАРИЯ
Самовар на столе, ещё не остыл.
ЯКОВ
А девочки где?
МАРИЯ
Сначала обе ревели, потом друг
у друга прощения просили.
Сейчас, по-моему, спят обе.
ЛЕВ (смеётся)
Давно я так Новый год не встречал…
ЯКОВ
Я, признаться, тоже! Всё больше на
курортах или в ресторанах…
Безлично как-то…
МАРИЯ
Так на курорте поди лучше?
(глядя на Петра)
Могу только догадываться –
всегда дома встречаю…
Мария подходит к ёлке, наклоняется и достаёт из-под ёлки свой подарок в небольшом цветном бумажном пакетике.
МАРИЯ
А я вот подарок и не посмотрела,
когда девочки вручали. Лёва,
вы-то свои подарки не забыли забрать?
Вынимает из конверта диск.
ЛЕВ
Мы их уже «прихватизировали».
МАРИЯ
Диск какой-то. Неужели девочки
записали. Они в детстве пели…
а теперь перестали… Ира говорила,
что больше не чувствует «меры,
и смысла мира». (Петру) Начитанная очень…
ПЁТР (посмеиваясь)
Я, знаете ли, тоже иногда
«почитываю Энциклопедию»…
ЯКОВ (смеётся)
А я, признаться, ждал реплику
«собрать все книги бы»…
МАРИЯ
Послушаем, может?..
Лев берёт у Марии её подарок, включает музыкальный центр, ставит диск. Легкие и нежные два женских голоса напевают русскую народную песню в обработке Лядова «Ты река ли, моя реченька». Со второго куплета мелодию подхватывает трехголосный детский хор. Чем шире разливается песня, тем больше сцена погружается в темноту.
Ты река-а-а ли,
моя реченька
Ты река ли
Моя быстрая
Течешь речка
Не колыхнешься
На крутой берег
Не взальёшься
На крутой берег
Не взальёшься
Желтым песком
Не возмутишься…
21.12.12
фото из интернета
Свидетельство о публикации №217100900712