И снова о ней

Когда писала о реплике Александры Марининой, не думала, что миниатюра вызовет такое обсуждение. Казалось, что и предмета дискуссии нет, все очевидно. И публиковала для того, чтобы мнение детективщицы вышло за рамки местных СМИ. Была, впрочем, и иная цель - ее мысли, как нельзя лучше, иллюстрируют мнение о литературе авторов массовой книжной продукции. Все это могло быть аргументом в наших спорах о роли сетевой литературы. Но я рада обилию откликов, обсуждение интереснее самой новости. Множество тем, значимые доводы.

Большинство критиковало госпожу Маринину за неудачную метафору, и высказывалось в защиту классики в школьной программе.
«Чугунное мягкое место» - это какой-то сюр, видимо мадам Детектив-Всея-Руси подумала, что станет основоположником современных афоризмов, правда, подзабыв, что подобным наполнена сеть до краев и уже невмещения нового бреда», - эта мысль Ирины Анди срезонировала, показалась мне близкой. Ведь речь не о неудачном образе, скорее об упрощении и опошлении, которые завоевали все сферы нашей жизни.

Интерес Марининой понятен, как понятны и пути, которые привели в литературу таких гуру. Разговоры об изменении содержания программы в сторону развлекательной литературы, ведутся давно. Они воспринимаются как вбросы, фейки, как нечто несерьезное. Но реальность наша такова, что иногда самое абсурдное неожиданно врывается в жизнь. Думаю, что радикальной смены все-же не случится, но, приучив общество к аргументам противникам классики, легко убрать из программы «неоднозначные» произведения. Или позволить совсем уже вольную невежественную трактовку, в корне меняющую смысл в угоду сиюминутным воззрениям.

Даже на сайте все чаще критикуют классиков. Это становится модным. Не знаю, насколько самостоятельные мысли при этом транслируют, но когда я читаю, что Чацкий, рассадник идей загнивающего Запада, приехал к достойным людям для организации «оранжевой революции», мой мозг взрывается.

Давайте просто попробуем представить. Убрали классику и заменили. Кем? Условными Мариниными или «серыми оттенками»?

Очень хорошо по этому поводу написала Любовь Сушко:
«Но мы украдем у ребенка великие образцы и масло заменим маргарином, если совсем уж образно, при том, что совершенно не съедобным, и человек погибнет от голода. Можно заменить "Преступление и наказание" "Братьями Карамазовыми", другим романом Достоевского, но не творениями условной Марининой, это преступление против культуры. Ни разу не слышала, чтобы кто-то обсуждал эти творения, чтобы хоть какой-то след остался в душах читавших. Но именно они взяли на себя миссию стать "властителями дум" и задвинуть их сегодня очень трудно…
Давно когда-то такой опыт проводила. Собрались родители на собрание и начали требовать современную литературу, понятную, ту, что читают, вот как раз Поляковой, Марининой, еще кого-то там популярного. Детишки взвыли сразу, там на самом деле не за что зацепиться, и мамочка, которая книг 50 Донцовой прочитала, начала пересказывать - как это прекрасно, сбилась минут через пять, запуталась основательно. Но все мы тогда не понимали, как пагубно это может сказаться на детях, у нас-то классика была за плечами, сильно нас испортить не могли, а если у ребенка еще ничего нет - белый лист.  Одна девочка так и сказала потом: « Я бы возненавидела литературу по той просто причине, что прочитать-то можно, но сказать нечего».

Кто-то отмечал «честность» Марининой, мол, не побоялась признаться в собственном невежестве. Я бы согласилась, но…
«Грустно узнавать о том, что есть люди не любящие классическую литературу; но становится плохо от сознания того, что некоторые из них имеют отношение к литературе!» - Александр Андриевский.

Некоторые соглашаются с Марининой, мотивируя низким уровнем педагогов. Но ведь так до абсурда дойти можно. Давайте запретим медицину, уровень наших врачей тоже оставляет желать лучшего.

Для меня, книги Марининой - не самые худшие в этом жанре. Есть в них и определенный психологизм, и загадка, тайна. Она профессионал, долгое время работала в следственных органах. Но это не литература в моем понимании!

 «Маринина… Читаем первое попавшееся: «Два часа назад позвонила Тамара и странным ровным голосом, за которым прятались недоумение и растерянность, сообщила, что Гриши больше нет. Он был убит преступниками во время ограбления их квартиры. Сама Тамара в это время была на работе, а Григорий работал дома, выполнял срочный заказ. Для Любы не стоял вопрос о том, ехать или не ехать к сестре, вопрос был только в том, как ей организовать жизнь дома и на работе во время своего отсутствия. Ну и, разумеется, стоял вопрос о том, как уехать, то есть как и когда купить билет на сегодняшний поезд».

Ну и вот классика, Шолохов: «Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода».
Чувствуете разницу? (Это я к нашей Прозовской братии обращаюсь)))
Вот так, «великая» сложительница «правильных текстов» ощущает слово.
Для тех кто не чувствует, думается и марининское, чугуннозадое сойдет, включенное в школьную программу заместо классиков», - Александр Гринёв.

Спасибо, Александр, за прекрасную иллюстрацию!

Тема природы вдохновения обсуждается на нашем сайте. Совсем недавно вышла замечательная статья Александра Скрыпника «О некоторых ингредиентах литературной кухни». http://www.proza.ru/2017/09/27/2038

Зрелые размышления, призыв к диалогу. Впрочем, тут же возникают «самопровозглашенные профессионалы» с репликами: «Чего, чего, Александр? Богов вдохновение??? Побойтесь Бога! Хотя, о чем это я? Мы же на прозе.ру. А здесь каждый придурок мнит себя писателем!»

Не буду давать оценку, говорено много. Да, мы на Прозе.ру, да, текстов, которые можно отнести к литературе здесь процентов 20 (ох уж этот старик Парето со своим соотношением), а настоящего, зрелого не более 20% из этой доли. Но у нас все возможности для развития. С продвижением, с завоеванием несетевых читателей, сложнее.

Хочу добавить к иллюстрации Александра Гринева.

«Утром Саша проснулся с неясным ощущением беспокойства. Как будто ночью мама с папой, против обыкновенного, ходили по дому, звали друг друга, шептались и даже переходили на полный голос, а из-под двери ползла полозка света – несвоевременная и потому неуютная. Как будто даже кто-то заходил с улицы. Полно: вправду ли всё это было? Или приснилось? Даже не хотелось и узнавать – до того что-то тяжёлое, устало-всамделишное звучало в том ночном говоре.
А между тем стоило открыть глаза, как смысл утра, противоречащий всему недоуслышанному ночью, заполонил Сашины чувства. Так нежно светило солнышко, словно вспомнив недавно ушедшее лето! Так оживлённо чирикал кто-то бодренький за окном! Тепло, свежо, и запахи трав врываются в раскрытое окно… Саша, не глядя, потрогал пальцем привычную, наизусть знакомую щербинку на одном из брёвен ближней стены. Щербинка оставалась на своём месте, словно удостоверяя: всё в порядке, всё как всегда, всё как заведено».

Это наш автор, прозовский. Один из…

В заключение приведу свой ответ на рецензию Евгении Серенко. Мне кажется, в нем я подытожила впечатления от обсуждения.

То, что работоспособность важна, кто бы спорил. Но писать художественный текст как протокол, как отчет невозможно. Нельзя "просчитать" литературу. Можно многие вещи знать, да и нужно, можно и нужно пользоваться инструментами, но без вдохновения, без души выйдет беллетристика. На самом деле писала, чтобы мнение Марининой вышло за рамки местничковых СМИ. Вовсе не для того, чтобы предать анафеме ))) Для меня предмета дискуссии нет, а как оказалось, тема находит отклик. Маринина озвучила тренд реформирования, который просто навис тяжестью, а зачастую и дуростью. Мы то Хлестакова в антихристы записываем, а Катерину дурой обзываем за мечту о любви, то требуем убрать классику, то наоборот, боимся пересмотреть не только список, но и способы преподавания, учитывая сегодняшнюю реальность. Все это напоминает желание удержать разрушившийся брак перестановкой стульев в гостиной. Я согласна с тем, что список можно, да и нужно пересмотреть. Но этим должно заниматься профессиональное сообщество на открытых площадках, прислушиваясь к общественности. Но так же считаю, что часы на изучение классики нужно не уменьшать, а увеличивать.

Аргумент о том, что к классике надо приходить зрелым работает лишь с теми, кто о классике имел хоть смутное представление в детстве. Мы, возможно, "проходили" большую часть произведений, в смысле мимо проходили, но всегда знали, что это что-то хоть и занудное, но великое и умное (попыталась детское восприятие включить). А теперь представь, классику вообще не проходят, ее нет на экранах ТВ, родители... А что родители, они сейчас почти все поголовно не в реальности вечерами, они в гаджетах. Многие дети даже не услышат великие имена. Имеем ли мы право отнимать у них шанс запустить механизм движения души через великую литературу? Ведь чем литература отличается от книг вообще? Именно этим - погружая, она не просто дает какую-то информацию, не просто заставляет думать, она сердце тренирует, тренирует эмоции, воспитывает чувства. Невозможно пафосом развить и воспитать, какими-то лозунгами и призывами, душа должна работать. При этом обществу нужно сформировать ясный запрос на умных и добрых, на интеллект и нравственность. Не декларировать, не кричать, а показать, что за такими будущее. И я бы не стала оставлять на откуп ученикам этот выбор прочтения.

Отступление, чтобы немножко о масштабах катастрофы. Дочка знакомой 2 класс, толком читать не умеет. В их среде сейчас чрезвычайно популярна игра Майнкрафт. Там есть разные уровни, как для малышей, так и для взрослых недоумков. Так вот, на ютубе куча роликов-мультиков, где эти самые придурки комментируют игру, часто нецензурно. Оставили одну дома, потом посмотрели теги... Мама дорогая, "как я буду убивать" - самый невинный. У них уже в раннем детстве клиповое восприятие. Они не могут осилить даже советскую сказку, больше 5-10 минут внимание не удерживают. Им надо постоянно сменяющиеся картинки, бессмысленные, но яркие, шумные и зачастую развращающие жестокостью, агрессией, излишней для малышей, сексуальностью. Разумеется, адекватные родители стараются оградить от этого мусора, но, сколько таких адекватных, не просто осознающих, а и имеющих такую возможность, ведь большинство трудятся по 12 часов и детей они видят только спящими.

Преподавать сейчас классику - сродни подвигу, но подвигу необходимому, если мы не торопимся возвращаться в животное состояние.

Сны Веры Павловны - особый случай, который тоже рождает интересные темы. Я не люблю биографических подробностей автора, тем более интимную сторону, но тут интимная сторона сама напросилась. Дом-усадьба, музей, возможность найти архивные материалы. Гавриил Иванович (1793-1861), инспектор Саратовского дух. училища, протоиерей Саратовского кафедрального собора, отец был очень образованным человеком, знал множество языков, включая древние. В их дом постоянно приходили посетители за помощью, духовной поддержкой. И супруга писателя, дама весьма свободных нравов. Эти сны, эта мечта о "роли женщины", эта тяга к эмансипации, многое воспринимается по-иному, зная подтекст, на мой взгляд, с оправдательными мотивами.

И вот эта тема рождает еще одну - интересную мне. Талант рождается на поле битвы. Не может быть художник розово-елейным, у него внутри постоянно снаряды рвутся, там ангелы и демоны ведут жесточайшие бои. Отсюда и нездоровая тяга классиков к чему-то запретно-затягивающему. отсюда так много игроков, потому как эта страсть хоть на время заглушает взрывы. Нельзя с душой, разомлевшей от банальностей, создать что-то, что заставит пережить катарсис. Посмотри, как много почитаемых религией, пришли через этот кошмар в душе. Я всегда думала о старцах-отшельниках. Интерес они у меня вызывали. Что стоит за этой изоляцией? Почему призыв "возлюбить ближнего" они могли осуществить, только убежав от ближних? Чего в этом больше - подвига, гордыни, страха?

Вот видишь, сколько мыслей возникло у меня. И сама не ожидала. А современных авторов обязательно надо включать. Только не мешало бы современным авторам облегчить путь к популярности, заниматься лифтами, продвижением.

А если вопреки здравому смыслу, детей будут чему-то учить на текстах условных Марининых, если в качестве тем для сочинений им предложат варианты способов убийства или надежного алиби, то:

"На что, на что мы время тратим.
Куда, куда! мы мчимся как в бреду.
С меня довольно, надоело - хватит.
Остановите землю, я сойду"

Л.Дербенёв

Спасибо всем авторам за продуктивную полемику!


Рецензии
Дорогая Елена! Ваша статья действительная очень умная и актуальная и злободневная. И затрагивает многие важнейшие элементы преподавания литературы для детей! Лишь литература способна сформировать человеческую душу!! С уважением,

Элла Лякишева   14.01.2018 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла. У нас это особенно актуально, у нас иных институций нет или мало.

Елена Гвозденко   14.01.2018 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.