О совести

     Удивительную витиеватость встретите вы в определениях понятия «совесть» у разных авторов и в разных источниках. Причем, если давным-давно  совесть еще как-то связывали с понятиями знание и понимание (корень «весть»  -  ведать – знать), то в новые времена она стала носить смысл или религиозный, или идеологический. Или он потерялся совсем.
     Итак, несколько авторитетных цитат, для примера:
    Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
    СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
    В наиболее общем плане Совесть трактуется как «внутренний голос». Различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается как независимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как другое Я...
    Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
    Совесть  воспринимается как автономная — не ориентированная на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятива, совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями. Она ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.
    Совесть - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями;
    Апостол Павел говорит о С. как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и С. различна (1 Кор 8,7,10), а потому С. нуждается в христианском очищении (Евр 9, 14), достигаемом благодаря вере и любви. В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий».
    Муки Совести воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин).

    Позвольте мне не согласиться с уважаемыми авторами, отказаться от поиска высоконравственных источников  и настаивать на том, что СОВЕСТЬ есть не что иное, как чувство опасности исходящее от окружающих нас людей, если наши поступки и слова не соответствуют общепринятым нормам. Для того что бы подвергнуться такому риску совсем не обязательно заявлять о своих взглядах во всеуслышание или проказничать на площади. Мы же прекрасно понимаем, что «никто никогда ничего и не узнает» не бывает. «Все тайное становится явным!»   
     Аналогичная ситуация и с поступками которые заслуживают общественного поощрения. Поступаясь малым (а иногда и большим), каждый надеется, что его улучшенный имидж принесет ему дивиденды. Надеется нажиться.
    Этот страх позволял человеку выжить в стародавние времена среди соплеменников, а теперь помогает преуспеть. Повторяю – ПРЕУСПЕТЬ.
    Поэтому говорить, что совесть это чувство «не ориентированное на самосохранение и благополучие индивида, не опирается на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета» неумно или наивно. Все обстоит как раз наоборот.
    На самом деле, совесть и стыд - родственные чувства. Мы же говорим, что «стыдно не выучить уроки» и «потерял совесть – опять получил двойку». Если желаете, то можете попытаться самостоятельно разобраться в нюансах и отличиях. Например: стыд мы можем испытывать за кого-то другого, а совесть направлена только на себя. Или стыдом охватываются более «низкие» жизненные  ситуации, а совесть ведает более возвышенными. Сейчас вы убедитесь, что эти отличия лишь в терминологии, но не в сущности.
    Совестливый же человек,  или наказан жизнью много раз или свое спокойствие и лицо ценит выше, того, что может получить прямо сейчас. То есть он «ведает», знаете о причинно–следственных связях. Бессовестный человек, напротив, или не понимает этих связей или готов рискнуть ради получаемого барыша или удовольствия. Можно назвать это и «способность человеческого духа познавать этические ценности», если хотите.
    Стыд и угрызения совести  перед самим собой как раз и указывает на то, что человек прекрасно представляет, что его неблаговидные мысли это первая ступенька к порицаемым поступкам. Он боится даже думать эти мысли.
    Чем же так опасны бессовестные поступки для того кто их совершает? Дело в том, что общество умеет не только наказывать за содеянное, но и может принять превентивные меры. То есть, реакция сообщества может быть и неадекватной  проступку. Это понимает и этого боится совестливый человек.
   
    Если вы боитесь не общественного мнения, а грозного соседа, то тоже будете поступать  с ним самым совестливым и стыдливым образом. При этом совесть ваша будет все равно  не спокойна потому, что вы боитесь, что ваш страх перед соседом станет достоянием общественности, и таскать дрова из вашей поленницы примутся и другие.
   Помните!?  «Муки совести воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости».
    Теперь вспомните льва, который заступив на пост главы прайда, убивает львят предыдущего вожака, что бы кормящая самка скорее совокупилась с ним. Поступив так бессовестно с одной самкой, а потом с другой, этот лев сталкивается с ожесточенным сопротивлением всех самок сразу и вынужден  бесславно бежать.  В следующий раз, получив такую должность опять, он будет вести себя с подчиненными гораздо умнее и как настоящий христианин.   
    Тут будет совершенно уместно вспомнить апостола Павла, который  говорит, что «у людей придерживающихся разной веры и совесть различна, а потому она нуждается в христианском очищении, достигаемом благодаря вере и любви».

     Более совестлив и стыдлив ли богатый человек? Совсем не обязательно. С одной стороны он  не имеет нужды  поступать нехорошо ради мелкой наживы, с другой, деньги делают его более защищенным от общественной реакции на проступок. Как и любой страх, совесть лишь указывает нам на опасность, но не руководит нами. Мы сами определяем границы риска и выгоды. Как известно, все хорошо в меру.
     Вы меня спросите – а как же высокие порывы и самопожертвование?  Как быть с мучениками или шахидами? Отвечу – никто не отменял зомбирование. Более того я совершенно уверен, что  семья этого совестливого самоубийцы получила гигантский  по местным меркам гонорар. Либо в его мусульманском раю его ждут девственницы. То ли 40, то ли 90 штук. А у мусульманских молодых людей с этим, как известно, большие проблемы. 
      Напомню из определений: «Совесть указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины».
 
    Поступки, продиктованные совестью, очень редкое явление и сам вопрос не заслуживал бы внимания, если бы не особо частое упоминание совести  в искусстве. 
    Повторюсь, что художественные произведения не имеют ничего общего с настоящей жизнью и их цель не научить нас чему-то полезному, а продать  больше экземпляров.      
    Редко какая книга или фильм обходятся без раскаявшегося преступника, замученного угрызениями совести. Не верьте! Если Вы пойдете работать в полицию, то проработав до пенсии, не встретите ни одного такого человека. Вам расскажут, что десять лет назад в другом отделении, был аналогичный случай. Человек сам пришел и сдался, признавшись в совершении преступления, потому что совесть не давала ему спать. На самом деле спать ему не давала жена, которая мечтала от него скорее избавиться и сказала, что или сама на него заявит, или он идет с повинной и получит меньше срок. А может быть виной тому, был местный авторитет, пообещавший мужика  убить за какие-то грехи.  Совесть тут – хорошее объяснение поступку, про мотивы которого лучше не рассказывать.
    Просто процитирую (мне очень нравится): «В наиболее общем плане совесть трактуется как «внутренний голос». Различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается как независимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как др. Я».
    Оказавшись вдали от общества себе подобных, и столкнувшись лишь с силами природы, мы строим шалаш, хотя дождя еще нет. Мы ищем дрова для костра, хотя еще не похолодало. Мы запасам еду и воду, хотя еще не проголодались. Совесть руководит нами? Авторитарная или гуманистическая?  Боимся мы грозы и жажды или боимся за себя из высших побуждений? Не буду тратить свое и ваше время на подобные дискуссии. Ответы очевидны.
    Сложность понимания Совести состоит не в том, что мы не ощущаем этот страх или не понимаем его, а именно в хитросплетении социальных норм и общественных отношений.
В России еще вчера сажали за то, что «Бог есть», а сегодня сажают, за то, что «Бога нет». «Ни убий» написано для одних и не касается других. «Не укради» не такой уж большой грех, оказывается, если говорить о  налогах. Проституция, запрещенная в одних странах, является вполне законным бизнесом в других, не менее совестливых.
     Большую лепту в эту сумятицу вносят и разные философы, писатели и исследователи, которые делают это умышленно по идеологическим и корыстным соображениям. Во все века, любой вопрос, трудный для понимания обывателя, притягивал к себе разного рода жуликов и прохиндеев, желающих поживиться в мутной воде и старающихся намутить еще больше.

Уроки  и выводы.
1.  Часто можно слышать о свободе совести. Имеется в виду свобода совести от навязываемой идеологии. Свобода от наказания за то, что человек имеет нормы морали и нравственные ценности, отличные от официальных.
2.     Ребенок не ведает ни стыда, ни совести.  Он должен научиться понимать, что можно делать, а что будет чревато последствиями.
3.   Прислушивайтесь к голосу совести! Это говорит Ваш жизненный опыт или опыт ваших учителей и родителей.  Попытки же разобраться, почему совесть выбрала тот или иной вариант поведения, могут успехом и не увенчаться. В жизни все не просто.
4.  Связывать же совесть с чем-то высокопарным и приоритетным не нужно.

Лукин В. В.


Рецензии