Марсианские хроники. Продолжение

В Новом Завете запечатлен призыв к читателям-христианам не слушать шепот мудрецов о стихиях. Рассуждения о стихиях считались опасными для верующего человека, они уводили его от веры в Бога и Царствие Небесное. Стихии могли проникнуть извне внутрь человека. Внутри должен быть покой, по мысли первых христиан, и вера в будущее воскрешение. Уже много позднее, когда прошли века, новые христиане стали больше обращаться к прошлому, чтобы укрепить общую веру. Так появилась христианская история, которая начиналась с жизни Христа, его казни, воскрешения и многовекового ожидания Страшного Суда. Стихийная жизнь природы замещалась стройным развертыванием истории с ее новыми героями, святыми и их деяниями. Постепенно история стала официальной наукой на службе не только церкви, но и академических светских заведений. Как только история попала в руки бюрократов, так ее стали использовать  как послушницу, крутить и вертеть в самых неблаговидных целях. История стала вначале служанкой религии, а потом науки. Историю и ее методы стали использовать разные отрасли науки, ее для себя приспособила идеология и приняла на вооружение пропаганда.

Научная пропаганда ухватила за хвост историческую птицу, летящую на крыльях времени в пространстве бытия.

Та же физика, ещё в древности рассуждающая о круговороте стихий, в новое христианское время  стала подстраивать развитие природного хаоса от начальной точки к развернутой картине физической материи. Теория Большого Взрыва и ей подобные теории появились на удобренной историей христианской почве.


Теория Большого Взрыва предполагает, что вселенная развилась из одной точки подобно тому как христианская жизни начинается с рождения Христа. Что было до появления этой взорванной точки теория не сообщает. Мир, по этой теории, был сжат в одном месте , в одной мельчайшей вселенной без видимой материи. В один момент произошел большой взрыв физической точки и вселенная стала разлетаться и увеличиваться.

Части известной всем физической материи не замедляют своей скорости на окраинах , а наоборот увеличивают . Как будто кто-то или что-то подгоняет вселенские части на ее окраинах, чтобы достичь какой-то формы. В этом тоже можно прочувствовать христианские мотивы. Получается, что вселенная после большого взрыва ожила. Только с помощью волевого усилия можно увеличивать скорость. Но эта скорость не может увеличиваться без конца, ибо сила воли не бесконечна, даже если это вселенская воля. Тем более, что эта вселенская воля может изменяться, увеличиваться или уменьшаться. К такой научной парадигме больше подойдет философские рассуждения Шопенгауэра, который развивал постулаты о мире как воле и представлении. В противоположность ему Гегель считал мир всеобщим духом, то есть тем, чего нет, но что может быть. Христианские мыслители Шопенгауэр и Гегель развивали древнегреческую философию открыто заявляя об этом.

В Греции были философы помимо Гераклита и Парменида и их было достаточно много уровня так называемых немецких классиков : Канта, Шелинга, Фихте,  Гегеля и его противника Шопенгауэра. Бюрократический мир Германии выделил из своих рядов только мыслителей типа Гегеля и Шопенгауэра , потому что они представили письменные тексты на обзор публики. Эта традиция выделять философа по его тексту была положена Платоном и Аристотелем. Христиане  возвышали то одного грека , то другого   , сравнивая написанное ими. Это чисто бюрократический, рационалистический или даже схоластический подход. Греки любили мудрость как саму жизнь. Для грека философия или любовь к мудрости как к особо возвышенной истине была частью их жизни. Как для христианина любовь к ближнему была основным стержнем христианской жизни, так для грека выделялась любовь к мудрости. Любовь к Христу, к его написанным тезисам и породили христианских философов подобных Гегелю и Шопенгауэру.  Таких любителей христианской мудрости во времена Гегеля и Шопенгауэра было также много , как древних языческих философов во времена Парменида и Гераклита.

Сейчас мир стал разнообразнее, он демократизируется как было во времена древних греков в отдельной части их земли. По миру шагает глобальная демократия. Выделяются не только бюрократические мыслители, но и харизматические , больше из религиозной и политологической областей, также есть и монархические догматики, которые обслуживают ещё оставшиеся монархические династии Запада и Востока. Все эти монархические, харизматические и бюрократические мыслители, обслуживающие определенные потребности своих групп, по своей сути не могут сравниться в свободе мысли с греческими философами.

Греция породила философию как особое интеллектуальное явление, которое опиралось на личную и общественную свободу и не обслуживало древние монархии, не служило бюрократической системе и не подстраивалось под языческих харизматических лидеров. Были в Греции моменты, когда харизматические демократы учились философии у выделившихся в общественно жизни мыслителей, однако харизматики не диктовали образ мыслей для свободных духом философов. Греки все были вовлечены в общественную и политическую жизнь полиса. Политика являлась производной составляющей частью от полисной жизни. Те, кто не жил полисной жизнью, считался «идиотом», то есть был подобен животным, хоть и домашним. Гражданин полиса жил общественной жизнью и ходил на полисные собрания, заседал в суде, должен был защищать свою родину  против врагов полиса на войне. Он мог быть простым земледельцем или землевладельцем, воином или военноначальником, судьей или избранным главой полиса. В свободное от общественной жизни время грек мог заниматься  собой , размышлять о своей жизни и внутреннем мире. Выполнением  тяжелых работы в Греции занимались рабы и метеки, то есть люди без греческого гражданства. Метеки прибывали из других областей земли, чтобы жить в греческих полисах, а рабов захватывали в плен на войне и привозили насильно в полис для тяжелых работ и обслуживания граждан полиса. По сути , греческая жизнь была хорошо продумана и хорошо устроена. Не было продумано ещё до конца то , как устроен  космос вокруг греческого мира. В целом мир был  мало изменчив и более устойчив , чем греческий мир. Солнце светило ярко в летний период космического цикла и было холодно в зимние месяцы. Были видны планеты, которые обращались также как Земля вокруг Солнца. Уже пифагорейцы точно определили место планет и звезд в космосе. Христиане , взяв за основу в своих рассуждениях, логику Аристотеля и космологическую систему Птолемея считали, что раз Солнце встает каждый день на Востоке и уходит за горизонт на Западе, следовательно Солнце обращается вокруг Земли. Рассудочная логика подтверждала это положение. Это сейчас все пользуются уже готовыми рассуждениями ученых об устройстве Вселенной, а в Греции нужно было доказывать и отстаивать взгляды на космический порядок. Этим стали заниматься первые физики или философы, которые изучали фюзис- природу вокруг полиса.

Природа сама по себе отличалась в рассуждениях от космоса. Космос-это всеобщий порядок, а природа включала в себя кроме космоса также и хаос-вместилище стихий, не поддающиеся простому рассудочному объяснению. Космический порядок преобладал над хаосом стихий. И в далеком космосе порядок был очевиднее, чем на родной планете. На Земле властвовали такие стихии как вода, огонь и воздух или ветер. Эти стихии трудно было обуздать и понять. Философы выделяли то одну стихию, то другую, то все стихии вместе , чтобы на их основе объяснять порядок всего сущего. Они пытались космический порядок объяснить из стихийности становления космоса.

Христиане объясняли мир , исходя из божественного его происхождения и существования. Мир должен кануть в Лету по божьему замыслу и промыслу. Апокалипсис нужно было понять, чтобы приготовиться к иной жизни за гробом, так где существует сущее не от мира сего. Так устроил бытие Бог по своему замыслу и всё подчинялось ему. Очень сложно было объяснить стихийность земного мира. Предполагалось, что Бог всё видит и потворствует стихиям, если это входит в его замыслы. Стихии властвуют над человеком, потому что так устроена жизнь богом.  Уже в древние времена многие христиане не были удовлетворены таким объяснением и многие стихийные явления объяснялись происками дьявола. Дьявол заправлял стихиями и страстями человеческими на Земле. Все дьявольские хаотические проявления нужно было подавлять и уничтожать.  Таким образом , стихии, хаос и другие необъяснимые явления были вытеснены в область, в которой заправлял дьявол. Бог противостоял дьяволу и люди должны были встать на одну из сторон. Те, кто противостоял дьявольским проискам , был служителем Бога, священнослужителем. Они служили Богу в храмах - специальных культовых местах. Служение в храмах и монастырях, отношения со светской властью из церквей породили такое явление как бюрократия, которая из храмов перешла в муниципальные центры и университеты. Бюрократия - чисто христианский феномен. Таких отношений не сложилось в полную меру в новом исламском мире. В исламском мире всем заправляли харизматические религиозные лидеры. Бюрократия не проникла глубоко в исламские общественные и политические отношения. В индо - буддийском мире преобладали монархические и кастовые отношения. Уже после вмешательства Запада и христианских миссионеров стали появляться элементы бюрократизма. Сейчас в глобальном мире пока ещё существуют все три типа общественно-политических отношений: монархические, бюрократические и харизматические. Сейчас как бы повторяется та ситуация, что была в Древней Греции и потом в Риме, но только в большем масштабе.

Философия может существовать не только в бюрократических учреждениях учебных заведений или в стенах храмов, она может быть везде, где есть свобода мысли и ее выражения,  и она полностью не связана обязательствами, подтвержденными письменными документами, их правилами и догмами. Философия живет, как доказала в древности  Греция там, где хочет и ей могут заниматься все , кто к этому предрасположен.

Себя могут философы представить через средства интернета, радио, телевидения и обычными привычными печатными способами. Кто-то лучше доносит себя и свои мысли устно, кто-то письменно, а кто-то с помощью других движений , что могут увидеть все граждане мира. Рожденная впервые чистая мысль может быть запечатлена, а может появиться сама по себе без внешнего толчка. Эта технология мышления была хорошо изучена и представлена древними педагогами-софистами. Они исходили из протагоровских тезисов о том, что человек есть мера всех вещей, что существуют и что ещё не существуют.
               
               
С самого начала древние мудрецы и философы выделяли во всеобщем хаосе, в окружающей их природе определенный порядок. В  космическом  хаосе и сейчас можно увидеть закономерности, которые периодически повторяются. На Земле за летом приходит осень, затем идут зимние холода и потом возвращается теплая весна, а за ней опять лето. Природные явления циклично повторяются. Всё вечно возвращается и повторяется. Только живые существа проживают жизнь и умирают безвозвратно. Цикличность у людей и животных можно увидеть в продолжении их рода. Но и род не вечен. Можно говорить о циклическом развитии всего человечества. Природа и общество развиваются по определенным законам. Закон - это установленный порядок. Одним из важных законов является цикличность стихий и явлений. Во всеобщую цикличность вписывается хаотичность. Также можно говорить о том, что хаос пронизывает цикличность. Хаос – космический беспорядок, пронизывающий всё. По  своей сути, стихии хаотичны, но и они существуют в природе, в мире во взаимодействии друг с другом по определенным законам. Только первая стихия, самое первоначальное состояние Вселенной, существовала вне всех законов и сама была для себя законом. С появлением второй стихии началось противоборство двух стихий, которое закончилось определением границ. На границе двух стихий появилась новая стихия, а в смешении всех трех стихий родилась четвертая стихия, которая должна была придать устойчивость существованию стихийному миру. Устойчивость четырех стихий не могла существовать вечно, так как мир развивается циклично и на одном из витков цикличности появилась пятая стихия.

Если считать жизнь на Земле новой стихией, то и она циклична, она также ограничена в своем существовании и она породила новую стихию на границе с другими стихиями. Жизнь как новая стихия родила техническую цивилизацию, существующую по законам стихийности. На границе взаимодействия уже всех существующих стихий зародилась пока последняя известная нам стихия – кибернетическая, электронная, информационная. Уже при взаимодействии всех существующих стихий вместе с информационной можно предполагать о рождении новейшей стихии, действие которой будет распространено далеко в космос, а может быть и во всей Вселенной, если на основе последней стихии мир не замкнется сам на себе.

               
Стихии, открытые разумом древних мыслителей, имеют множество свойств. Эти свойства присущи и таким явлениям природы как человек. Человек сам по себе не только состоит из особых элементов, сочетания стихий, но и сам является особой стихией. Эта стихия отличается от других четырех земных стихий тем, что сочетает в себе все свойства уже известных стихий и дополнительно обладает разумностью. Это делает человека как отдельную стихию и человечество в целом разными стихиями. Нет никаких подтверждений того, что всё человечество обладает разумностью, скорее всего, наоборот, у всех людей вместе нет разума, что приближает человечество к земным стихиям.  Человек – не часть стихии, а настоящая, законченная стихия. Эта индивидуальная стихия существует как бы внутри человека и выливается во вне. Внешним выражением внутренней стихии является изобретенная техника и рациональная технология.  Человек в своем положении между двумя стихиями- общественной и технической –является границей, на которой встречаются , сталкиваются две стихии земной природы и рождается новое в сущем бытии.

Человек внутри общественной стихии и при помощи технической стихии может создавать стихии иного свойства, например, стихийные шоу. Все концерты построены по принципу организованной стихийности. Они как волна накатывают на человеческие собрания и потом уходят в пену. Как организованы концерты, футбольные и хоккейные матчи, спортивные и иные шоу? Назначается время и место для мероприятия. Потом оповещаются участники и зрители. После этого начинается подготовка к стихийному событию. Почему культурное или спортивное событие можно считать стихийным? Потому что есть элемент непредсказуемости того, как будет развиваться событие в будущем.

Уже в Древней Греции и Риме любили подобные стихийные события, когда неизвестен результат. Устраивались спортивные соревнования или бои гладиаторов только для того, чтобы оказаться в новой непривычной стихии. Водная стихия была освоена и опасна. Земля была всегда рядом со всеми ее элементами. Воздух окружал людей как и огонь. Спортивные и театральные стихийные действия проходили перед глазами и не были так опасны для человека как природные стихии. Общественные стихии были современными, хотя и появились в самые давние времена.

Культура-другая сторона природных стихий. Она дополняет природу человеческими изобретениями. Культура-всё то, что выходит за рамки природных, естественных явлений. Трудно представить, когда человек, как проявление и порождение культуры, из природного субъекта стал ещё и культурным объектом. Контуры цивилизации стали появляться в культурной среде с появлением чисто человеческих законов, написанных на бумаге для общества. Культура взращивалась на естественной почве, она как бы взрастала из удобренной земли и тянулась к солнцу подобно культурным растениям, таким как пшеница. Сами злаковые культуры, выращиваемые человеком при помощи стихийных естественных явлений, продвигали человека в сторону культуры и цивилизованности и отходить от матери природы. Человек мог охотиться как и многие другие хищники, он мог также собирать растения, чтобы питаться ими и устраивать из них себе гнезда, как те же птицы или мелкие животные. Но никто из животного мира не устраивал себе запасы так, как это стал делать человек. Белочки прячут орешки, но они не выращивают их специально для пропитания. Человек смог найти способ обработать землю и взрастить на ней нужные ему семена. Может быть и в этом первобытный человек подражал пчелам , опыляющим цветки, как подражал многому другому , существующему в животном мире. Но никто не обрабатывает землю и не работает для того, чтобы получить плоды в будущем.

Культура – это также предвидение результатов труда. И человек научился предвидеть. Он стал смотреть не только вне себя , но и научился заглядывать в будущее, которое видел внутри себя. Этим даром обладали совсем не все и далеко не все живые существа, подобные человеку. Все в массе хотели только выжить сейчас. Они думали о себе, потом о своих близких, от которых зависела их жизнь и уж потом о соседях и сообществе, что их окружали. Человеку нужно было научиться предвидеть будущее не только для себя, своей семьи и сообщества, а вообще для выживания. И если окружение несло опасности, то нужно было учиться абстрагироваться от настоящего. Вначале человек научился вспоминать прошлое, потом связывать его с ближайшим настоящим и только после этого фантазировать о будущем, связывая с прошлым и настоящим. Язык формировался вместе с этими категориями бытия. В фантазиях человеческая память конструировала приспособления, которые могли бы помочь человеку выжить в его окружении. Если палка помогла сбить плоды сейчас, она помогала в прошлом, то она должна помочь и в будущем. Будущее было темно, но приспособления подобные палке могли помочь в любой ситуации. Человек начал задумываться о том, что может ему помочь ещё выжить и улучшить его и окружения жизнь.

В периоды, когда женщина находилась в беременном состоянии, ей необходим был отдых и именно в этот период , скорее всего, были найдены семена культурных растений, приручены животные, ставшие домашними. Мужчина вместе с другими охотниками уходил на охоту, женщины собирали растения , а беременные женщины готовились к родам и воспитанию маленьких детей для нужд семьи и близкого сообщества. Зачем ходить за съедобными растениями, если их можно вырастить рядом с жилищем, рядом с жилой пещерой и стоянкой людей. Семена стали собираться и сохраняться, чтобы посеять их на ближайших землях, где была стоянка первобытной общины, чтобы собрать их в нужное время. Человек улучшал себе жизнь, он становился культурным вместе с выращиванием культурных растений. Уже в ходе усовершенствования хранения семян и их обработки, изобретались технические приспособления. Это происходило в течении веков и все приспособления мало изменялись . Мельница могла работать от ветра или воды, но в целом ее конструкция не изменялась многие века. Зачем менять то, что и так работает и помогает выжить. Только в последнее столетие резко изменились пищевые технологии и усовершенствовались технические приспособления. Этому способствовал ветер цивилизации, дующий из далекого культурного прошлого. Культурная жизнь не исключала естественной жизни в гармонии с природой.

Культура и есть непосредственная связь с естественной средой. Цивилизация предполагает отрыв от природы, от которой забираются нужные ей элементы. Для технической цивилизации природа мешает и пугает цивилизованного человека своей непредсказуемостью.  Человек решает оградить себя от природы при помощи культурных приспособлений и технических изобретений. Человеку стала нужна предсказуемая среда, среда в которой преобладают новые стихии, мало взаимодействующие с природными стихиями и помогающие человеку и обществу в целом.

Техническая цивилизация, как и культурная среда, всё-таки зависимы от естественных стихий, а вот виртуальный чисто выдуманный мир может быть продолжением человеческого воображения. Воображение , вынесенное во вне и есть чистая стихия, мало зависящая от внешних стихий. Эта стихия зависит от жизненной , биологической, технической составляющих человеческого существования. И почти не зависит от окружающей природы. Для воображаемого мира, вынесенного во вне, техническая цивилизация является естественной средой как когда то для человека была такой средой сама природа. Компьютер стал мельницей, что перемалывает взращенные плоды воображения. Это приспособление может сохраняться веками и дополнять жизнь. По сути своей – это искусственно созданная стихия, которая должна разнообразить жизнь и улучшить ее . Это не только внешнее воображение, которое доступно всем, даже людям с неразвитым воображением, но это и внешняя память для всех. Эта память не только сохраняет картинки, что было известно как художественное произведение, но и сохраняет звуки, динамические картинки, чего не было никогда в истории культуры и цивилизации. Виртуальная память может содержать всё, что возможно выразить с помощью звука, картинок и видео. Это память человеческой стихии. Раньше такой памятью для общества были книги. Они при помощи передачи мыслей на бумагу сохраняли прошлые впечатления о жизни. Сейчас о прошлом и настоящем и даже о будущем можно воображать во вне при помощи виртуальной памяти. Сменилась парадигма того, что нужно сохранять. Сейчас сохраняются не мысли сами по себе, а запечатленное настоящее, существующее во вне. Виртуальный мир имеет такие возможности, что может сохранять мысли, исходящие не из самого человека, а приходящие из внешнего мира. Природные стихии, цивильная и культурная среда могут рождать мысли для виртуального мира. Почва для виртуального мира пока остается всё той же как многие века назад. Эта почва осталась той же какой была для писателей на бумаге и художников на холсте. Опять же лишь единицы могут создавать новую мысль из себя, ещё меньше хотят сохранять ее для других, ибо считают себя непонятными.  Зачем оставлять новые мысли, если они не будут поняты при жизни. Большая помощь виртуального мира заключается в том, что в нем можно сохранить мысль сразу и почти навсегда. Это можно было сделать письменно, когда книги переписывались. Когда же появилась печатная техника, то типографщики внушили мыслителям, что их написанная от руки мысль ничего не стоит. По сути, так оно и было, так как написанное нельзя было продать. Писать могли не для продажи, а для себя, если это не было государственной обязанностью. Сохраняли на письме мысли , которые мог прочитать в будущем ограниченный круг читателей. Печатные мысли читались многими, но эти мысли отбирались немногими людьми. От отдельного человека и до читателя, мысль проходила длинный путь и часто сильно изменялась. Типографщики не только меняли мысли, но они и скрывали непонятную им мысль, а если было нужно забывать, то скрывали опасную для общества мысль, не давая ей стать общедоступной, общественной мыслью. Виртуальная память вмещает в себя любое воображаемое действо, звук и картину, она вместит в себя все общественные и индивидуальные мысли. Сложнее будет только извлекать новые мысли, так как они тонут в общепонятных рассуждениях. Но всё – таки новая мысль может сохраниться быстрее, чем это было раньше, когда для этого был приспособлен только печатный станок и перо.
               
Какой инструмент использовали первые люди раньше: палку или камень?
Конечно, первым инструментом для человека было его тело. Когда Адам вышел из рая, он  попал в естественную среду. Для его тела эта среда была искусственной, так как раньше оно жило совсем в других условиях. Тело могло не заботиться о пропитании себя, оно не нуждалось в обогревании и чистоте. Жизнь в раю была автономной для тела и окружения. Вне рая тело попало в чужеродную среду, полную хищников, холода и голода. Тело должно было решать как ему выжить в таких необычных условиях, подобных тем, что существуют сейчас на Марсе для современного человека. Оно должно было научиться приспосабливаться и этому должен был помочь разум. Адам и Ева съели яблоко с древа познания и у них появился познавательный инстинкт вместе с инстинктами выживания и продолжения рода. За удовлетворение инстинкта познания отвечал разум. Познавательный инстинкт выражен слабее по сравнению с другими инстинктами и поэтому его удовлетворение выражено слабее. Только подавив или удовлетворив инстинкты выживания и продолжения рода начинал действовать интеллектуальный инстинкт.

Познание мира человек начал с того, что находилось ближе всего-это свое тело и тело партнера. Адам увидел и почувствовал тело Евы, потом его познал с помощью своего тела. Плодом познания стали дети. Но познавать можно было и свое тело после удовлетворения основных инстинктов. Тело при внешнем осмотре оказалось явно отделено от земли и воды. Оно явно отличалось от этих стихий, оно, хотя и было зависимо от них, но и само могло существовать автономно. Для независимого существования нужно было отделить себя от стихий, создав новые условия для тела. Стихии не размножались и не страдали от голода, но и познавать себя они не могли как человек. Человек отличался от окружения наличием познавательного инстинкта, который должен был помочь изменить мир под себя . При познании окружения , человек стал искать похожие объекты на свое тело. На него явно похожи были рыбы, птицы и звери. Они тоже хотели есть , размножаться и согреваться. Их тела явно отличались от человеческих, хотя и существовали в мире стихий автономно.

Помимо животных , первых людей окружали растения и деревья, насекомые и рыбы. На деревьях росли плоды, которые можно было отделить и съесть, чтобы утолить голод. Чтобы достать плоды, растущие высоко на дереве, потребовались особые предметы, отделяющиеся от земли или воды. И такими первыми инструментами для добывания пропитания стали камень и палка.

Палка – более сложный инструмент, хотя и находится ближе к дереву и его плодам, чем камень, который просто мог лежать рядом с растениями и был схож с тем же вожделенным плодом.  Каменные орудия до сих пор находят археологи-исследователи древностей. Камень до сих пор служит человеку в строительстве его жилища. С древности и до наших дней камень окружает наше тело, помогая ему выжить и он же является с самого начала  объектом для познания. Помимо стихий земной природы человеку помогал удовлетворять инстинкт познания такой простой и отдельный предмет, схожий с его телом как камень. Камень стал орудием труда и оружием защиты, он же употреблялся в изготовлении двойников тела в скульптурном изображении, на камне писали и рисовали, из него создавали кувшины и чаши, на нем спали и им покрывали могилы в виде древних дольменов.  Самым первым и самым близким инструментом для человека можно считать камень без различия его состава. Уже со временем известковый камень заменили на железный колчедан и создали каменные инструменты и обменные монеты. Уже в наше время был вначале привезен, а потом найдены его аналоги на Земле такой камень как лунный.

Так человек соприкоснулся с космической стихией и началась новая для него эпоха, которую можно смело назвать марсианской хроникой.


Рецензии