Так быть или не быть?

Так трусами нас делает раздумье, и начинания, взнесшиеся мощно,
теряют имя действия.
Гамлет

Ну вот дожили: компьютер Великий и Ужасный не знает имя "Гамлет", выделяет его в тексте подчёркиванием, а ведь современный человек уверен, что уж этот-то способ нахождения ошибок весьма эффективен. В интересную эпоху живём- в эпоху тотальных уверенностей. Она диктует новые правила, новые установки. Путь к успеху пролегает через тотальную наглость, которая всегда права. Впрочем, это уже не просто наглость, это хамство, поскольку есть только одно единственно возможное мнение без альтернатив, а всё остальное объявляется глупостью, бредом, в лучшем случае -демагогией, в худшем - глупостью. И уже никто не задумывается, что отрицание не может сводится к безапелляционному дизлайку. Осуждаются те, кто в себе не уверен, кому свойственно сомневаться. И как-то никто совершенно не задумывается, почему всё мировое искусство и философия больше задавались вопросами, а не давали ответы. И здесь "Библия" не исключение, а правило, ибо её притчевый характер порождает в душе человеческой сомнения. Иными словами, это книга, в которой никому не дают готовых рецептов, до всего приходится додумываться, плестись сквозь тернии к звёздам, а тернии, скажу я вам, ещё те. Да, эта книга сложная, но представляется смешным роптать на её сложность. Но автора "Библии" мы не встретим сегодня на улице, а вот если найдём современного писателя или поэта, то можем узнать, что если они смеют рассуждать на глубинные темы, то им это ставится в вину. Вы слишком сложно пишите, вам надо писать проще. Впрочем, даже если вы просто напишите, мы всё равно вас не прочтём, поскольку ваш текст слишком длинен. Уже никого не удивит новостная или почтовая рассылка, начинающаяся со слов "Извините, текст слишком длинный, пожалуйста, дочитайте до конца". Но дело даже не в том, что сегодня не эра Толстых, а эра твиттеров, а дело в том, что вот у этих самых коротко-сообщателей вдруг откуда не возьмись, прям из маминой из спальни...выбегает тотальная уверенность в себе.
И проникает, господа, она везде: в статистику о том, что у нас стало курящих людей меньше на 8 %, что потребитель у нас поумнел, стал разбираться в законах и ему, наконец-то, вернули сковороду, которую он хотел обменять на холодильник, в заявлениях о том, что Дианка Шурыгина - ещё та развратная девка, да и вообще "все бабы дуры", а "мужики козлы, тунеядцы и далее по списку". И крики "Я", когда будут оглашать весь список про "Песчаный карьер - два человека", уж точно не помогут. Это тебе не пресловутое "Надо, Федя, надо", это какая-то агрессивная правота, железобетонность своих убеждений и обид, серьёзный мир с суровыми лицами, желающими, как ни странно, жить легко, лишь для развлечений... Да курящих и пьющих стало меньше, а где они, господа, а они в онлайн-играх и телевизорах нонче заседают. Ну подумаешь, зато не приносят вреда обществу. А приносят ли они пользу, убегая в бесконечное сериалье и котопёса со свинофермами и собиранием кристаллов? Может быть, дело в том, что одна зависимость сменила другую, просто в более завуалированной и даже кому-то выгодной форме в виде Андрея Малахова и его передачи с названием синонимичным поговорке "Собака лает - ветер носит"? Обратите внимание, не утверждаю, задаюсь вопросом, сумлеваюсь, господа, значит, я явно не в чести.
Сейчас могу услышать, что не размышляющим человеком легче управлять... внуши ему, втюхай что-то и он несмышлёный, пустив слюну, побежит покупать 105 айфон. Но есть одна беда: если человек не мыслит, то он упрямо и уверенно стоит на своих позициях, которых в общем-то нет, есть лишь мнение, что жить нужно легко, а потому тебе все обязаны (родители тебя должны облюбить, купить чупа-чупса в перемешку с юппи, поступить в институт, проучится за тебя в этом институте, устроить на престижную работу и надеть на тебя моднявые джеггинсы, потом партнёр по браку - сознательно не употребляю слова "МУЖ" И "ЖЕНА", ибо здесь сугубо бартерные отношения - должен подарить тебе квартиру, машину, дублёнку и пятки целовать за один лишь факт того, что ты это ты, причем, кроме этого, отдавать что-то взамен не положено, впрочем, малознакомые люди тебе тоже обязаны - они должны оптимизировать легкость твоего существования, то развлекая, то разбираясь в твоих проблемах вместо тебя как физически, так и морально), все тебе должны... да и такое длинное предложение мне сейчас писать тоже не стоило, ибо тяжело дочитывать до конца, а человек - существо ленивое. Как это там на мотиваторе: "Терпение и труд мне не идут!".
Но несмотря на то, что человек существо всё-таки ленивое, никто не отменял того, что каждый хочет быть счастливым в ближайшей и отдалённой перспективе. А счастье бездумным не бывает, потому что это ощущение так или иначе нужно осознать, осмыслить, сравнить, сопоставить, произвести анализ и синтез своего жизненного пути ... и тогда хлеб покажется тебе мягким, а жемчуг крупным. И здесь появляются они - свистят они, как пули у виска... сомнения, сомнения, сомнения! Когда ты уже не можешь в принципе постоянно исходить из свойств собственной правоты. Вот уж действительно - лучше быть счастливым, чем правым. Но чтобы это понять, надо как-то усомниться в своей правоте, пойти на встречу другому через свою гордыньку, через свою тотальную уверенность, через размышления, через понимание другого, ведь счастье - это когда тебя понимают, а здесь парадокс в том, что оно заразное: сделал счастливым другого и опаньки - стал счастливее сам. Вот и получается, что перешагивая через свои обиды и недоверие, через самовлюблённость и самолюбие, человек идёт по существу к собственному счастью, только ведь лайтово через это не пройдёшь, придётся усомниться и задуматься. Да, конечно, танго танцуют двое и тебе вполне могут не ответить взаимностью и сказать: "Твой голос на мамин совсем не похож, уж очень ты грубо и громко поёшь, пишите просто, доступно, всем понятно, будьте для всех, всем угодным, а лучше вообще ничего не пишите, будьте уверены в своей правоте и успех не заставит вас ждать, выпей фанту и живи збогойно", - но проблема в том, что збогойнее только на кладбище, жизнь будет подкидывать сложности, а не размышляя, ты будешь к ним не готов, не сомневаясь, ты легко потеряешь то, что имеешь, а новое не приобретешь вообще, ибо сомнения - это кладезь новых мыслей.
Но опять не всё так просто: у каждого явления две стороны. Именно поэтому и интеллигенция наша русская, которая отличается большими сомнениями во всём, иногда начинает "вшиветь", ибо вместо действия, она топчется на месте в общепримиряющем беге. И появляется такое коварное качество, как нерешительность, неуверенность. Это обратная сторона вечной неправоты - и нашим, и вашим, давайте спляшем, а в результате педикулёз. Кроме того, эта тотальная неуверенность также порождает безмерное чувство вины, ибо топчешься, топчешься, уж каблучья стоптал, а мир стоит на трёх слонах, ничего не меняется, точнее, всё рушится. "А что башню тоже я разрушил?"... И вместе с тем опять появляется гордынька, ибо этот мир не меняется сугубо из-за меня, я первопричина, основа основ. Более того, так я начинаю сомневаться в своём завтрашнем дне, в своих чувствах, в своих знаниях, я теряю себя, то, что ценно для меня, и снова "я один, всё тонет в фарисействе, жизнь прожить - не поле перейти". Я не могу заставить себя действовать и что-то менять, я лишаюсь смелости, которая берёт города, я лишаюсь собственного счастья из-за страха, как бы чего не вышло.
И вот где же она эта золотая середина между отсутствием сомнений или их чрезмерным присутствием? Ибо и в одном, и в другом случае - дождик, я иду по лужам, мне никто не нужен, да и в целом никто никому не нужен. Я вряд ли могу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, но мне кажется, что он расположился где-то на оси координат любви к другому и счастья. Если в результате моих сомнений мне становится хорошо, а другому жить веселей и радостней, значит, я сомневаюсь не зря, а если они приводят лишь к утрате себя и ярой убеждённости другого в его личной правоте, то пшик от моих сомнений, господа! В любом случае кривой на этой оси координат будут перемены во мне и в мире, который меня окружает... И пусть медведь на картинке один, и движется он неловко, но в рое сомнений и правоты, движение к свету, к людям, к любви - такая его без сомнения установка...

https://vk.com/id17532052


Рецензии