На старом арбате

Шли девяностые годы. Страна тяжело переживала последствия  дефолта. Денег для нормальной жизни не хватало. Я решил попробовать себя в качестве предпринимателя. Оформил нужные документы и встал на вещевом рынке к прилавку.  Мне было необходимо разобраться в новом, незнакомом для меня деле. Я вооружился тележкой для перевозки сумок с вещами и стал регулярно ездить в Москву. Ходил по рынкам и фирмам, покупал мелким оптом какие-то вещи, потом возвращался домой, торговал, собирал выручку,  опять отправлялся в столицу за товаром и таким образом освоил популярное в то время ремесло «челнока». Впервые я узнал, что деньги можно зарабатывать, работая не  только на «дядю», но и на самого себя. Доходы были небольшие, но зато я был сам себе хозяин. А это не так мало для ощущения собственной независимости. Риски, правда, были высоки, но зато не надо было заниматься выполнением глупой, как говорят в народе  «дурной работой», придуманной какими-то начальниками ради удовлетворения их личных амбиций.
Раньше я жил, что называется, от зарплаты до зарплаты, а когда занялся коммерцией, то через некоторое время понял, что совсем не умею обращаться с деньгами. Деньги в моём кармане, как вода в водохранилище, втекали и вытекали, и уследить за этим непрерывным круговоротом было не просто. Нужно было обучиться бухгалтерской  науке, понять хотя бы её азы. В то время открывались трехмесячные курсы подготовки бухгалтеров, в которых нуждались многие начинающие предприниматели. Да, и сами предприниматели хотели понимать, как правильно нужно организовать финансовую систему в своём деле. Интересное было время, кто только ни приходил заниматься на эти курсы. Я тоже пошел учиться. Освоил основные понятия бухгалтерской науки и, по совету нашего преподавателя, нашел фирму, нуждавшуюся в бухгалтере, где проработал около полутора лет. Потом совместно с партнером мы создали свою фирму. Дела шли успешно. Но, как это часто бывает в таких случаях, у нас начались разногласия. В результате наша коалиция вскоре распалась. Не буду рассказывать подробности, это отдельная история. Получив свою долю от прибыли, я покинул фирму и продолжил работу в качестве индивидуального предпринимателя. Мои бухгалтерские навыки в дальнейшем мне очень пригодились и на работе, и дома. Умение грамотно управлять семейным бюджетом – это первое условие домашнего благополучия и отсутствия на шее кредитной петли.
Сначала у меня все складывалось достаточно успешно. Я купил поддержанную машину, на которой мы всей семьёй съездили на море. Жизнь постепенно выравнивалась. Но наша страна всегда была полна сюрпризами, и грянул, как гром посреди ясного неба, кризис девяносто восьмого года. За одни сутки курс доллара подскочил в три раза. На рынке началась паника. Дела пошли хуже, а через некоторое время стало и совсем плохо. Надо было что-то предпринимать. А что можно было сделать? Запаса резервных средств на такие «ямы» у меня не было. Выхода из этого положения я не находил. Попробовал занять деньги под проценты, но этот вариант себя не оправдал. Проценты росли как снежный ком, расходы превышали доходы. Чтобы не попасть в долговую яму, мне пришлось продать автомобиль и расплатиться с заемщиком. В общем, все было плохо. Душа моя походила на хмурое небо, закрытое черными тучами. Будущее не сулило ничего хорошего.
Вот в таком нерадостном настроении я в очередной раз приехал в Москву. Надо сказать, что  бывая в столице, я всегда старался найти немного времени для посещения московских музеев. Если уж судьба дала мне возможность часто бывать в Москве, то было бы грех упустить возможность пополнить свой культурный багаж, совмещая полезное и приятное. Но в ту, запомнившуюся мне поездку, был понедельник и музеи не работали. И я решил пройтись по Старому Арбату. Мне нравилась эта популярная у туристов пешеходная улица в центре столицы. Обычно там царила атмосфера праздника. По мостовой гуляли толпы туристов, уличные музыканты развлекали их песнями, художники продавали картины, многочисленные кафе и рестораны приглашали отметить пребывание в этом замечательном месте вкусным обедом. Но я в тот день, как говорил Остап Бендер, чувствовал себя чужим на этом празднике жизни.  Я шел по этой красивой улице, и от всей этой красоты мне становилось только хуже.  Сердце грызла тоска.
И вдруг я увидел между двух кафе узкий проулок, который вел во внутренний двор Старого Арбата. Мне захотелось посмотреть, как выглядит эта красивая улица изнутри, с изнанки. Меня, словно, что-то влекло туда. Я свернул и через несколько шагов очутился совсем в другом мире. Здесь жизнь предстала передо мной в обычном, житейском виде. Из подъезда вышел мужчина, закурил и торопливо направился к выходу со двора. Навстречу ему, поздоровавшись, прошла женщина с хозяйственными пакетами в руках. Невдалеке прогуливались две молодые мамы с колясками, о чём-то беседуя друг с другом. Все было обыденно, знакомо и привычно. Словно этот двор бы не в центре Москвы, а где-то в обычном провинциальном городе. И тут я обратил внимание на бюст, стоявший посерди двора на невысоком постаменте. Ничего подобного в таких дворах я нигде раньше не видел. Мне стало интересно, кому посвящался этот скромный памятник. Я подумал о том, что, возможно, в этом дворе жил какой-то известный человек. И что странно, у меня было ощущение, будто памятник подзывает меня к себе. Я стал подходить ближе и с удивлением разглядел на постаменте бюст Александра Сергеевича Пушкина. А внизу были видны слова. Почувствовав легкое волнение, я подошел ближе и  прочитал:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

И только я это прочел, как у меня с сердца, словно камень скатился.  Душа распахнулась, и тучи над ней развеялись в одно мгновение. Было такое ощущение, будто Пушкин написал эти стихи для меня. И в самый нужный момент дал мне их прочитать. Стихи успокоили и утешили меня. И я подумал о том, что неслучайно, какая-то неведомая сила, влекла меня в этот дворик, что в трудные моменты нашей жизни к нам могут приходить на помощь наши соотечественники даже из своего далёкого прошлого. И в благодарность за это люди ставят им памятники и называют в их честь звёзды, города и улицы. Их поддержка, сказанным когда-то словом, не теряет своей силы со временем и очень часто бывает нам очень нужна. На душе у меня стало легко и, улыбнувшись, я тихо сказал: «Спасибо, Александр Сергеевич!».


Рецензии