Сон Глухарки Моя бабушка Мария

Воспоминание о бабушке, Марии Кечимовой, согревает душу. Это человек с удивительным даром доброты и терпения. Бабушка рассказывала о том, что когда она была ребенком, русский батюшка ездил на нартах и крестил всех. Поэтому Крест - Перна считается Святым. Ещё она рассказывала о хантыйском воспитании, о Великой Отечественной войне, о том, как они возили рыбу в Сургут. Как шли оленьи обозы во время войны с мороженой рыбой из посёлка Тром-Аган на Сургутский рыбокомбинат. Бабушка рассказывала, что кантэх ёх боялись произносить слово война - ляль, чтобы она не приблизилась к нам. Говорили о ней только шёпотом: «Когда Солнце и Луна совсем потемнели, с плохими мыслями птица прилетела, среди живых нужных людей выбрала и под землю увела. Поэтому ушедшие на войну люди не нашли обратной дороги и умерли. Женщину-Солнце и Мужчину- Луну хоть силой держи, не удержишь! Они всё равно поднимутся Землю осматривать, так Бог им назначил, чистый огонь нести людям».
Много хантыйских узоров вышила бабушка за свою долгую жизнь. Бабушка Мария говорила, что смерть запутается пока бежит по узорам, и поэтому каждая хозяйка стремилась огородить себя и свою семью от неё. Под старость она ослепла и переживала, что не смогла меня обучить этому искусству, потому что я жила далеко от неё. «В каждом узоре зверь спрятался, - говорила она. - Есть узоры для богов, есть узоры-обереги для мужчин, женщин и детей».
Ещё Мария рассказывала, что Бог приносящий смерть справедлив. Помню бабушкины легенды, которые я любила слушать долгими зимними вечерами, когда мы остались одни на стойбище. Вот одна из них:
«Живёт Торум ики на седьмом небе со своей семьёй. Один из сыновей был такой шустрый, непослушный. И вот однажды вечером он так расшумелся, что упал на землю. Только он упал не на твёрдую землю, а в воду АСЧОРОСА в низовьях реки Обь. Торум ики проснулся рано утром и увидел, что сын упал в воду и попал в Нижний мир. И с тех пор его стали звать КЫНЬ ИКИ - Бог приносящий болезнь. Говорят, однажды, заболела женщина, мать семерых детей. Вечером в ее доме, откуда ни возьмись, прибежали с четырёх углов, с песнями, плясками слуги КЫНЬ ИКИ. Подхватили женщину и потащили в Нижний мир. Мать семерых детей была рукодельница, много узоров-оберегов сшила она, поэтому слуги КЫНЬ ИКИ долго блуждали по ним. Наконец они добрались до Нижнего мира, где царствовал КЫНЬ ИКИ - болезнь приносящий. Женщина пригляделась и видит: сидит на троне великан с одним глазом и с одним рогом, одна нога лосиная, а другая лошадиная. Он пристально посмотрел на женщину, а она закрыла лицо платком в знак уважения. И тут КЫНЬ ИКИ заговорил:
- А!!! Это мать семерых детей! Посмотрю в своей «Книге Жизни», пора ей к нам в Нижний мир или нет?
Тут он воскликнул:
- Слышите, эта женщина должна жить! Много дел ей ещё нужно завершить в Среднем мире, где живут люди! Она помнит меня в Среднем мире. Когда открываются реки, она несёт тёмную ткань мне на Сак - верхнюю одежду. Унесите её снова в мир живых людей, пусть рассказывает она всем, что нужно помнить о болезни раньше, чем человек заболел.
Долгой ли, короткой была дорога в Средний мир, женщина уже и не помнит. Только увидела она, что наступило утро, кругом свет, и летает она, лёгкость чувствует. Услышала плач своих детей внизу, пригляделась: дети склонились над ней и зовут её. Тут женщину как магнитом притянуло к своему телу, которое было отдельно от неё. Тепло стало ей. Ожила она. Дети обрадовались матери, развели огонь в очаге. Все что было, поставила женщина на стол и стала благодарить Богов Верхнего, Среднего, Нижнего мира. Чего и всем живущим ханты наказала».
Говорят, раньше это Священное сказание пелось при сакральных действиях «Пупи ики ек» - во время праздника «Медвежьи пляски». Тогда, из-за смерти дедушки, я отстала от учёбы. Другую, лесную школу, проходила. Помню наказ слепой бабушки Марии и до сих пор слышу её тихий, но твёрдый голос, бабушку невозможно ослушаться:
- Ничего, внученька, ты у меня одна и сильная, запомни: ты - Покачева! А все Покачевы - терпеливые. Ты не иди вперёд сразу, а иди назад, а потом иди хорошо вперёд!
Мысленно я буду рядом. И запомни, у тебя добрая, светлая покровительница Нум Анки – Небесная Мать! Она будет всегда рядом, даже если меня не станет. Ты будешь жить в посёлке, потому что не умеешь шить тёплую одежду. Раз нет с нами дедушки, а я слепая, то я тебя отпускаю с лёгким сердцем. Учись, работай, когда вырастешь, выходи замуж за русского, он тебя не обидит, ты будешь жить в тепле. Я буду молиться за тебя, пока жива. Среди русских будь русской, среди кантэх ёх будь женщиной ханты. Ты узнаешь, что людей много, как муравьёв в муравейнике. И с ними нужно уметь общаться: плохого не делай, бери от них только хорошее...
Мы с бабушкой договорились, как наступит осень, я поеду учиться в школу в четвёртый класс, хотя должна была учиться в пятом. В те годы просто так детей не отпускали в другую культуру, тем более, я была для бабушки долгожданной внучкой. Но бабушка Мария была старой и мудрой женщиной, она как никто понимала, что не сможет поднять меня на ноги.
И вот наступила долгожданная осень, все взрослые ушли собирать ягоды. Бабушка говорила, что осенью всегда летает вертолёт, который забирает детей в школу, но к нам он может не сесть, так как у нас нет детей-школьников.
- Они же не знают, что у нас есть ты!
Я очень переживала, вдруг вертолёт не прилетит. Но однажды раздался гул вертолёта. Бабушка последний раз ощупала моё лицо, меня и говорит:
- Живи хорошо! Учись, учись!
Дала мне пять рублей (тогда это были большие деньги). Я ей кричу:
- Бабушка, у меня нет сапог, я же не поеду в школу без сапог!
- Возьми у брата, они где-то валяются на улице, - кричала она сквозь шум вертолёта, который кружил над нами.
Я быстро нашла сапоги, они были в заплатах, надела их на босу ногу и побежала к вертолёту. Оглянулась: бабушка моя слепая стоит, распахнув полу дверцы чума, машет мне и кричит:
- Мэна! Мэна! Лети, лети!
Как птичку, выпустила меня бабушка Мария. Вертолёт не ждёт, нет времени вернуться к моей мудрой бабушке, с которой мы зимовали зиму, и только сердце моё стучит:
- Лети! Лети!
И мы взлетели над Поющим озером! Какое оно красивое, бескрайнее! И только лучи солнца, отражённые в воде, остались воспоминанием. Первый мой полёт над моей Землёй! Шум ветра! Манящий простор неизведанного, зовущего, и я лечу над Кладовой Знаний, и Сон Глухарки сбылся!


Рецензии