Воспоминания о детстве. Первый выход на сцену

Первый мой выход на сцену был в самом конце 70-х. Скорее всего в 1979 году. Сцена школьного, актового зала. Зрители - учителя, школьники и их родители.

Всё началось с того, что учительница русского и литературы решила создать художественный кружок. Учительница у нас была очень строгая, бывало даже через чур. Например среда, в то время, был для меня страшнейшим днём - сразу два урока подряд русского языка. Каждый вторник я его ждал как жители города Давидова прихода Навуходоносора II. Гарантированная двойка, а то и две всегда оттягивали мой ранец, а дома объяснения с мамой, очередное наказание, комнатная тишина и учебник Русского языка перед носом. Причём получали двойки практически все.

И всё таки я осмелился и вступил в литературный кружок. Пришёл я далеко не первый, а уже тогда когда ребята начали репетировать сказку "12 месяцев". Роль поначалу мне не придумали, поэтому я помогал разрисовывать, резать и склеивать сценические реквизиты.
Ребята с интересом учили роли, репетировали, смеялись и вообще с пользой проводили время. Я, например узнал впервые, что шум каминного огня, можно с лёгкостью произвести с помощью шоколадной фольги, чего и продемонстрировал дома родителям.

Наконец дали и мне роль - меня назначили охранником у дверей королевы (о котором в пьесе даже не упомянуто). Моя роль длилась минут пять-десять и заключалась в том что бы просто стоять у дверей. Меня это вполне устраивало, тем более что запоминать ни чего не надо, а премьера уже должна состояться через два дня.
Мама (она мастерица по шитью), хоть и приболела, но за ночь мне скроила надлежащий костюм, а папа что то соорудил вроде гусарского кивера и склеил мне красивый бердыш.
На следующий день учительница Татьяна Ивановна осмотрела мои "доспехи", осталась довольна и забыла обо мне, так и других забот хватало.

День премьеры. До спектакля осталось полтора часа. Все суетятся и волнуются. Как всегда, в таких случаях, что-то теряется и что-то отрывается. Татьяна Ивановна ходила то за одним, то за другим, поправляя одному банты, другому подтягивая брюки. Наконец очередь дошла и до меня.

– Молодец! Красавец! – похвалила меня, – А где бердыш?
Я показал.
– А палка где?
– У нас дома нет. – с ужасом произнёс я, зная что сейчас начнётся...
– А я то тебе как её найду? У меня тоже нет! Беги домой и вытащи палку из половой щётки.

Я побежал. До дома бежать было минут двадцать, но не это меня беспокоило, а то что у нас дома не было ни швабры и ни какой половой щётки. Мы подметали метёлкой.
Дома естественно, меня отправили в школу.
Увидев меня Татьяна Ивановна, сразу поинтересовалась моим КПД и узнав что такое понятие у меня отсутствует, строго посоветовала сбегать ещё раз и спросить у соседей.

Я побежал ещё раз уже быстрее, зная что времени до спектакля совсем не много. Дома соседей не оказалось и я побежал обратно.
Спектакль уже начался. Татьяна Ивановна увидев что я прибежал опять ни с чем, уже не ругаясь стала размышлять что же делать.
Наконец перебрав все имеющие палки, она прикрепила бердыш на небольшую указку. Я был бы почти счастлив, если бы не все сопутствующие обстоятельства.

Наконец, мой выход.
Я встал на пост у дверей, совершенно не обращая внимание на действие на сцене. Дети смеялись, актёры чего-то говорили, а я стоял и думал о своей позорной указке, на которой крепился красивый бердыш.
В конце концов меня от дверей втянули за кулисы и мой актёрский дебют на этом закончился.

Спектакль шёл ещё примерно полчаса и вот долгожданные аплодисменты. Мы все вышли и как полагается настоящим артистам, несколько раз поклонились. Я естественно кланялся со своей указкой.

Теперь началось обсуждение со зрителями, чем и как понравилась сказка. Зрители не особо горячо уцепились за это, поэтому Татьяна Ивановна спросила, а кто из юных актёров им больше понравился.

– Падчерица!
– Падчерица!
– Учитель королевы!
и вдруг – Охранник!
и опять – Да, охранник!

Учительница удивилась и попросила крикнувшую девочку объяснить, почему именно "охранник"?
– Он был такой грустный.... с этой палочкой..
послышался смех и затем опять аплодисменты. Меня попросили на середину и там я стоял красный, то ли от стыда, то ли от удовольствия.

Вот такой был у меня дебют.
А художественный кружок, я бросил сразу - не полюбил я театр, но на сцену ещё выходил неоднократно при других обстоятельствах.

10.10.2017
Санкт-Петербург



*Бердыш (польск. berdysz) — холодное оружие в виде топора (секиры) с искривлённым, наподобие полумесяца, лезвием, насаженным на длинное древко — ратовище.


Рецензии