Учитель, будь солнцем для детей со стойбищ!

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в душах и сердцах» – это слова  Ш. А. Амонашвили.
Я не просто учитель, есть роль у меня, знаток родного хантыйского языка, друг и наставник ребят. Этим живу! Это образ жизни! Всё, что от меня зависит, должна дать своим ученикам, которые оторваны от родовых угодий и родителей от традиционной культуры. У меня есть миссия: помочь адаптироваться к школе ребятам со стойбищ, помочь сохранить язык и культуру своего народа ханты на личном примере, пронизанным народной мудростью. Поэтому обучающиеся со стойбищ любят мои уроки, которые завораживают, манят своими сказками, легендами, мифами и современностью. И у ребят возникает желание говорить на хантыйском языке, и появляются крылья, которые соединяют его с прошлым и дают надежду на будущее! Меня всё больше захватывает нетрадиционное обучение родному языку. Обучать языку значит обучать средствам общения и познания, как хантыйского языка, так и русского. Какие бы не совершались реформы и модернизации, урок остается главной формой обучения и от личности педагога зависит многое в уроке. Учитель и ученик остаются главным действующим лицом, когда им интересно вместе не возникает противоречий. Поэтому урок родного языка должен быть современным. «Современный» - это и совершенно новый, и не теряющий связи с традициями урок! На своих уроках использую метод погружения в хантыйский язык, так раньше делали наши сказители, к которым тянулись дети. Этнопсихологическое сопровождение проекта в начальных классах «Пластилиновое стойбище или сказка» помогает раскрыть лесного человека. Чтобы у учащихся была высокая учебная мотивация при изучении родного языка, культуры, важно, чтобы они стали личностно – значимым для ученика. Для этого на уроках необходимо раскрывать уникальность, достоинства и преимущества национально-русского двуязычия, используя знания двух языков. Задания в проекте даются доступные, понятные ребёнку и это формирует у учащихся активность, успешность "я могу!", "у меня получилось!", "меня заметили!". К достижению поставленной цели дети идут постепенно, поэтапно, конечная цель понятна им - построение стойбища, где живут песни, сказки, дружба!. Дети, у которых не все, получается, реагируют, как на стойбище, молча смотрят за теми у кого получилось и добавляя своё действуют. И, в конце концов, все включаются в проектную деятельность «Пластилиновое стойбище или сказка». Одной из важных задач проектной формы обучения является формирование внутренней мотивации ученика, его стремление к совершенству, самостоятельности и уверенности в своих силах. Ведь за выполненное задание ученику не будут ставить оценку, а просто как в хантыйских семьях окружающие, молча, оценят его работу "у тебя получилось!" "ты наравне с нами!". Ребёнок обучается деятельности не в одиночку, а со взрослым и сверстниками во взаимодействии и общении. Проектная форма предусматривает групповую деятельность. Поэтому дети совместно лепят хантыйское стойбище, которое они любят, договариваясь при этом, кто и что будет делать, соизмеряя свои возможности. Если у кого-то не получилось при выполнении своей работы, то он знает, что к нему придут на помощь. Взаимовыручка имеет огромное значение в культуре народа, все это пришло в результате экстремальных условиях проживания. И дети это усвоили с раннего детства, пользуются этим при общении между собой. Поэтому задания такого характера необходимо включать в проект. Достижение конечного результата, например, построение стойбища, происходит в благоприятном эмоциональном климате, что ведёт к взаимопониманию, единению, сплоченности. Также при лепке хантыйского стойбища интересен детям и сам процесс, они знают, как должно быть, как нужно делать. Расположение хозяйственных построек, деталей в оформлении на хантыйском стойбище имеет свои законы, и дети, зная это, в миниатюрном стойбище всё планируют тщательно. Каждый видит в слепленном из пластилина стойбище своё стойбище, которое он любит с детства, где он свободен, где он решает и находит выход из ситуации. Поэтому для психологической адаптации такие виды деятельности оправданы. В средних классах использую творческую мастерскую слова. Это Конкурс «Сказочник – Монть ко»! За что получили грамоты с Ассоциации КМНС г. Сургута, сами ребята выбирали победителей. Конкурс этот ежегодный и у других ребят появляется желание за лето узнать больше сказок у родных на стойбище. Следующий этап запись своих сказок на бумагу и сделать рисунки к ним. Кто не может пока записать свою сказку, делают рисунок. Поскольку ребенок знает, о чем он будет рисовать, что писать. У него появляется в этом потребность, которая незамедлительно захватывает его. И незаметно для него раскрываются творческие способности. Ребёнок знает, что нужно сделать, как повернуть сюжет, чтобы сказка стала доброй или злой. Так, например, когда дети писали сказку «Сказка про зайца», то в процессе рождения сказки получилось четыре варианта. В старших классах провожу исследовательскую деятельность. С Итыковым Сидором собрали совместно материал «Топонимика бассейна реки Пим», приняли участие в окружной научной конференции школьников "Новое поколение и общество знаний" в Сургутском педагогическом университете. К 70-летию Победы все дети включились в проект «Деды Победы»!, Первоначально информацию собрали о 18 погибших в ВОВ Пимчанах в Лянторском этнографическом музее. Поставили цель найти их родственников в нашей Ляминской школе. Ребята с желанием стали разыскивать героев войны, где каждый звонил своим родным и узнавал о своём прадеде. Создалось такое впечатление, что таёжные жители ожили и осознали важность  «Бессмертного полка»! К 9 мая в Ляминской школе создали презентацию «Ханты войны» Заложив доброту и сердечность в детей в самом начале пути, мы воспитываем в них любовь к родному языку, уважение к своей культуре и культуре рядом живущего народа. Я не просто учитель родного языка! Я родной человек! Связующее звено, между стойбищем и школой! Выросли первые мои ученики и уже их дети проходят через моё сердце! Литературные десанты которые прошли в д.Лямино и п. Солнечный и в далёкой Венгрии на 13 – Международном конгрессе финно-угорских писателей тому подтверждение. В этом году начали новый проект «Стойбищные чтения», где школьники совершили путешествие на стойбище к Кантеровым и там читали сказки и загадывали загадки, все погрузились в чтение. В будущем мы планируем, включится в проект Сургутской библиотеки им. Пушкина и читать сказки Югры на 60 параллели. Сейчас Кладовую знаний, переданную мне моими предками, мудрость лесной школы передаю детям в Ляминской школе. Благодарность за метод погружения в кладовую знаний обских угры и школы, в которой я работаю учителем родного языка, мои ученики удивляют меня своими поступками. Мой «взрослый ученик», Лемпин Николай Геннадьевич присвоил высокое звание «Пуповая мама» своей дочери. Одна из моих первых учениц, Юля Малушина, стала учителем! Учитель и Ученик, будь солнцем! Будь солнцем! Будь солнцем!  «Ляминскую СОШ», где учатся и  живут в пришкольном интернате дети с родовых угодий с окрестностей г. Лянтор и п. Нижнесортымский я езжу на работу уже лет десять с того времени, как туда перевели наш  интернат Ребятишек со стойбищ собираем в школу осенью и весной к месту учёбы и проживания д. Лямина Сургутского района на вертолёте. Потому что родовые угодья коренных жителей расположены в труднодоступных местах. Летаем сейчас в основном верховье реки Лямин и севернее посёлка Нижнесортымский, а лет пять тому назад вертолёт летал по сбору детей в школу и по окрестностям г. Лянтор. С появлением промысловых дорог СНГ теперь детей вывозим  на автобусе. В моём детстве родители нас сами возили в школу-интернат на лодках.
 В 2014 году прошло объединение школ. Мы очень боялись, что оно пройдет с трудностями, но наши опасения оказались напрасными. Дети  прекрасно дружат друг с другом и это очень радует.
В  1997 году интернат еще находился в Лянторе. Вот тогда-то я с детьми и создала школьный фольклорный ансамбль «Канкалы» - в переводе «Ягодка». До этого у нас не было ансамблей. В 2004 году участвовали в окружном конкурсе «Салыквэ», были отмечены дипломом первой степени. Нас восприняли, как образцово-показательный коллектив. Дети выступали в национальных платьях, которые сами шили и  пели мои песни со сборника «Поющее озеро». Сборник детских хантыйских песен появился благодаря музыкальному нотированию мелодий А.И.Гуренко.  Некоторые  произведения из репертуара нашего ансамбля я восстановила на основе народных песен это «Апакуренька», «Канэк вонти ти мэнлув», «Канкэлы». Девочки с фольклорного ансамбля очень любят петь на «Воронем празднике» в музее г. Лянтор. «Как будто только что из стойбища вышли!» - говорили про наш ансамбль. – «Такие молодцы! Ничего не боятся, просто поют о родной земле».

…Впервые увидела поселок Пим в 1975 году. Меня привезли сюда с верховьев Лямы в школу-интернат, во второй класс. Тогда на берегу стояла школа, где учились дети с нулевого по 4-й класс. И русские, и ханты. Здание интерната находилось отдельно. Запомнила учителей Марию Петровну Хорову, Раису Ивановну Магульчину, Галину Тимофеевну Зайцеву по голубому красивому  костюму. У  нее была дочка Света. Когда впервые попала в ее квартиру, то очень удивилась: там были беленые стены, печка и много-много игрушек в детской комнате! Мы с ее дочкой играли...
От школы ходили строем на обед в спальный корпус  и после обеда; строем шли на подготовку уроков опять в школу; всегда пели пионерские песни: «Лес дремучий снегами покрыт…». Осенью, как только первый снег выпадет, лед встанет, приезжали на нартах в оленьих упряжках наши сородичи. Независимо – родственники, не родственники – всегда угощали нас карамельками. Однажды кто-то дал мне рубль! Я это хорошо помню! Подумала тогда: зачем мне рубль? Я же им - не родня! Позже выяснилось, что деньги  дали за моего дедушку – Овэр Якопа, который был очень известным в нашем округе человеком. Он знал все обряды, его уважали. Когда приезжие узнавали, что я его внучка, то давали  мне рубль, и  мы с девочками шли в магазин и покупали вафли. Чтобы продлить удовольствие мы облизывали каждый слой вафельки и потом только съедали.  Было так вкусно! Жили дружно, помню своих друзей и одноклассников: Прасковью  Колыванову, Лизу Каюкову, Андрея Рынкова, Платона Востокина, Кантерова Илью.  Помню хорошо Ольгу Ивановну, которая всегда меня поддерживала,  мы до сих пор дружим с ней...
Запомнился такой момент: мы с Прасковьей - сидим на нартах, у берега садится самолет АН-2. В него много-много мешков рыбы загружают. Видимо, рыбоучасток сдавал государству рыбу.
В  1976 году вместе с девчонками прослышали о том, что геологи в наших краях нашли нефть, и что скоро от Сургута до поселка Пим сделают «железную – каменную» дорогу. А в Сургуте построят много домов и они  «дойдут до нашего Пима»…
Когда прилетали вертолеты, жители поселка, как заслышат их трескучий звук, сбегаются к месту посадки.  На вертолете привозили почту, банки с кинофильмами, увозили мешки с рыбой  добытые местными ханты.
  Я - с верховьев реки Лямы, у меня никого нет рядом, чтобы забрать на каникулы осенние и зимние. Но мир не без добрых людей. Родители Нади Востокиной  забирали меня в свои угодья, которые были за рекой Пим. Хорошо помню избушку, где мы ночевали. Там оленей отпускали пастись. Хлебная  печка на улице стояла её топили почти каждый день. Много народу останавливалось у них. Проверять готовность хлебы  мама Нади ходила босиком по снегу. Иногда и мы с Надей бегали босиком заносить горячий хлеб в избушку. У меня были школьные валенки, но я не хотела их одевать, хотела быть как они и, бегая к хлебной печки мы смеялись. Еще  помню, мы с Надей двух быков запрягали в оленью упряжку и ездили проверять мордушки. А рыба тогда хорошо ловилась. Вот таковыми они были – мои страницы детства на реке Пим.

Мой педагогический стаж - 30 лет. Окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище, СурГУ факультет психологии развития. Сейчас я больше известна, как писательница. Ездила в Венгрию на ХШ международный конгресс финно-угорских писателей. Мои рассказы, воспоминания заметили. Книгу «Сон глухарки» переводили на карельский, эстонский, другие языки народов России и стран финно-угорского мира.
Недавно в библиотеке поселка Солнечный проходил мой литературный десант организованный Сургутской районной библиотекой.  Рассказывала  о своем детстве: о бабушке Марии Кечимовой она была слепая, дедушка умер Овэр Якоп. После похорон все разъехались по свои родовым угодьям, тогда было много оленей и все кочевали. Помню было очень холодно. Я осталась в лесу одна с бабушкой (папа меня в тот год в школу не отдал) и надо было ходить каждый день за оленем и, прейдя топить печку буржуйку и топить снег, чтобы сварить рыбу. Мне тогда было 10 лет - решила: если выживу в снегах, обязательно об этом напишу и буду детской писательницей. Пусть все дети узнают, что много зависит от самого человека.  Я же была пионеркой! Думаю, благодаря пионерским песням и любви к родине  выжила.  Многое осталось за кадром в книге воспоминаниях о детстве  - «Сон глухарки».  «Глухарка» – это хантыйский узор, выскобленный на берестяной люльке, который дает детям здоровье и охраняет сон младенцев. Сон -  тоже символ. Он о людях, которые меня окружали, а сейчас их уже нет в живых. В одно время я - уходила в болезнь. Вот тогда и начала создавать песни для детей, которые вошли в мой сборник «Поющее озеро». Он вышел в свет в 2007 году. Вспомнила своё обещание и стала писать   рассказы и  болезнь отступила. Рассказы  опубликованы - в основном - в газетах «Нефть Приобья», «Вестник», «Слово народов Севера», в газете «Ханты  ясын» и в нашей «Лянторской газете» за 2016 год.
Старожилы  приходят на встречу со мной, обнимают, целуют, говорят добрые слова о моем творчестве.

Сейчас я живу в Лянторе, но на работу езжу в Лямина. Тяжело, но это - мой образ жизни и скорее всего миссия. Миссия всегда выполнима!
В «Ляминской СОШ» я преподаю родной язык. В этом учебном году мне дали родной язык - с первого по одиннадцатый 11 класс. Дети  в основном со стойбищ, очень любят ко мне ходить. Я для них связующее звено между стойбищем и школой. Всякое, конечно, случается. Например,  недавно произошел такой случай. Один мальчик – Леша Рынков - говорит:    -
Галина Павловна, возьмите меня к себе на урок.
- Не могу сейчас, - отвечаю, - потому что у меня много детей и буду заниматься с первым классом.
- Ну, и пошли вы…Окаменела от таких слов, но пришла в себя, обняла его и говорю:
- Леша,  с твоим дедушкой я в 1975 году училась в одной школе.  Твоего  папу сама в школе учила. Теперь  тебя учу. Возможно, мне придется учить и твоих детей.
Он быстренько ушел. Через несколько дней Леша подходит ко мне на большой перемене, говорит:
- Галина Павловна, вы меня простите!
- За что? - Я уже забыла.
- Я вам в тот раз сказал не то...
Я в макушечку поцеловала его, как меня когда-то целовал дедушка Овер Якоп. Говорю:
- Спасибо большое, Леша, ты не подвел свою семью – Рынковых. Ты действительно из хорошей семьи.
Знаете, ради таких моментов можно ездить в Лямина каждую неделю!  Мой девиз «Жизнь дана на добрые дела» - «Учитель и Ученик будь Солнцем»! И вообще, мы свое сердце отдаем детям, своей земле, своему Лянтору. Сургутскому району, округу и всей России!
…А в заключении – мои стихи:
Ты приезжай на север, друг,
Ведь дверь моя всегда открыта.
Для разговора тема не забыта
И чай из снега есть всегда.
Ты знаешь, север чист, как раньше
Своими помыслами, энергией своей
Ты спросишь тихо, как мои дела?
Скажу, что все в порядке.
Мы прежде носим свои платья
И поем мы о своем, о севере о чистом…


Рецензии