Шахматная Логоритмика. Погружение в материал 1

Вход в Шахматную Шкатулку

Ребёнок сразу погружается в разнообразный мир шахматных досок – вертикальных, горизонтальных, тороидальных и цилиндрических, больших, малых, в реальности, в виртуальной реальности, разноцветных, двуцветных, строгих, весёлых, праздничных
Ребенок сразу погружается в мир разнообразных шахматных, околошахматных и сказочных фигур и фигурок
Ребенок в любой форме занятия непрерывно видит, осязает, чувствует множество версий шахматных ходов, перемещений, взятий, пауз, выжиданий.
Сам «вход» является своеобразной формой шахматного «хода»!

Просмотр мультфильма или программного «урока»

Два базовых типа занятия: виртуальное и реальное.
Два базовых типа виртуального занятия – просмотр видео или работа с компьютером
Два типа просмотра видеоматериала: просмотр готового мультфильма или фильма и просмотр видеоурока с включением в выполнение заданий
Во всех формах виртуального занятия ребенок погружается в виртуальные представления шахматных полей, фигур и ходов.
Продолжительность просмотров варьируется на в среднем она составляет 4-7 минут занятия.
Во время такого просмотра ребенок осязает до 30-50 образов доски, фигур и перемещений на ней.
Как правило эти перемещения сочетаются с музыкальным ритмическим сопровождением и эмоционально наполнены позитивом.

Игра с партнером за шахматным столиком

Во время игры с партнером за шахматным столиком ребенок осязает «нормальную» шахматную доску и «нормальные» шахматные фигуры.
Игра длится от 3 до 7 минут и за это время ребенок успевает совершить до сотни перемещений своих фигурок. Он полностью погружается в процесс выбора хода, активно работает некоторыми пальчиками, формируется тонкая моторика движения руки при перемещениях фигур, взятиях, помещении «срубленных» фигур в выдвижной ящичек.
На начальных этапах малышу предлагается поиграть на доске самыми различными фигурками животных, людей, машинок, устройств, абстрактными формами.
За столиком ребенок получает первый опыт правильного положения рук, ног, спины, выбора удобной позы, корректного игрового поведения.

Игра с компьютером в минитехнопарке

Во время игры с компьютером ребёнок осязает виртуальную шахматную доску и виртуальные шахматные фигурки – образы. Он активно работает с мышью, учится корректному обращению с техникой, осваивает целый комплекс полезных умений  навыков. Игра длится от 4 до 6 минут в среднем, поскольку цель этого типа погружения – демонстрация виртуальных образов шахматной доски и фигур и формирования у ребёнка устойчивого внутреннего образа шахматной матрицы. Как правило дети работают с компьютером либо индивидуально, либо в паре, играя по-очереди.

Игра с партнером на дигитал-доске

Небольшие по времени – 1-2 минуты – включения игры на дигитал-доске с демонстрацией игры на экране позволяют ребенку реально ощутить взаимосвязь между виртуальной и реальной шахматной доской и между реальной и виртуальной шахматной фигурой. Это очень ценный тип погружения, эмоционально богато окрашенный множеством переживаний и восторгов.


Игра на демонстрационной доске
Ребенок уже видел виртуальные отображения доски и фигур, но теперь он может ощутить и лично пощупать вертикальную шахматную доску и вертикальные образы шахматных фигур. Сама такая игра занимает около двух минут максимум в игре на одном занятии, и включается ребенком в свои активности далеко не каждый раз, и тем не менее есть дети, которым именно такое общение с физическим шахматным материалом весьма комфортно и интересно.

Игры на гигантской доске с фигурами

Именно гигантская шахматная доска на полу в центре кабинета «Шахматной Шкатулки» открывает целую группу эмоционально насыщенных форм общения ребенка и шахматного мира. Детям нравится погружаться в игру с большими фигурами, ибо здесь имеется целый арсенал возможностей: игра с фигурой без ориентации на саму гигантскую доску, игра с фигурой против другой фигуры, построения из фигур, битвы фигурами, включение в эти игры пространства гигантской доски, перемещения с гигантскими фигурами по клеточкам доски, перемещения фигур по клеточкам доски, попытки организации игры всеми фигурами на всей доске и так далее и тому подобное. Продолжительность такого времяпровождения на занятии варьируется от3 до 8 минут. При этом ряд детей берет на себя роли руководителей и организаторов процесса коллективной игры. Дети делятся на команды, на пары, на тройки, иногда один играет против всех. Для педагога очень важно воздерживаться от излишнего вмешательства в эти процессы, лишь аккуратно корректируя поведение играющих в «правильном» направлении.

Игры на гигантской доске без фигур

Рано или поздно но практически каждый ребенок начинает ощущать себя фигуркой на огромной шахматной доске.
Этому способствуют и специальные элементы занятий, когда педагог демонстрирует детям ходы различных фигур, и костюмы, маски, дополнительные игры в «дошахматы».
Дети охотно перемещаются по клеточкам определенного цвета, по диагоналям и вертикалям, играют в вариации «классиков»,  принимают на себя роли фигурок. Продолжительность таких игр обычно не превышает 2-3 минут на одном занятии и быстро трансформируется в иные формы, но это очень важный и эмоционально глубоко окрашенный момент. Кроме того именно в этом случае ряд детей получает возможности «самореализации» своих личных гимнастических, хореографических возможностей, что педагог должен аккуратно поддерживать, поскольку демонстрация своих умений и успешностей дает особую форму дополнительного общения у детей и позволяет некоторым детям взглянуть и на самих себя по-новому.

Танцы на гигантской доске

Высшая форма превращения ребенка на гигантской шахматной доске в живую фигурку – танцы на ней. Продолжительность этого типа занятия обычно занимает 4-6 минут на занятии и сопровождается параллельной демонстрацией превосходных образцов на телеэкране. То есть дети смотрят на прекрасный шахматный танец на экране и стараются воспроизвести его на гигантской доске. При этом базовыми я считаю композиции венгерского шахматного балета «Ботафого».

Продолжение:
http://www.proza.ru/2017/10/11/480


Рецензии