Свет и Тьма в покоях Великого Акбара

Литературно- музыкальная реконструкция творчества групп ОдноНо и Аффинаж.

"Сквозь время прошли жизни, страны, эпохи. Они сплелись в единый клубок. Дёрни за любую верёвочку, и найдёшь свою. "


1.
Ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца в крытую колоннаду дворца в Фатехпур-Сикри вышел Акбар Великий. Было настолько рано, что только ранние птахи проснулись и с нетерпение ждали, когда можно будет звонкими голосами воспеть появление солнца.

Эти минуты тишины больше всего ценил Акбар. Сидел он, погруженный в молитву или грустное раздумье, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов.
В вечернее время до глубокой ночи читал книги, призывал к себе Бирбала, жадно расспрашивал обо всем, что его интересовало.
А вчера он сидел один и смотрел на сияние луны. Из- за ширмы вышел человек, внешне похожий на путника, и произнёс такие слова:


«Ты видишь Меня в первый и в последний раз. Будешь строить Царство и в нем Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле жизни, неся в духе Храм будущий. А сейчас от меня подарок, только мудро им распорядись. Завтра придут к тебе два великих музыканта, один с царства Тьмы, один с царства Света. Выслушай их. Только одного пусти в Мир, а второго спрячь от людей. Смотри, не ошибись.»

Сказал и пропал.

Акбар поднялся на вершину крепости и посмотрел на город. Было видно, как щедро солнце заливает главную площадь города, крыши домов, золотила храмы. Острым слухом уловил Акбар далеко и внизу, там, где каменная стена отделяла нижние террасы дворцового сада от городской площади, отдельные звуки человеческих голосов. То просыпался город.

Зашёл слуга, упал к ногам и сказал, что пришли путники иноземные, принесли песни странные. Только один вошёл в крепость с той стороны, где Солнце всходило, а другой , где Луна просыпалась.

"Да исполниться воля Аллаха!"

Привели их в "Молитвенный дом" , что построен специально для философских дискуссий. Это было прекраснейшее здание с величественным куполом.
На богатых коврах, обложенные подушками, возлежали мудрецы. Ждал команды Великого Акбара верный Бирбал.

Одного иноземца посадили на диван из белого шелка, а второго из черного атласа.

Акбар с вопросами не торопился и внимательно разглядывал путников. Ничего в их одежде не вызывало удивления.

Бирбал обратился к путницу, что сидел на диване из черного атласа:

- Михаил, имя твоё означает Подобный богу. Мы будем называть тебя Дэват-ки-Тарах.
- Люди меня называют Эм. И мне этого достаточно.

Бирбал поклонился и обратился к путнику, что сидел на диване из белого шёлка:

- Алексей, а твоё «помощник». Мы назовём тебя ;– Сахайак.

Алексей поклонился и сказал : «Акбар, Император неугасающего света, могущественный объединитель и реформатор Индии. Ты - Садху, святой отшельник, но прежде всего, Ты - Лев Моголов в пурпурной тоге правителей. В своем невыразимом сострадании Ты кровью сердца переживал страдания Бытия, окутанные в пелену майи, и тайную жажду духовного освобождения людей. Прошу тебя , называй меня именем, что ношу я с достоинством».

Слова понравились Акбару.

Он хлопнул в ладоши и принесли инструменты.
................

2.

Цитата: "Я видел Бога, мама. Он смеялся над вами!"

Акбар:- Я помню клички всех своих боевых слонов, а их в моем войске несколько тысяч. А помнишь ли ты имена персонажей своих песен, что быстрей ветра, сильней камня терзают людей?

ЭМ: - Есть отряд более-менее постоянных образов лирических героев, кочующих из песни в песню.

Образ районного гопника, которому не чужды романтика, возвышенность чувств и острота душевных переживаний.

Образ чудаковатого недотёпы-домоседа, постоянного терпящего неудачи и попадающего в глупые неловкие ситуации. Такого много получилось на альбоме «Сдулся».

Постоянный образ печального диванного философа-лирика.

Например, Михаил Дождь – поэт-очкарик с накладными усами, стесняющийся и заикающийся, читающий короткие глуповатые стихотворения с отсутствием размера и самыми банальными рифмами. Образ родился после посещения городских «поэтических тусовок», где часто можно встретить заурядных графоманов с пафосными псевдонимами.

А порою сила образа столь сильна, что начинает «диктовать».
Так появился Печеньев – писатель и поэт, сочиняющий трагикомичные новеллы и стихи, в которых смех может граничить с жутью. А в данном случае – получилась сплошная жуть.

-Мудрец: - Но есть же и другие люди. Они ночами не сидят в клубах с продажной женщиной, а дома смотрят в голубые экраны своих мониторов, переписывают цитаты великих людей, мечтают о Великих делах!

Эм: - Да, людям проще долбить по клавишам в интернетах на тему войны в Украине, пытаясь сойти за осведомлённых и умных, правильно ориентированных во всех отношениях.
Проще дышать через праздничный перегар в День России квасным патриотизмом и вешать в тачки георгиевские ленты.

В песне «Кем, малыш, ты огорчён?» – тема «преемственности поколений».

Типа, «яблочко от яблоньки». Проводя школьные годы в пригороде промышленного города, в посёлке городского типа, я такое наблюдал воочию. Когда сын по проторённой батей дорожке будто бы целенаправленно идёт в казённый дом. «Личное дело» – на лице написано.


Заспорили мудрецы между собой . Одни говорят, что в пеленой в глазах лишь пелену видишь, другие - кому то нужно мусор убирать, чтобы другие потом увидели Солнце.

ВКЛЮЧИТЬ АУДИОТРЕКИ ГРУППЫ АФФИНАЖ

....................

3.

Когда Алексей запел, сердце Акбара растаяло. Песня глубоко тронула его сердце. У него полились слёзы радости. Его душа преисполнилась счастьем.

Потом он позвал Бирбала, своего придворного музыканта. И спросил, почему музыка ОдноНо увлекла его больше, чем музыка Бирбала.

Бирбал ответил: - Свами, Алексей не замечает мира, так как он поёт, полностью сконцентрировавшись на Боге. В Нём для него заключена вся сладость. Он поёт, чтобы это было приятно Богу. Я же пою, чтобы удовлетворить тебя, я играю для твоего удовольствия. Поэтому моя музыка такого невысокого уровня .

Засмеялся Великий Акбар и просил продолжить петь.

- Что вдохновляет тебя на написание таких песен?

Алексей Мышкин: - Меня вдохновляет мой духовный учитель — Шрила Радханатха Свами. Вдохновляет своим любящим сердцем, экстремальным смирением и скромностью, и неистощимым желанием менять этот мир к лучшему.

Но в каждом зернышке зреет
Огромное дерево.
Мощные корни — в глубину,
Кронами — в облака,
Вопрос времени.

Меня вдохновляет общение с людьми, которые глубоко погружены в духовную практику — они усиливают мою веру, и я учусь у них по-настоящему любить и сострадать. Меня вдохновляют безумно талантливые люди — Алессандро Барикко, Хазрат Инайат Хан, Владимир Набоков, Андрюха Запорожец из Sunsay, Иван Вырыпаев.....

- "Вода" песня про рабыню?

Алексей Мышкин: - Поэзия - это иносказательный язык. Сначала люди думают, что речь идет просто о воде. Потом слушатель, вникая в текст, понимает: здесь речь идет о вечной душе, которая потерялась в нашем мире и не помнит, кто она на самом деле и что должна проснуться. А есть и более тонкие планы. Каждый образ в поэзии- это матрешка. Он раскрывается на все более мелкие детали.

ВКЛЮЧИТЬ АУДИОТРЕКИ ГРУППЫ ОДНОНО
................

4.

Цитата: Я открываю какие-то черные двери"

Провин начал настраивать свою волшебную флейту . Мудрецы замолчали. По воздуху заструились невесомые нити звуков, что сплетались в тонкий шёлк мелодии, и падишах, опершись на подушки, стал наслаждаться прекрасной музыкой; советники и придворные не могли удержать восторга: то и дело раздавались возгласы радости и восхищения.

Вдруг в саду появился начальник городской стражи и с ним — двое в окровавленной одежде. Царившая в саду атмосфера гармонии рассеялась, раздосадованный падишах сердито сказал начальнику стражи:

— Разве тебе не ясно, что сейчас не время разбирать жалобы? Зачем ты привёл сюда арестованных, когда мы отдыхаем? Ведь можно было оставить их под стражей до утра, а завтра привести в дарбар. Чего ты спешил?

Гнев падишаха напугал начальника стражи, и он подумал, что надо поскорее рассказать суть дела.
- Они заболтали крестьянина, наобещали заплатить за постой, а сами до восхода солнца сбежали, увели вола, заодно и дочку хозяина.

Падишах уже немного остыл.
- Отрубить им язык.

Преступники гордо стояли. Рядом плакала красивая девушка, держась за рукав одного из них.

Вышел с топором палач.

-Эм,тебе не приятны эти преступники?

Эм: - Мне в кино часто импонируют отрицательные персонажи, злодеи. Они часто , согласитесь, получаются магнетичнее, ярче и харизматичнее.
На фоне выхолощенных пафосных героев, блюстителей добра и справедливости. На них зачастую смотреть скучно, думаешь «ну, и занудство!».

Нечистая сила всегда отличается привлекательностью, неспроста же эта тяга ко всему греховному, табуированному, к искушениям. Но всё это привлекательно на расстоянии.

Порою у многих вызывает смех нелепо упавший человек, но когда ты на месте самого падающего – тебе обычно не до смеха.

Так и со злом – от недостатка адреналина можно наслаждаться фотографиями порубленных в фарш тел, глядеть бои без правил, где здоровяки друг другу вдребезги лица разбивают. Но стоит самому столкнуться с подобным – и глаза наполняются ужасом, и мгновенно накатывает тошнота, и ноги подкашиваются.

Ужасное в прекрасном и наоборот.

-Какие человеческие поступки для тебя неприемлемы? Что например, должен сделать человек, чтобы Вы перестали уважать и ценить его?

Эм: - Сделать репост, а потом ВНЕЗАПНО ПЕРЕДУМАТЬ и удалить. Ну, что это такое? Что это за слабохарактерность, что это за безволие такое? Легкомысленность стыдная. Кто Вас таких вообще воспитал? Стоит ли вообще о таких людях говорить? Думаю, что нет.

- Что например, должен сделать человек, чтобы Вы зауважали его, как сильную достойную и интересную личность?

Эм: – Спасти всё человечество. Или ответственно заявить, что Михаил Калинин (то есть я) — милашка и крутой. Список поступков огромен, на самом деле... я однажды, например, зауважал одного мужика только потому, что я его испугался...

Акбар посмотрел на палача , преступников и сказал:

-Месяц общественных работ.И свадьба. Преступники упали в ноги великого царя.

ВКЛЮЧИТЬ АУДИОТРЕКИ ГРУППЫ АФФИНАЖ

......................

5.

Акбару, царю Индии, получил в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.

Акбар приказал определить различия. Долго учёные мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.

Лишь мудрец Бирбал всё не сдавался. Он нашёл маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок.

Подумав немного, он сказал:
- Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трёх.

-Вы постоянно улыбаетесь, нельзя представить Алексея Мышкина злым. Вы умеете сердиться?

Алексей :- Всякое бывает. Я, как и большинство людей, не идеален. Я в процессе. Очень важно быть в процессе, ежедневно работать над собой. И я думаю, что каждому человеку нужно заниматься духовной практикой. Это не просто сидеть в позе лотоса и говорить: «Я желаю всем счастья!».

Нужно развивать в себе определенные качества характера. Этого можно достичь посредством чтения священных книг, произношения молитв и мантр, общения со святыми людьми.

- А йога может помочь в развитии смирения в себе?

Алексей:- Какое-то время я занимался йогой. Но сейчас делаю лишь некоторые упражнения. Йога нужна для поддержания тела. Но это не самоцель – уметь гнуться в самые невозможные позы. Кстати, когда я занимался йогой, знаете, какая асана была моей любимой? Она называется “шавасана”, когда после всех упражнений ты просто лежишь на полу. Но она, вместе с тем, самая сложная. Нужно уметь расслабить все части своего тела после серьезных нагрузок, чтобы они восстановились. Признаюсь честно, в этой позе я иногда засыпал.

А если серьезно, в Бхагават-Гите, которую называют индуистской Библией, сам Творец говорит так: «Из всех йогов тот, кто полностью сосредоточил свой ум на Мне, тот, кто с верой поклоняется Мне, тот является самым лучшим йогом».

И я абсолютно согласен с этим. Поэтому дело не в йоге, хотя она безусловно помогает. Главное – состояние нашего сознания.

ВКЛЮЧИТЬ АУДИОТРЕКИ ГРУППЫ ОДНОНО

..................

6.

Цитата: "Это баян - транслятор “русскости".

За резным маленьким окошечком подал тонкий голосок колокольчик.
Это Джодха пришла послушать. Она всегда находилась рядом.

Она единственная, кроме Акбара, имела право выпускать указы, занималась международными морскими перевозками товаров и паломников в Мекку, управляла 12-тысячным кавалерийским отрядом. Хорошо пела и играла на вине, участвовала в законодательстве, продолжила работу Акбара, став начальницей духовной школы. Джодха стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

В летописях и документах того времени она значится по своему титулу Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба. А для него - Джодха.

Акбар произнёс:

-Эм, оставайся со мной. Я построю тебе дворец из черного камня. Я дам тебе в жёны одну и самых красивых женщин и твоё сердце смягчиться.

- Думаю, скоро я заведу виртуальных детей и куплю себе танк в World of Tanks и буду там жить, растить своих чад. Вдруг война? А у меня одновременно и дом, и оружие.

Посыпались вопросы от мудрецов:

- Часто ли в жизни испытываешь стрессы и как борешься с этим, если вообще борешься?

- Прячусь под кресло и какое-то время сижу в полном оцепенении.
Потом отправляюсь перекусить. И обычно отпускает.

- Как Вы думаете, какая стратегия поведения в социальном мире, является самой эффективной, самой правильной, для достижения успехов в тех или иных идеях, жизненных делах?

– Если понравился человек — ставишь ему, короче, везде постоянно лайки, иногда репостишь. Если не нравится человек — просто сразу, короче, банишь его.

-Какими, по Вашему мнению, навыками должен обладать настоящий мужчина?

– Смело и решительно ставить лайки под фотографиями красивых женщин. Пробивать врагов по айпи. Забивать стрелу в интернетиках. Умело владеть секретами обольщения с помощью набора стандартных смайлов. Ну, и, конечно, много зарабатывать — хотя бы, чтобы покупать доспехи и артефакты своему юниту.

- Почему Вы занимаетесь музыкой? Что это дает Вам?

– Многомиллионные доходы. Шикарные загородные дома. Свою линию модной одежды. Полезные связи в криминальных кругах, где полно любителей русского шансона и хип-хапа «про жизнь».

-Осознали ли Вы свою миссию в этой жизни? Если да, то скажите пожалуйста, ради чего Вы живете?

– Мужчинам после 65 обещают пенсию, но я лишился официальных заработков, поэтому теперь даже и не знаю, ради чего...

-На каком ящике играет ваш музыкант?

Тут Эм встряхнулся и гордо сказал:

-Это не ящик! Это баян - транслятор “русскости”.

Зазвучал баян.

ВКЛЮЧИТЬ АУДИОТРЕКИ ГРУППЫ АФФИНАЖ

...............

7.

Акбар сказал:
- Оставайся под моей защитой и у тебя будет много поклонников.

Алексей: - Поклонник – это тот, кто поклоняется кому-либо. Мне важны люди, которым близка наша музыка. Это скорее наши друзья и близкие по мировосприятию люди. Здорово, что мы растем вместе, учимся...

Акбар сказал:

- Оставайся под моей защитой и ты будешь владеть любыми инструментами мира.

Алексей: - Мой единственный инструмент — голос. Разнообразные инструменты — это конёк нашего флейтиста Правина.

Он встал и с достоинством поклонился правителю . Акбар милостиво разрешил сесть.

Алексей продолжал:

-Перечислять послушные его рукам инструменты бессмысленно, это бесконечный список: бансури, турецкий кларнет, дудук, нэй, кавал, сантур, таблы, джанбе и так далее и тому подобное…

Мудрецы в восторге закивали головами.

Акбар сказал:

- Оставайся под моей защитой и ты будешь знать голода. Лучшая дичь с моих угодий к твоему столу.

Алексей: - Я давно понял, что поедание мяса — это насилие над другими живыми существами, это скрытое, неявное финансирование ужасных скотобоен, на которых миллионами убивают ни в чём не повинных животных.
Великий Акбар, ты со мной согласишься, что граждане страны — это не только люди, но и деревья, реки, насекомые, птицы, животные, и права всех их нужно тоже уважать… Мы стали очень жестокими. Но каждый может отказаться от этой вопиющей несправедливости, просто исключив из своего рациона несколько блюд. Разве это сложно?

Акбар: - Оставайся под моей защитой и я издам указ, запрещающий в моей стране по четвергам есть мясо.

Алексей: - Нельзя идти войной против мясоедов. Вегетарианство должно быть индивидуальным и осознанным выбором каждого человека, его так просто не навязать. Иначе это будет что-то внешнее, дань моде, увлечение, которое продлится недолго.

Акбар: -Один весной на охоте я внезапно испытал отвращение к убийству диких животных, и по моему приказу всю дичь отпустили на волю. В припадке отчаяния я тогда приказывает сбрить себе волосы и раздать золото бродячим монахам и нищим.

Раздумываю, не запретить ли мне пахать землю, чтобы не задеть случайно червяка или жука.......

Замолчал, как будто глубоко ушёл в себя. Но это никто не заметил. Все слушали музыку.


ВКЛЮЧИТЬ АУДИОТРЕКИ ГРУППЫ ОДНОНО

.................

8.

- Я слишком вас люблю-

- Алексей, оставайся у меня. Построю огромный дворец в твою честь.

- Я монах. В служении людям моё призвание. По земле ходить, глаза их видеть. Не поёт птица в клетке.

- Эм, хотя бы ты оставайся !

Не успел Эм ответить, как его перебил странный звук.
С улицы разлетался весёлыми искрами шум, слышались отрывки песен, крики на непонятном языке, женский смех. Потом этот шум слился в единый и до окон долетело:

-Алексей ! Эм! Сколько вас ещё ждать? Мы соскучились по песням!

Акбар возмутился.

Это ещё кто такие? Неужели цыган племя кочевое?

Бирбал весело ответил: "Это русские. Приехали с далёкой северной страны.
Помните, на дворе стоял огромный чан, чтобы на всю армию приготовить. А они девушку в него поставили. Вокруг танцуют, поют. Весёлый народ. "

Акбар не выдержал и подошёл к окну. Вокруг чана стояли молодые , весёлые люди и махали руками. Так хотелось помахать им в ответ.
Но нельзя. Титул обязывает.

-Идите к ним.

Повернулся и ушёл..........

"Мы движемся медленно, но движемся наверняка,
Меняя пространство на ощупь.
От самой низкой границы до самой вершины холма
Я знаю все собственным телом.

Никто не пройдет за нас по этой черте.
Никто не сможет сказать, что здесь есть.
Но каждый юный географ скоро сможет об этом прочесть
В полном собрании писем с границы между светом и тенью."
............................................
В данной теме были использованы известные притчи "Акбар и Бирбал", настоящие интервью Алексее Мышкина и Михаила Калинина, что опубликованы в сети интернет и прочих ресурсах.
Познакомиться ближе с этими интересными коллективами:

ОдноНо: https://vk.com/odnono
Аффинаж: https://vk.com/affinage_group


Рецензии