Косы и Саяно - Шушенская ГЭС
Героиня нашего повествования Маша в то лето работала с ребятами на Саяно – Шушенской ГЭС. Закончилось лето. Все вернулись к учёбе. А Маша не приехала. Циркулировали слухи, что произошла авиакатастрофа. У всех было подавленное настроение. И вот одним осенним вечером мы сидели за конспектами. В дверь постучали, но не вошли. Потом опять. Это пожалуй не в правилах общежития. Уж кто-то слишком робкий был за дверью. Все дружно закричали: « Да, входите!» На пороге стояла коротко стриженная девчонка. Огромные карие глаза. Белозубая улыбка. Что-то до боли знакомое. Машка!!!!! Мы бросились к ней. Начали обнимать, тискать. Кричали и визжали. Маша, а где же твои замечательные тёмные косы? Потом чай, разговоры, разговоры…
Тем злополучным рейсом с Саяно-Шушенской перевозили студентов, курсантов. Пассажиры были публикой молодой, мало поддающейся панике. Это оказалось важным в экстремальных условиях. Когда загорелся двигатель самолёта в районе Челябинска. Необходима была экстренная посадка. В салоне кто-то дремал, кто-то вообще разулся или снял носки, расшнуровал обувь. Вот эти мелких предметов и «не досчитались » в последствии участники событий. Стюардесса, кстати сказала, что к тому моменту уже налетала десять лет и ни разу не попадала в аварии. Поэтому, чтобы развернуть надувной трап ей пришлось читать инструкцию. Посадку осуществили на запасной аэродром. Крен был на одно крыло. Поэтому из открытых дверей необходимо было выпрыгивать с высоты примерно второго этажа. В таких экстремальных условиях случались странности, вероятно связанные со стрессом. Один из ребят нашёл чьё-то удостоверение и настойчиво спрашивал, кто его потерял. После прыжков вниз практически все поразбивали лица. Но все остались живы.
После всех официальных процедур, связанных с проиcшествием стройотрядовцы решили пойти в ресторан отметить свой коллективный день рождения. Не смотря на то, что вид у них был больше похож на «весёлых ребят » из одноименного фильма. У кого – не было шнурков в обуви, у кого-то отсутствовали носки и прочее.
Когда Маша добралась до родного г. Свердловска (ныне Екатеринбург), то пошла в парикмахерскую и коротко постриглась. И во все последующие годы своей взрослой жизни больше не отращивала косы. Из Свердловска её мама не хотела отпускать лететь на учёбу в Ригу. Она настаивала, чтобы Маша ехала поездом. Но молодость быстро забывает плохое. В этом её огромное преимущество. Так мудро устроена жизнь. Маша, теперь Мария Яковлевна, проживает в Хабаровске. Ира в Екатеринбурге. Катя в Риге. А я в своём родном городе Могилёве.
Вот ещё кусочек смальты. Такой цветной осколочек, из которого выкладывается мозаика. Нынче чаще используют слово пазл. Но оно какое-то чужеродное и во рту словно не укладывается, даже душит. Поэтому пусть будет солнечная смальта – ещё один малюсенький фрагментик из огромного полотна жизни. Кому то он будет интересен. Всем здравия.
Могилёв Беларусь Октябрь 2017 г.
Когда рассказ был опубликован, мне пришло письмо от однокурсника, в котором это происшествие обросло новыми подробностями.
Пусть меня простят уважаемые читатели, но истина дороже.
Поэтому привожу письмо полностью.
Лида, привет!
Я помню эту историю 1975 года, когда на Ил-18,
который летел из Красноярска в Ригу, при посадке
в Челябинске возникли проблемы с шасси.
Тогда летели наши ССО-шники из разных отрядов.
Летели и наши "аргонавты", в том числе С.Миронов
и мой одноклассник-механик. От них, из первых уст,
и была получена информация. Потом ее обсуждали в Риге.
В самолете в основном были студенты, причем в
"приподнятом " состоянии после "отвальной".
Поэтому поначалу все восприняли очень легко, даже с юмором.
Протрезвели, во всех смыслах этого слова, уже на
земле, когда тем, кто сидел в районе задней двери,
пришлось прыгать с непомерной высоты.
Насколько я помню из эмоциональных рассказов,
сначала долго ходили над аэродромом, вырабатывали топливо.
Заранее, чтобы не заклинило при посадке, открыли обе двери,
потом сели с креном на крыло (сложилась правая "нога" шасси
при касании земли).Самолет зацепил крылом землю, его развернуло
и ударило об какой-то бруствер. Поэтому хвост самолета
был задран очень высоко и прыгать пришлось из
задней двери на пинках. Мой одноклассник именно так, после
непродолжительных раздумий и сомнений, и покинул самолет.
Вот такая история.
Андрей.
P.S. Я все подробно описал, потому что созвонился с моим
одноклассником - участником этой посадки - и он все
восстановил в моей памяти.
Вот такие коррективы внесла жизнь.
13 октября 2017 года.
Свидетельство о публикации №217101100401