Серебряный век русской архитектуры. Лев Кекушев

Лев Кекушев относится к числу тех, кого при жизни - боготворили, после смерти – забыли, словно и не жил никогда. Неизвестно ни точной даты рождения, ни куда внезапно исчез, ни точной даты смерти, ни где его могила... Есть только догадки: мог спиться, сойти с ума, умереть в больнице для бедных, которую сам когда-то и проектировал.


Среди великих архитекторов Лев Кекушев не значится, его имени нет даже в обширном двухтомнике по русской архитектуре, и только замечательные по красоте и уникальности дома говорят за архитектора как живые свидетели его таланта.


Мимо них невозможно пройти, не зацепившись взглядом. Необычные, жизнерадостные, чуть насмешливые и ироничные, они являются украшением Первопрестольной. Достаточно посмотреть на улыбчивый портрет архитектора, чтобы понять: других домов у него не могло быть.


Правда, друзей у Льва Николаевича тоже не было, и знавшие мастера вспоминают чаще его дурной характер, чем построенные им чудо-дома. Не зря один из его особняков так и называется - домом Маргариты, потому что булгаковские герои могли жить только в таком необычном доме.


Лев Кекушев первым стал строить в стиле модерн, сочетая его с необарокко, напоминающим западноевропейское средневековье. Он первым начал использовать в оформлении фасадов скульптурные изображения, характерные для арт-нуво, а некоторые фасады его домов  достигают такой же свободы выражения, как и строения знаменитого Антонио Гауди.


В его шикарных и необычных домах могли жить только самые богатые и успешные, благодаря чему кекушевские особняки обрастали легендами, наполняясь историями и атмосферой когда-то живших здесь и бывавших в них знаменитостей.


Будем знакомиться с ними и мы. Первым нужно назвать особняк, известный сегодня как дом Отто Листа. Особняк построен в стиле модерн, ставший визитной карточкой архитектора, его безоговорочной удачей, архитектурным кредо и манифестом.


Изначально Лев Николаевич строил его для себя и молодой жены с расчетом на большую семью. К слову сказать, далеко не каждый архитектор мог себе это позволить, а только очень обеспеченный, каким Кекушев стал уже к 35 годам. Дом восхищал москвичей, когда еще только строился.


А уж когда предстал во всей красе, то от желающих купить особняк не было отбоя. Но от всех предложений Лев Николаевич отказывался, и только Отто Лист, возжелав, во что бы то ни стало, купить этот чудо-дом, сделал предложение, от которого нельзя было отказаться.


В архитектуре особняка есть все особенности, характерные для кекушевского стиля: яркие мозаичные панно в декоре фасада, разные по величине окна, вставленные в оригинальные темные, контрастно выделяющиеся на общем фоне стен, рамы, общая композиция помещений, словно составленная из разновеликих пересекающихся кубиков.


Характерны  также подчеркнутая красота и отделка парадного фасада в сочетании с невзрачным дворовым. Здесь всё продумано, начиная от внутреннего интерьера и выполненной по эскизам мастера мебель, и кончая большим тайником под полом лоджии и сейфом, встроенным в стенную панель кабинета.


Украшением особняка и отличительной его особенностью является большая открытая лоджия с короткой толстой колонной, выполненной из дорогого черного гранита. Но кто же такой Отто Лист, от предложения которого архитектор не смог отказаться?


Предприниматель, ученый, авантюрист по натуре, вся жизнь которого по этой причине состояла из взлётов и падений. Занимаясь со своим компаньоном производством анилиновых красителей, он случайно изобрел сахарин.


Не поделив пальму первенства открытия, компаньоны разругались, но потом нашли выход: компаньон запатентовал открытие на свое имя, а Отто Лист женился на его дочери, тем самым получив право на открытие тоже. Но это не спасло авантюриста от разорения, и особняк пришлось выставить на продажу.


На этот раз особняку повезло больше, т.к. приобрела его богатая наследница московского миллионера Ушкова Наталья, по мужу Кусевицкая. Это была довольно образованная дама, получившая блестящее домашнее образование, знавшая несколько иностранных языков, бравшая уроки музыки у известных мастеров и занимавшаяся в мастерской  Анны Голубкиной.


Выйдя замуж за известного музыканта и дирижера Сергея Кусевицкого, она стала помощницей во всех его делах: несмотря на увлечение музыкой, скульптурой и живописью, она переняла от родителей деловую купеческую хватку и все финансовые дела вела лично.


По воспоминаниям Сергея Рахманинова, Наталья была довольно полной блондинкой с голубыми глазами, но лицо ее было недобрым: плотно сжатые тонкие губы, неприветливое и надменное выражение лица. Она была молчалива, никогда открыто не выражала своего мнения, высказывая его только мужу, на которого имела, несомненно, больше влияние. Позднее ее портрет напишет Валентин Серов.


Но главной знаменитостью в семье была, конечно, не она, а ее замечательный муж – Сергей Александрович Кусевицкий, родом из бедной еврейской семьи ремесленников. Легенда о их любви гласит, что однажды музыкант на одном из своих концертов увидел глаза молодой красивой девушки и влюбился в нее.


Два года он искал таинственную незнакомку, которой оказалась дочь знаменитого миллионера Ушкова. Вскоре он развелся со своей женой, балериной Большого театра, и женился на Наталье Константиновне. Семья Натальи посчитала брак мезальянсом, но, в конце концов, смирилась с выбором дочери.


Особняк Наталья купила для своей семьи, который с тех пор стал называться особняком Кусевицкой. Усилиями Натальи Константиновны дом превратился в настоящий культурный центр Москвы, в котором бывали все известные музыканты, певцы и композиторы: Рахманинов, Прокофьев, Метнер, Скрябин, Дебюсси, Собинов, Шаляпин….


Счастье Кусевицих закончилось вместе с революцией: из особняка их выселили, коллекцию картин, фарфора и мебели – растащили. Поселились они напротив своего роскошного особняка – в полуподвальном холодном помещении, тоже когда-то принадлежавшем Кусевицкой.


Три года они пытались приспособиться к новым порядкам, но в 1920-м решили  эмигрировать, зная, что уже никогда обратно не вернутся. Сначала  – Берлин и Париж, потом – Америка. Став известным музыкантом и дирижером с мировым именем, Сергей Александрович всегда говорил: «Я американский гражданин, но все еще люблю Россию», а лучшими композиторами XX века он называл двух великих русских - Прокофьева и Шостаковича.


Одно из старейших и красивейших зданий Москвы, особняк Отто – Кусевицкой, построенный замечательным архитектором Львом Кекушевым почти 115 лет назад (1898-1899), долгое время занимало посольство Аргентины, сейчас в нем находится представительство правительства Калужской области.


Авторский блог с иллюстрациями
http://sotvori-sebia-sam.ru/lev-kekushev/


Рецензии