О совести
Итак, несколько авторитетных цитат, для примера:
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
В наиболее общем плане Совесть трактуется как «внутренний голос». Различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается как независимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как другое Я...
Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
Совесть воспринимается как автономная — не ориентированная на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятива, совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями. Она ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований.
Совесть - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями;
Апостол Павел говорит о С. как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и С. различна (1 Кор 8,7,10), а потому С. нуждается в христианском очищении (Евр 9, 14), достигаемом благодаря вере и любви. В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий».
Муки Совести воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин).
Позвольте мне не согласиться с уважаемыми авторами, отказаться от поиска высоконравственных источников и настаивать на том, что СОВЕСТЬ есть не что иное, как чувство опасности исходящее от окружающих нас людей, если наши поступки и слова не соответствуют общепринятым нормам. Для того что бы подвергнуться такому риску совсем не обязательно заявлять о своих взглядах во всеуслышание или проказничать на площади. Мы же прекрасно понимаем, что «никто никогда ничего и не узнает» не бывает. «Все тайное становится явным!»
Аналогичная ситуация и с поступками которые заслуживают общественного поощрения. Поступаясь малым (а иногда и большим), каждый надеется, что его улучшенный имидж принесет ему дивиденды. Надеется нажиться.
Этот страх позволял человеку выжить в стародавние времена среди соплеменников, а теперь помогает преуспеть. Повторяю – ПРЕУСПЕТЬ.
Поэтому говорить, что совесть это чувство «не ориентированное на самосохранение и благополучие индивида, не опирается на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета» неумно или наивно. Все обстоит как раз наоборот.
На самом деле, совесть и стыд - родственные чувства. Мы же говорим, что «стыдно не выучить уроки» и «потерял совесть – опять получил двойку». Если желаете, то можете попытаться самостоятельно разобраться в нюансах и отличиях. Например: стыд мы можем испытывать за кого-то другого, а совесть направлена только на себя. Или стыдом охватываются более «низкие» жизненные ситуации, а совесть ведает более возвышенными. Сейчас вы убедитесь, что эти отличия лишь в терминологии, но не в сущности.
Совестливый же человек, или наказан жизнью много раз или свое спокойствие и лицо ценит выше, того, что может получить прямо сейчас. То есть он «ведает», знаете о причинно–следственных связях. Бессовестный человек, напротив, или не понимает этих связей или готов рискнуть ради получаемого барыша или удовольствия. Можно назвать это и «способность человеческого духа познавать этические ценности», если хотите.
Стыд и угрызения совести перед самим собой как раз и указывает на то, что человек прекрасно представляет, что его неблаговидные мысли это первая ступенька к порицаемым поступкам. Он боится даже думать эти мысли.
Чем же так опасны бессовестные поступки для того кто их совершает? Дело в том, что общество умеет не только наказывать за содеянное, но и может принять превентивные меры. То есть, реакция сообщества может быть и неадекватной проступку. Это понимает и этого боится совестливый человек.
Если вы боитесь не общественного мнения, а грозного соседа, то тоже будете поступать с ним самым совестливым и стыдливым образом. При этом совесть ваша будет все равно не спокойна потому, что вы боитесь, что ваш страх перед соседом станет достоянием общественности, и таскать дрова из вашей поленницы примутся и другие.
Помните!? «Муки совести воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости».
Теперь вспомните льва, который заступив на пост главы прайда, убивает львят предыдущего вожака, что бы кормящая самка скорее совокупилась с ним. Поступив так бессовестно с одной самкой, а потом с другой, этот лев сталкивается с ожесточенным сопротивлением всех самок сразу и вынужден бесславно бежать. В следующий раз, получив такую должность опять, он будет вести себя с подчиненными гораздо умнее и как настоящий христианин.
Тут будет совершенно уместно вспомнить апостола Павла, который говорит, что «у людей придерживающихся разной веры и совесть различна, а потому она нуждается в христианском очищении, достигаемом благодаря вере и любви».
Более совестлив и стыдлив ли богатый человек? Совсем не обязательно. С одной стороны он не имеет нужды поступать нехорошо ради мелкой наживы, с другой, деньги делают его более защищенным от общественной реакции на проступок. Как и любой страх, совесть лишь указывает нам на опасность, но не руководит нами. Мы сами определяем границы риска и выгоды. Как известно, все хорошо в меру.
Вы меня спросите – а как же высокие порывы и самопожертвование? Как быть с мучениками или шахидами? Отвечу – никто не отменял зомбирование. Более того я совершенно уверен, что семья этого совестливого самоубийцы получила гигантский по местным меркам гонорар. Либо в его мусульманском раю его ждут девственницы. То ли 40, то ли 90 штук. А у мусульманских молодых людей с этим, как известно, большие проблемы.
Напомню из определений: «Совесть указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины».
Поступки, продиктованные совестью, очень редкое явление и сам вопрос не заслуживал бы внимания, если бы не особо частое упоминание совести в искусстве.
Повторюсь, что художественные произведения не имеют ничего общего с настоящей жизнью и их цель не научить нас чему-то полезному, а продать больше экземпляров.
Редко какая книга или фильм обходятся без раскаявшегося преступника, замученного угрызениями совести. Не верьте! Если Вы пойдете работать в полицию, то проработав до пенсии, не встретите ни одного такого человека. Вам расскажут, что десять лет назад в другом отделении, был аналогичный случай. Человек сам пришел и сдался, признавшись в совершении преступления, потому что совесть не давала ему спать. На самом деле спать ему не давала жена, которая мечтала от него скорее избавиться и сказала, что или сама на него заявит, или он идет с повинной и получит меньше срок. А может быть виной тому, был местный авторитет, пообещавший мужика убить за какие-то грехи. Совесть тут – хорошее объяснение поступку, про мотивы которого лучше не рассказывать.
Просто процитирую (мне очень нравится): «В наиболее общем плане совесть трактуется как «внутренний голос». Различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается как независимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как др. Я».
Оказавшись вдали от общества себе подобных, и столкнувшись лишь с силами природы, мы строим шалаш, хотя дождя еще нет. Мы ищем дрова для костра, хотя еще не похолодало. Мы запасам еду и воду, хотя еще не проголодались. Совесть руководит нами? Авторитарная или гуманистическая? Боимся мы грозы и жажды или боимся за себя из высших побуждений? Не буду тратить свое и ваше время на подобные дискуссии. Ответы очевидны.
Сложность понимания Совести состоит не в том, что мы не ощущаем этот страх или не понимаем его, а именно в хитросплетении социальных норм и общественных отношений.
В России еще вчера сажали за то, что «Бог есть», а сегодня сажают, за то, что «Бога нет». «Ни убий» написано для одних и не касается других. «Не укради» не такой уж большой грех, оказывается, если говорить о налогах. Проституция, запрещенная в одних странах, является вполне законным бизнесом в других, не менее совестливых.
Большую лепту в эту сумятицу вносят и разные философы, писатели и исследователи, которые делают это умышленно по идеологическим и корыстным соображениям. Во все века, любой вопрос, трудный для понимания обывателя, притягивал к себе разного рода жуликов и прохиндеев, желающих поживиться в мутной воде и старающихся намутить еще больше.
Уроки и выводы.
1. Часто можно слышать о свободе совести. Имеется в виду свобода совести от навязываемой идеологии. Свобода от наказания за то, что человек имеет нормы морали и нравственные ценности, отличные от официальных.
2. Ребенок не ведает ни стыда, ни совести. Он должен научиться понимать, что можно делать, а что будет чревато последствиями.
3. Прислушивайтесь к голосу совести! Это говорит Ваш жизненный опыт или опыт ваших учителей и родителей. Попытки же разобраться, почему совесть выбрала тот или иной вариант поведения, могут успехом и не увенчаться. В жизни все не просто.
4. Связывать же совесть с чем-то высокопарным и приоритетным не нужно.
Лукин В. В.
Свидетельство о публикации №217101100689