Косы и Саяно - Шушенская ГЭС

Сегодня  вновь  на  машине  времени вернёмся  в  комнату  со счастливым  номером  505  на  улицу  Резнас,  10 а, в  город  Ригу, в  далёкие  семидесятые  годы  прошлого  XX- го  века. Здесь  проживали  студентки  Маша, Катя, Ира, Лида. Как  все  девушки  во  все  времена заботились  о  своей  внешности.  И  это не было  помехой  учёбе.  И  как  во  все  времена  коса  была  и  остаётся  девичья  краса.  Благо  природа  не поскупилась  на эту  красу.  Наша  история  касается  Машиных тёмных  богатых  кос.  Сначала,  как  говорится,  вводная.  Учёба  в  РКИИ ГА  была  достаточно напряжённой.  Поэтому  к  лету  хотелось  сменить  род  деятельности. Но и с  товарищами  по  институту  не хотелось  расставаться  даже  на  время  каникул.  Только  ССО (студенческие  строительные  отряды)  давали  такую  возможность.  Нынешние  молодые  могут  не поверить,  но  не деньги,  а  именно  общение  и  возможность  получить  новые  впечатления  в  совместном  труде  объединяли  в  основном  в  ССО. В  те  годы  в  институте  были  налажены  связи  с  различными  регионами  нашей  большой  тогда  страны  и  стран  социализма.  ССОшники  работали  на  территории  Латвии,  Казахстана, Молдавии, Сибири,  а  также  в  Польше  и  Чехословакии.  Победителей  среди  ССО  после  летнего  сезона  награждали.  В  качестве  приза  случались  поездки  и  в  Англию. 
Героиня  нашего  повествования  Маша  в  то  лето  работала  с  ребятами  на  Саяно – Шушенской  ГЭС.  Закончилось  лето.  Все  вернулись  к  учёбе.  А  Маша  не приехала.  Циркулировали  слухи,  что  произошла  авиакатастрофа.  У  всех  было подавленное  настроение.  И  вот  одним  осенним  вечером  мы  сидели  за  конспектами.  В  дверь  постучали, но  не  вошли.  Потом  опять. Это  пожалуй  не в  правилах  общежития. Уж  кто-то  слишком  робкий  был  за  дверью.  Все  дружно  закричали: « Да, входите!» На  пороге  стояла  коротко стриженная  девчонка.  Огромные  карие  глаза.  Белозубая  улыбка.  Что-то  до  боли  знакомое.  Машка!!!!!  Мы  бросились  к  ней.  Начали  обнимать,  тискать.  Кричали  и  визжали.  Маша,  а  где же  твои  замечательные  тёмные  косы?  Потом  чай,  разговоры,  разговоры… 
Тем  злополучным  рейсом  с  Саяно-Шушенской  перевозили  студентов,  курсантов.  Пассажиры  были  публикой  молодой,  мало  поддающейся  панике.  Это  оказалось  важным  в  экстремальных  условиях.  Когда  загорелся  двигатель  самолёта  в  районе  Челябинска.  Необходима  была  экстренная  посадка. В  салоне  кто-то  дремал,  кто-то  вообще  разулся  или  снял  носки, расшнуровал обувь.  Вот  эти  мелких  предметов  и  «не досчитались »  в последствии  участники  событий.  Стюардесса,  кстати  сказала,  что  к  тому  моменту  уже  налетала  десять  лет  и  ни  разу  не попадала  в  аварии.  Поэтому,  чтобы  развернуть  надувной  трап  ей  пришлось  читать  инструкцию. Посадку  осуществили  на  запасной  аэродром.  Крен  был  на  одно  крыло.  Поэтому  из  открытых  дверей  необходимо  было  выпрыгивать  с  высоты  примерно  второго  этажа.  В  таких  экстремальных  условиях  случались  странности,  вероятно  связанные  со  стрессом.  Один  из  ребят  нашёл чьё-то  удостоверение  и  настойчиво  спрашивал,  кто  его  потерял.  После  прыжков  вниз  практически  все  поразбивали  лица.  Но  все  остались  живы.
После  всех  официальных  процедур, связанных  с  проиcшествием  стройотрядовцы  решили пойти  в ресторан отметить  свой  коллективный  день  рождения.  Не смотря  на  то, что  вид  у них  был  больше  похож  на  «весёлых  ребят »  из  одноименного  фильма.  У  кого – не было шнурков  в  обуви,  у  кого-то  отсутствовали  носки  и  прочее.
Когда  Маша  добралась  до  родного   г. Свердловска (ныне  Екатеринбург),  то пошла  в  парикмахерскую  и коротко  постриглась.  И  во  все  последующие  годы  своей  взрослой  жизни  больше  не  отращивала  косы.  Из  Свердловска  её  мама  не хотела  отпускать  лететь  на  учёбу  в  Ригу.  Она  настаивала,  чтобы  Маша  ехала  поездом.  Но  молодость  быстро  забывает  плохое.  В  этом  её  огромное  преимущество.  Так  мудро  устроена  жизнь. Маша,  теперь  Мария Яковлевна,  проживает  в  Хабаровске.  Ира  в  Екатеринбурге.  Катя  в  Риге.  А  я  в своём родном  городе  Могилёве.
Вот  ещё  кусочек  смальты.  Такой  цветной  осколочек,  из  которого  выкладывается мозаика. Нынче  чаще  используют  слово  пазл.  Но  оно  какое-то  чужеродное  и  во  рту  словно не укладывается,  даже  душит. Поэтому  пусть  будет  солнечная  смальта – ещё один  малюсенький  фрагментик  из  огромного  полотна  жизни.  Кому то  он  будет  интересен. Всем  здравия.

Могилёв   Беларусь         Октябрь  2017 г.

Когда  рассказ  был  опубликован,  мне  пришло  письмо  от  однокурсника,  в  котором  это происшествие  обросло новыми  подробностями.
Пусть  меня  простят  уважаемые  читатели, но  истина  дороже.
 Поэтому  привожу  письмо  полностью.
 
Лида, привет!
Я помню эту историю 1975 года, когда на Ил-18,
который летел из Красноярска в Ригу, при посадке
в Челябинске возникли проблемы с шасси.
Тогда летели наши ССО-шники из разных отрядов.
Летели и наши "аргонавты", в том числе С.Миронов
и мой одноклассник-механик. От них, из первых уст,
и была получена информация. Потом ее обсуждали в Риге.
В самолете в основном были студенты, причем в
"приподнятом " состоянии после "отвальной".
Поэтому поначалу все восприняли очень легко, даже с юмором.
Протрезвели, во всех смыслах этого слова, уже на
земле, когда тем, кто сидел в районе задней двери,
пришлось прыгать с непомерной высоты.
Насколько я помню из эмоциональных рассказов,
сначала долго ходили над аэродромом, вырабатывали топливо.
Заранее, чтобы не заклинило при посадке, открыли обе двери,
потом сели с креном на крыло (сложилась правая "нога" шасси
при касании земли).Самолет зацепил крылом землю, его развернуло
и ударило об какой-то бруствер. Поэтому хвост самолета
был задран очень высоко и прыгать пришлось из
задней двери на пинках. Мой одноклассник именно так, после
непродолжительных раздумий и сомнений, и покинул самолет.
Вот такая история.
Андрей.
 
P.S. Я все подробно описал, потому что созвонился с моим
одноклассником - участником этой посадки - и он все
восстановил в моей памяти.
 
Вот  такие  коррективы  внесла  жизнь.
13 октября  2017 года.


Рецензии