Статья о творчестве Цицерона

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античного Рима. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Цицерон Марк Туллий (106 – 43 гг. до н. э.) – римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лации, происходил из богатой всаднической семьи. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Юлия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получил от Муция Сцевола Авгур и Муция Сцевола Понтифик. Его учили известные ораторы: Марк Антоний и Луций Красс.
В то время в красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Первый стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам и к метрическому построению частей. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писал греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Цицерон выработал свой средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но в своих произведениях он излагает взгляды близкие к стоицизму. Во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата: монархия должна осуществляться в лице двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии – народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы (трактат «О законах»).
Против тирании Цицерон говорит в ряде произведений – «О дружбе», «Об обязанностях», где порицает Цезаря, называя его тираном.
В трактате «О природе богов» Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, но признает необходимость государственной религии.
В политической деятельности Цицерон часто менял свои решения: сначала стремился приобрести расположение народа, но вскоре перешел на сторону оптиматов и признал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.
После нескольких своих удачных выступлений («В защиту Квинция», «В защиту Росция Америнского») Цицерон получил определенную известность. Он выступал против насилия сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы Корнелия Хризогона. Цицерон выиграл этот процесс, но навлек на себя немилость могущественного Суллы. Из опасения репрессии с его стороны Цицерон отправился в Грецию.
После смерти Суллы Цицерон возвратился в Рим. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 году. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу.
Политическая карьера Цицерона была удачная: в 69 г. он стал эдилом, в 66 г. – претором, в 63 г. – консулом. В том же 63 г. Цицерон раскрыл и сорвал заговор Катилины. Но из-за политической борьбы между Цезарем, Помпеем и Крассом, влияние Цицерона на государственную жизнь, то ослабевало, то усиливалось.
В 44 году, после убийства Цезаря, в 14 речах Цицерон напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике – юном Октавиане. За это и был убит 7 декабря 43 года до н. э. неподалеку от своей виллы в Формии.
Литературное наследие Цицерона включает в себя речи, сочиненные по риторике, философские трактаты и письма.
Речи иллюстрируют 30 лет его деятельной жизни (81 – 43 гг.). Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от произнесенных. Стиль в речах Цицерона изменяется: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, через «средний» стиль – более умеренный и менее патетичный, Цицерон пришел к совершенно простому «аттическому» стилю. Воздействие речей Цицерона на слушателей основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы. Из ораторского наследия Цицерона сохранилось 58 речей целиком и 20 фрагментов.
Все свои философские произведения Цицерон написал в 54 – 44 годах. В соответствии с духом времени, он был эклектиком – черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем: из стоической философии – популяризировал этику; познакомил Рим со взглядами Новой Академии, теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством. Наилучшей формой изложения философии Цицерон признал диалог, известный из сочинений Платона и Аристотеля. В обширном творчестве Цицерона внимание заслуживает «Республика» в 6 книгах. Цицерон развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. Продолжение этой темы Цицерон показывает в трактате «О Законах», в 5 книгах – чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. В работе «О природе богов», в 3 книгах, содержится обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ.
Из корреспонденции Цицерона нам известны почти 1000 писем, собранных в 4 сборника. Письма к друзьям – это наиболее личные и искренние творения Цицерона. Они представляют собой источник познания личности автора (письма к брату квинту, письма к Марку Бруту).
Личность Цицерона и его произведения оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.


Рецензии