Сон Глухарки О, Золотая богиня дома, оберегай нас!

Эти слова моих предков всегда звучат  при виде огня в чувале моей мамы, которая живёт на реке Юты. Сегодня  с мамой  мы проводим обряд «Поклонение Най Анки».
 Мама  шепчет тихим голосом:
- Хорошей, трудолюбивой невесткой была, вот и оставили меня охранять нашу речку Юты…
Голос мамы задрожал  от воспоминаний  о большой семье, которая у нее когда – то была,  заблестели  её глаза, и она быстро прикрыла  их хантыйским платком.
 Огонь одобрительно трещит, принимая из  моих рук красную материю. Языки пламени заплясали, запели. Обряд очищения прошёл удачно!
-  Какую песню споёшь сегодня, Огонь -  Мать?
-  А вот и видение! Не успеваю  прислушаться, звучит голос деда Ефима:        - Юты юхан Луклэнки!
- Хуты илум?
- Хуты илум?
- С Юты речки, Глухарь!
- Что мне делать? Что?
В этот момент Лук ики не принадлежал себе. И пронизывающая громкая песня старца всё больше  захватывала пространство старой хантыйской избы, где собрался весь род Мущан ёх. Бабушка, Татья - Лимэн  Якор эви, идёт плясать, только кисти платка, как огонь, замелькали. Ещё мгновение, и мне кажется, что она и есть Огонь - Мать, которая в танце поёт:
- Танцуй, танцуй,  внученька! Пусть радость будет в доме!
Сердце моё стучит:
- Так надо! Так надо всем! Пусть радость будет в доме!
И мне кажется, что я вижу сон: мелькают  люди, берестяные маски,  платки, голоса, огонь и  я  - тоже часть огня:
-  Это сон? Нет!
- Это привели в дом его…
- Медвежий праздник!
- Пусть этот Священный день оберегает нас!
- Это сон? Да!
- Как я раньше не догадалась! Это Сон Глухарки!
- Да! Глухарка во сне прилетает к младенцам и оберегает их покой, даёт им здоровье!
-  И только открой глаза, Глухарка сна  улетит!
-  С Глухаркой сна  мы дружим. Она часто мерцает перед моими сонными  глазами на выскобленной берестяной люльке, подвешенной к потолку деревянной избы,  когда я качаю моих младших братиков.
Долго ещё мне слышаться песни старшего поколения. Тогда мне было шесть лет. Это одно из ярких впечатлений детства. С тех давних пор прошло много лет. Я благодарна огню в чувале хантыйской избы и Глухарке сна, которая,  закрой глаза  и прилетит!
- О чём еще расскажешь, Огонь -  Мать?
- И вот я вижу солнечный,  летний день моего детства на реке Юты. 
Детство моё прошло в верховье реки Лямы, на  малой протоке  Юты.  Для нас она была кормилицей и любимой рекой. На поверхности речной глади играли на длинных стебельках кувшинки, а по берегам росли могучие  зелёные сосны.   В  солнечном бору росла сладкая ягода, но не было чёрной смородины. Только спелая брусника на белом ягельнике нежилась на солнце.
Девочка, с глазами смородины цеплялась своей ручонкой за красный, кустик брусники, и круглые щёки наполнялись сладким соком. Рядом токовали глухари, которые, конечно же, радовались красному ковру из спелой брусники. Доносились песни лесных чаек с Поющего озера. Девочка пела свои песни на родном хантыйском  языке. А  иногда лесные могучие  сосны на ягельном бору слышали песню Людмилы Зыкиной:
-  Над колхозным  над полем зори рано  встают!
Девочка смеялась, и игривые солнечные лучики отражались в её чёрных глазах. Эту и другие песни выучила она, не зная русского языка, слушая радио долгими зимними вечерами. И полюбила звонкий  русский язык, который  завораживал воображение, и  новый, зовущий, неизведанный мир манил, звал девочку в дорогу. Так закончилось обучение в Лесной школе.
И  девочку повезли в школу на деревянной лодке с мотором "Ветерок", который делил Ляму речной волной на две половинки. Девочка - Природа прощалась с Солнечным Ягельным бором, сидя в "жужжащей" лодке, где пролистывали свои берега Лесные сосны.
- В школу! В школу! – шептала тихим голосом девочка,  и солнечные сосны на ягельном бору подмигивали ей. 
 Прошло много лет, и только лучи Солнца, отражаясь в воде бликами, остались воспоминаниями в моих глазах.


Рецензии