Инженер, не читающий книг!?

   Он, появился на третий день моего присутствия на курорте. Позже я узнал, что путёвку ему доставили на работу, хотя он её не просил и бесплатную, хотя заслуг на бесплатную не имел!
   Распаковав свои вещи, он засел над вдрызг истрёпанной книгой, состоящей из листочков, буроватых от времени, и уголков листов, как бы и не существовало. Но на них просматривались шахматные этюды и задачи.
   Мы познакомились, и он назвался Николаем Николаевичем инженером-энергетиком из  небольшого городка в 60 км юго-восточнее Екатеринбурга. Когда то там был медно-колчеданный рудник, производство по добыче и обогащению медной руды и серно-кислотный передел. Месторождение отработали, а рудник был градообразующим предприятием. Сейчас фирма, где он работает, строила завод для производства извести (известняков юры и мела* на Урале тьма). Одну секцию они уже запустили.
Через несколько дней я взял в библиотеке том Тагора и, прочитав несколько стихов и рассказ «Камни говорят». Отправился на прогулку. Откровенно говоря, я ждал от Тагора, несколько большего, даже с учётом на другую эпоху и культуру.

   Вечером он меня спрашивает.
   -Что это за книгу ты взял?»
   -Индийский писатель, поэт, историк, довольно известная и значительная личность в мировой литературе.
   -Я прочитал один его рассказ и ничего не понял. Зачем тебе это?
   Я попытался ему объяснить, что интересно ознакомиться с писателем другой эпохи и другой культуры, но увидел, что слова мои пустой звук. Тогда я ему предложил и свои стихи почитать, он сослался на очень плохое зрение, потому что почти сжёг глаза электросваркой. Выходит Тагора он не читал, а просто экзаменовал меня, но может быть и действительно читал! Что за инженер, который работает сварщиком, и как инженер  умудрился сжечь глаза? а Тагора, возможно и читал.  Я улыбнулся, и подумал, так кто же он?

   -А какая литература тебе по душе: Советская, Российская, Зарубежная?
   Он довольно долго думал, поднялся, пошёл в ванную, а когда вышел, выдавил. 
   -Так сразу и не скажешь. Пойду Юрий, наверное, ждет меня с шахматами. Юрий-техник сидел за столом, где сидел и я. 
   -Что у тебя с губой спросил я его на следующий день?            
   -Производственная травма», он принялся рассказывать, что легко отделался. Речь его была весьма оригинальной. Он часто останавливался, подыскивая нужное слово и, если не находил, то говорил «вот» и продолжал рассказ или переходил на другую тему. Получался великолепный, но малопонятный сумбур. Ктому же инженер и две не зажившие травмы. Трудная совместимость.

   -И все же я заставил его разговориться о литературе. Собственно разговора и не получилось. Он сам начал воспоминания об окончании школы выпускном вечере, когда учительница литературы танцевала только с ним, что он относил к успехам учёбы. Только она начинала вопрос, как он уже поднимал руку, был готов отвечать.  Часто больше и  желающих не было кроме него.
   -Так всё же, кто из наших писателей тебе более всего запомнился?- Он молчал.
   -Ладно, забудем. Получается, что я тебе как бы экзамен устроил.
   И тут его прорвало.
   -Я сам тебе это хотел сказать. Я после окончания школы я не прочитал ни одной книги! Зачем, если я не могу использовать то, что там написано для своей жизни. Читаю газеты, смотрю телевизор мне достаточно. Вот ты печатал свои, научные работы, ты что-нибудь получал за них?

   -Нельзя же всё ценить деньгами. Журналы, как правило, за научные работы не платили, а вот сборники из статей, которые печатались к научным конференциям, те платили и довольно неплохо.  Мне интересно было заниматься исследованиями,  открывать некоторые тайники природы и рудообразования, наращивать запасы руды. Я даже при необходимости оставался на пару часов, чтобы найти новое решение на подготовке к выемке руды, разведать участок перспективный на рудопроявление.
   Он вновь смотрел на меня вопросительным взглядом, не понимая, зачем мне нужно было упираться и оставаться вечерами, чтобы решить геологическую задачку или написать статью, за которую я не получал ни копейки. Наконец он выдал версию, что кто-нибудь да должен был получить их.

   Уже перед отъездом он, откровенничая, сообщил, что предприятие ежемесячно не доплачивает ему около 2000 рублей из заработка.
   -Если у тебя есть доказательства, почему бы тебе не зайти в отдел труда и зарплаты и выложить их.
   Он мрачно нахмурился и уверенно, что бывало редко, ответил,-  «Да меня через день просто выгонят на пенсию». Скорее всего ему было интересно, как я отреагирую на такую несправедливость. Я рассказал о моей недолгой работе в Берёзовском, изложенной в рассказе «Техник и инженеры», что надо, либо заставить уважать себя, либо работать, и помалкивать.
   Ты говорил, что у тебя пенсия больше 20 тысяч, вот. А мне только дополнительный заработок, даёт безбедное житьё, вот. Не читая книг, он мог смотреть по несколько фильмов в день! С его приходом телевизор начинал работать, не умолкая ни на минуту. Я иногда уходил, чтобы в укромном месте сделать заметки о событиях, которые меня интересовали или волновали. Впервые я встретил инженера не читающего  книг. Вот и в его языке это нашло отражение. Он даже об интересных кинофильмах в моём присутствии не вспоминал. Проучиться 15 лет и не научиться излагать свои мысли и наблюдения... "Это ужасно",- как бы сказал один из моих знакомых и без пяти минут инженер.
*Юрский и Меловой, геологические периоды в истории Земли.
                2017


Рецензии
Это вовсе не ужасно, просто редкость. Я читала про мальчика, который во 2 классе не умел читать, зато с космической скоростью собирал кубик Рубика. В пятом у него по русскому была тройка с натяжкой, зато его постоянно выдвигали на шахматные турниры. Не всегда такие вещи зависят от самого человека. Возможно асимметрия больших полушарий. Мне, например, говорили, что у меня правое полушарие работает на 18% лучше левого, но это вариант нормы.

Жанна Райгородская   28.04.2021 03:14     Заявить о нарушении
Интересная, рецензия. Давайте продолжил общение У меня есть рассказ "Техник против инженеров". А Вы написали бы с подробностями об этом мальчугане. Я читал детские книги и стихи в пять лет. И учителя не умеющего читать перевели в следующий класс.
Друга Герку оставили в пятом классе, не сдал один экзамен по истории по моему, формулы минералов запоминал, как и я но получил тройку по химии. Даже в техникум н5е мог поступить. Интересной личностью для меня был немец Апьберт, Рационализатор и изобретатель с которым у меня была первая, рационализация. Идея моя, а доработка его. Ракссказ о нём есть в прозе.ру.
С уважением и теплом.
Может быть

Владимир Малых 2   28.04.2021 09:40   Заявить о нарушении
Простите за ошибки Жанна старею. Забыл про корректуру.

Владимир Малых 2   28.04.2021 09:46   Заявить о нарушении
Про сальчика с подробностями написала Екатерина Мурашова, детский психолог. Очень рекомендую, но названия именно этого очерка не помню...

Жанна Райгородская   28.04.2021 13:02   Заявить о нарушении
Про мальчика.

Жанна Райгородская   28.04.2021 13:03   Заявить о нарушении