Шахматная Логоритмика. Погружение в материал 2

Начало: http://www.proza.ru/2017/10/11/407

Знакомство с книгой за шахматным столиком

Как включение мы используем иногда такую форму как знакомство ребенка с шахматной книгой за шахматным столиком. Всегда встречаются дети, которые в силу тех или иных причин не желают контактировать в группе. Это новички, аутично настроенные, приболевшие и таки далее. В некоторых случаях полезно предложить ребенку отдельный столик и на выбор несколько красочных шахматных книг. Здесь происходит погружение ребенка в виртуальный мир шахматной графики и живописи. Обычно это дети старшего возраста – 5-6 лет. Продолжительность такого типа погружения обычно 3-5 минут, и некоторых детей это вполне устраивает. Затем они обычно охотно включаются в «общую» активность.

Знакомство с марками на стендах

Шахматная выставка – редкий тип включений и полезен на одном – двух занятиях в год «для разнообразия». Дети с огромным интересом рассматривают распечатанные планшеты со множеством шахматных марок и конвертов. Всё включение не занимает обычно более 4-7 минут, но тем не менее оно весьма полезно «для общего развития» поскольку увеличивает диапазон представлений шахматного материала растущему человеку, обогащает его видение явлений окружающего мира.

Знакомство с шахматной графикой и живописью

Здесь необходимо повторить все сказанное выше о выставках марок, но дополнить тремя существенными элементами. Выставка графики и живописи хорошо сочетается с дальнейшим конкурсом на шахматный рисунок. При этом сама выставка графики и живописи может включать не больше 5-7 картин одновременно, поскольку для 5-7 минутного фрагмента общего занятия это более чем достаточно. Видимо нет необходимости повторять, что ребенку должны предъявляться исключительно совершенные образцы. И это относимо и к мебели, и к костюмам, и к комплектам фигур и часов, и к самим доскам и к оформлению Шахматной Шкатулки в целом.

Рисование на шахматную тему

Здесь очень важно различить два типа «рисования»: рисование карандашами или красками, раскраска или довоспроизведение и рисование на экране монитора. Мы пользуемся в работе программой Пэйнт, как вполне достаточной для наших целей. Дети с удовольствием рисуют и затем раскрашивают доску, а так же отдельные изображения фигур. Педагог должен быть готов в любой момент включиться и поддержать активность ребенка достойным примером или образцом. Техники элементарного начертания фигур у нас представлены на этом ресурсе.

Лепка на шахматную тему

Основная фигура, которую охотно лепят дети – это ладья. Реже встречаются попытки слепить доску, слона или пешку. Многие дети пытаются рисовать и лепить коня. Педагог должен уметь делать это быстро и просто, чтобы ребенок мог «срисовать технику». Продолжительность включений на тему лепки и рисования обычно не превышает 4-5 минут на одном занятии не чаще раза в три месяца. То есть два - четыре таких включения в год.

Знакомство с шахматными костюмами

Происходит в два этапа. Сначала демонстрируются танцы разных коллективов и групп, обычно хорошо костюмированные, и это дополняется просмотрами шахматных костюмов на экране. Вторым этапом шахматные версии костюмов выдаются детям для хореографических опытов на гигантской доске. Эти включения делаются раз в квартал – то есть три-четыре раза в год и обычно им посвящается все занятие, сопровождаемое фотографированием детей «на память».

Участие в сеансе одновременной игры с педагогом

Относится только к старшим возрастам – 5-6 лет, занимает 8-10 минут на одном двух занятиях в квартал. В этой форме проводится Новогодняя шахматная Ёлка (сеанс Деда Мороза и Снегурочки).
Игра ведется до мата на число кругов (ходов).
Детям такая форма занятия очень нравится, но эмоционально она очень насыщена и не может применяться часто.

Живые шахматы на гигантской доске

Высшая форма активности детей на гигантской доске, когда они представляют из себя фигуры и ведут командную схватку на доске.
За все мои личные практики мне довелось лишь четыре раза наблюдать столь высокую самоорганизацию дошкольной детской группы. В Урае пока – ни разу.

Выход из шахматной шкатулки

Дети строятся парами и под руководством педагога покидают Шахматную Шкатулку. Весь выход должен быть очень четким и максимально быстрым.
Наступает пора «шахматных включений» на переходе. По лестнице идём «как слон», по коридору «как ладья».

Погружения в летний период

Второй год погружений  24 занятия по 15 минут
Третий год погружений  24 занятия по 20 минут
Четвёртый год погружений  24 занятия по 25 минут

Занятия проводятся на Летней Шахматной веранде
Обустройство Шахматной веранды:
8 шахматных столиков
16 детских стульев
8 комплектов шахмат
Гигантская доска (фрагмент 5х7) на полу
Полукомплект фигур для гигантской доски
Комплект фигур для демонстрационной доски
Демонстрационная шахматная доска
Музыкальный автономный центр
Шесть столиков расставлены для сочетания игры попарно или в сеансе

Основа учебного плана – чередование попарной игры и игры с сеансёром
Последние пять минут – танцы на гигантской шахматной доске, если у детей есть настроение потанцевать
Основное занятие – игра за столиками, комментируемая педагогом

Тезаурус Шахматной Шкатулки

Первый год погружений – 16 терминов
Второй год погружений – 32 термина
Третий год погружений –  48 терминов
Четвёртый год погружений –  64 термина

Графики полного погружения по годам (36 учебных недель в год)

Первый год погружений 72 занятия по 10 минут
Второй год погружений  72 занятия по 14 минут
Третий год погружений  72 занятия по 18 минут
Четвёртый год погружений 72 занятия по 22 минуты


Рецензии