О творчестве Любови Щедровой 1929 - 2006

 
Любовь Щедрова. "Бесконечность начала". Роман. Иркутск: Папирус, 1997.

    Любовь Щедрова знакома читателю по роману «Ингода», по сборникам ангарских литераторов «Полвека от войны» и «Подсказала строку Ангара», которые она составляла и в которых помещены её повесть, рассказы. Публиковалась в журнале «Сибирь», в газетах, на ксерок­се были изданы детские стихи, басни, лирика, эпиграммы и даже частушки.
Но одновременно шла работа над новым романом — фантастическим - «Бесконечность начала».
   По словам автора, её фантастика — протест против засилья в этом роман­тическом жанре суперзлодеев и суперужасов: предсказаний планете Земля атомных зим, перерождения людей в немыслимых чудовищ и т.п.
   Место действия романа — Забайкалье и горы у моря, куда «когда-то съезжались, чтоб провести так называемый отпуск. Но само понятие «отпуск» вышло из употребления несколько веков назад. Можно ли устать и отдохнуть по графику? Таким образом обозначено и время — автор уводит читателя в будущее, в океан и в космос, к гомункулам и к «морянам». Однако даже именами персонажей (Денис, Иван, Виктор...) держит читателя в зоне сегодняшнего дня в России.
   В своём обращении к читателю Л. Щедрова пишет: «Представь, что нет на земле войн, армий, государственных границ. Население гордо зовётся Человечеством». Но лёгкой жизни будущим людям Щедрова не обещает: «Люди есть люди — как при Гомере и Вольтере они со своими достоинствами и недостатками». То есть тоже в сомнениях, метаниях — в поисках места под солнцем, в любви и ревности. По убеждению автора, в том и есть «бесконечное начало» совершенствования Жизни и человека, как объекта Вселенной и как биологической особи, единственно наделённой разумом и чувствами, потому особо ответственной за всё мироздание.
   Всё более обостряющееся сознание ответственности должно утончить сущность человека до такой степени душевной чуткости, что жить ему как бы с постоянно оголёнными нервами. И персонажи романа взлетают в небо на собственной энергии любви и боли — на энергии сердца.
   Правдоподобие происходящего в романе создаётся доступностью понимания образа мыслей и поступков действующих лиц, простотой языка и даже описаниями природы, которая, как всегда у Щедровой, не только фон повествования, но и действующий персонаж: горы, лес, море — всё соучаствует в сюжете, влияя на настроение героев романа, воспитывая и вдохновляя.
Восторг перед величием человека, жизнеутверждение, по-моему, и есть та идея, ради которой роман написан и ради чего его стоит читать человеку любого возраста и любых взглядов.
Н.Н. КУДАШКИНА
Сибирь. – 1998. –№3. – С. 166-167.


Рецензии