Бени Суэйф
Сбылась моя давнейшая мечта: взлетаю с египетского аэродрома Бени Суэйф. Перестали постукивать колёса на залитых гудроном между плит аэродрома швах, замерла дрожавшая при разбеге штанга приёмника воздушных давлений, самолёт замер над полосой, мелькнул под фюзеляжем и её конец. Перевожу кран шасси на «Убрано», слышу стук скрывшихся в нишах колёс и на табло загораются три красных лампочки «Шасси убраны». Давление в гидросистеме восстановилось. Взлетел. Не переводя самолёт в набор высоты (истинная высота над песком Сахары около 30 метров), доворачиваю самолёт вправо (на курс 30 градусов) и тут же правее мелькает пирамида Майдум, в одну из граней которой лет двести назад французы, развлекаясь, «воткнули» пушечное ядро. В моей голове мелькает: «Не разбудит ли веками «отдыхающего» в ней фараона рёв моего МиГа?». Тут же проскакивают подо мной (у меня скорость 750 км в час) узкая полоса зелени и дорога на Север, в Каир, и мой «аппарат тяжелее воздуха» наискосок пересекает мутно-коричневатый Нил. Да, цветом не голубой, к которому нас приучили европейские реки, а мутно-коричневатый. И поползла под моим МиГом гранитно-скальная часть Сахары, чуть-чуть притрушенная тонким слоем песка. Если западный берег Нила обрамлён длинной тонкой полосой (от 50 до 100 метров) зелени, правый же, восточный берег на всём протяжении абсолютно гол: ни кустика, ни деревца. Хоть солнце только взошло, но в кабине уже жарко и лучи светила слепят, особенно при взгляде на восток, вправо; левой рукой опускаю на глаза светофильтр шлема. Да, так легче осматриваться.
Вот где-то тут, около месяца назад, составляя кроки разброса частей разбившегося самолёта (лётчик Игорёк Сисмеев в последнюю секунду успел катапультироваться и благополучно приземлился) в трещине скального грунта я наткнулся на растение высотой см 25, с плотными листочками и плодом в виде огурчика около 5 см длинной. Что за растение спросить было не у кого, а сорвать я не решился (пожалел!). И сосем рядом обнаружил почти свежие экскременты. Вот тебе и пустыня! А жизнь, оказывается, и в ней есть!
Через минуту полёта, поперёк моего маршрута ( то есть от Красного моря в сторону Каира) среди песка увидел караван из трёх верблюдов с большими тюками на спинах и с человеком на переднем.
Подхожу к Вади Зафарана. Что такое Вади? Это большая «промоина» на склоне плато. Впечатление сверху такое, будто громадная масса воды размыла скальный грунт, сбегая к Нилу.
А может так и было во многие века. Да и не один раз. Шириной это вади от сотни до двух, трёх сотен метров и ниже общего плато метров на тридцать.
Вот над этой Зафараной, выходящего из единственного с израильтянами боя, и поразил израильский лётчик наш МиГ, пилотируемый моим однополчанином Володей Смирновым. Володя успел катапультироваться, но при ударе о скальный грунт погиб. Жаль хорошего человека. Однополчане будут долго вспоминать его добром.
Слева видны столбики дымов. Это металлургический комбинат Хельван «портит экологию» тысячелетней Сахары, а справа, за гребнем края плато появился голубой простор. Это – залив Красного моря с сереющим вдали портом Суэц и входом в Суэцкий канал.
Вдруг в наушниках шлемофона раздался резкий зуммер и замигала красная лампа на центральном табло «Опасность!» Что произошло? Что случилось? Я протянул руку и привычным нажатием на кнопку светильника включил лампочку на прикроватной тумбочке. Как жаль! Оказывается, это я во сне взлетел с Бени-Суэйфа и нёсся, прижимаясь к земле, к линии боевого соприкосновения с противником по указанию Командного Пункта.
Такой сон! Так реально всё ощущал, видел, слышал. РЕАЛЬНО! Сон вернул меня почти на пятьдесят лет назад, вернул в то время, когда я был молодым, здоровым, красивым и высоким.
Примечание: Кстати, о пирамиде Майдум. Рассматривание её при пилотировании из кабины МиГа меня не удовлетворило и, выбрав свободное время, сел с другом и с переводчиком в «Москвич» и мы поехали «в гости к Фараону», благо место упокоения почивающего владыки недалеко от нашей авиабазы. На краю оазиса, идущего вдоль западного берега Нила, и крупной песчаной «поляны», в нашей зоне пилотирования № 1, и стоит это древнее сооружение. Высота его около 30 метров. Посредине одной из граней сооружён вход внутрь с лесенкой к закрытой металлической и запертой висячим замком двери. Метрах в двадцати севернее пирамиды, сколоченный кое-как из бог знает чего сарай, из которого появился дервиш с плошкой, изображающей осветительный прибор, в одной руке и ружьём-пищалью в другой, и на ломаном английском языке предупредил, что мы не имеем права забираться в пирамиду без него. Мы тут же охранника древности огорчили, заявив, что нам внутрь и не хочется. Походили вокруг усыпальницы, посмеялись над воткнутым в одну из граней пушечным ядром (по словам охранника древности, «Французы стреляли») и поехали на базу.
А знакомство моё с Египтом началось так.
Прилетели мы из Союза в Каир (Египет) в то время суток, когда египетский ШАМС (солнце) коснулся линии горизонта. Пока коротко нас представили командующему авиагруппы и мы погрузились в автобус, наступила полная темнота ( близ экватора сумерек нет), да пока мы преодолели расстояние до нашей авиабазы наступила настоящая египетская ночь…
«Вот вы и дома!» Абсолютная тьма, перед нами на песке трёхэтажное здание с затемнёнными синей краской окнами (светомаскировка -- война!); смещение любого из нас чуть влево или вправо вызывало резкий окрик охранников гостиницы «Эсбат!» (Стой! Кто идёт!) и направленный на тебя автомат, да издалека доносившийся вой шакалов. Это было первым, что погрузило нас в арабскую ночь «дома».
Утром, первое, что я сделал, вышел на общий для всего этажа балкон и замер от удивления: метрах в трёхстах перед нашей гостиницей, на краю оазиса Эль Файюм, у дороги, обрамлённой пальмами, увидел пирамиду. Как потом выяснил, Эль Лагун -- самая первая пирамида в Египте, сложенная 2800 лет до нашей эры из необожжённых кирпичиков. Когда-то «чёрные археологи», мечтая достать из неё драгоценности, выкопали рядом с пирамидой котлован и из него рыли подкоп под её центр. Добыли ли искатели золота что-либо стоящее, слухи не объясняли, но после этой попытки первая древность Египта покосилась. Так и стоит по сей день Эль Лагун перекошенной, как будто грабителями осквернённой.
Так я узнал, что пирамид в Египте много, а не только те, гигантские, что украшают Гизу, близ Каира.
Коллаж "Блик памяти" Оксаны Бакаевой
Свидетельство о публикации №217100900957
Интереснейшая жизнь... Насыщенная, яркая. Потому и снится!;)
Ольга Савва 06.11.2017 16:50 Заявить о нарушении