125. О том, как предоставить каждого самому себе
О ТОМ, КАК ПРЕДОСТАВИТЬ КАЖДОГО САМОМУ СЕБЕ
Человек, рождённый в мире, должен быть всегда предоставлен самому себе, так считают даосы, потому что от самого человека зависит его жизнь, и только сам человек может решить, кто он, и как ему жить. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Иногда случаются такие обстоятельства, что от человека ничего не зависит, и сам он находится в зависимости от случайностей. Поэтому самое главное, что может сделать человек, чтобы повлиять на события и исключить всякие случайности, это – всегда оставаться самим собой и отдать себя в руки высшим небесным силам. Об этом говорил Чжуанцзы в своей притче.
ПРЕДОСТАВИТЬ КАЖДОГО САМОМУ СЕБЕ
Все знают, как дела в доме в порядок все приходят,
Но Поднебесную самой себе предоставляют.
Не зная, в Поднебесной как порядок всей наводят,
Мысль о порядке в Поднебесной мудрый оставляет.
«Предоставление себе» есть мудрое решенье,
«Чтобы природа от вмешательства не извращалась,
Чтоб каждый был сам по себе, и жил без опасенья,
Чтоб сущность человеческих всех свойств не изменялась.
Так в старину порядок наводить стал Высочайший,
Чтоб Поднебесная возликовала, возродившись,
Чтоб возвращались все к своей природе, величайшей,
Но люди опечалились, покоя все лишившись.
Стал наводить порядок Разрывающий на Части,
Решив любовь привить к порядку своему народу,
Но Поднебесная впала в печаль при его власти,
А люди лишь оплакивали все свою природу.
Природы кто лишается, порядок не поможет,
Без радости, покоя - жить – не свойство человека,
Без свойств, ему присущих, продержаться он не сможет.
Так всегда было и так будет до скончанья века.
При радости чрезмерной люди много тратят жара,
При гневе силы холода приходят в истощенье,
Природа замерзает иль сгорает от пожара
Вред телу людям причиняют эти нарушенья.
С расходом жара, холода четыре времён года
В гармонии своё чередованье нарушают,
От циклов нарушения меняет ход природа,
Всех изменений человек её не замечает.
Не знает, когда радоваться, он, когда сердиться,
Лишается его жизнь постоянства и покоя,
Мысль – удовлетворения, стремление – настроя,
Работа так способна на полпути остановиться.
Заносчивость с немилостью тут сразу возникают,
К порядку превосходства с угнетеньем всех призваний.
Одних наказывают, а кого-то награждают,
На всех уж не хватает ни наград, ни наказаний.
Так со времён династий все лишь думают об этом,
Откуда ж досуг тут возьмётся, о себе чтоб помнить?
В делах привыкли суетиться все зимой и летом,
Покоя нет нигде, чтоб о природных свойствах вспомнить.
А кроме этого и, острым зреньем наслаждаясь,
Излишеству все предаются в красочных твореньях,
Как в насыщении со слухом тонким предаваясь,
Усладу ищут в музыкальных всех произведеньях.
И, наслаждаясь милосердьем, свойства разрушают,
А справедливостью природные законы рушат,
Чтоб заменить природное, обряды насаждают,
В себе так извращеньями естественное душат.
А в наслажденье музыкой способствуют разврату,
И наслаждаясь мудростью, искусность порождают,
Держась за знания свои, порокам помогают,
В искусственности их к природе нет уже возврата.
В природных свойствах если все покой бы находили,
То восемь наслаждений их могли бы все исчезнуть.
Тогда бы в Поднебесной смуты все предотвратили.
А так за наслажденья начинают других резать.
Друг друга в клубок скручивают, и всё отнимают,
Толкают, притесняют, о потерях сожалеют,
Своим порядком Поднебесную в смуту ввергают,
Чужую жизнь, как и свою ни капли не жалеют.
Чтить если ж начинают в Поднебесной наслажденья,
И тосковать о них, душой желая им предаться.
Каким же сильным становится это заблужденье!
И разве могут мимо их пройти и отказаться?
Ведь чтобы говорить о них – вначале все постятся,
Чтоб их изобразить - поют, рисуют и играют,
Колени преклоняют, чтобы сердцем им предаться,
Что тут поделаешь, когда себя все забывают?
Поэтому муж мудрый, оказавшийся на троне,
Обычно, страной правя, Недеянью предаётся,
Царят при нём покой, свойства природные - в законе,
Ему лишь в Недеянье управлять всем удаётся.
Тому, кто жизнь свою намного ценит, чем всё царство,
Кто любит саму жизнь, тот не лишит её другого,
Только такому можно доверить государство.
И только Недеянье мудрым сделает любого.
Так внутреннее государь рассеять не способен,
Не обнаруживает всем ни слуха и не зренья
Над миром возвышается он, вечности подобен.
Его Дракона взгляд могущественен в управленье.
Он взглянет как Дракон на всех, в молчанье погрузится,
А голос загремит, как гром от молний всех слиянья,
Движенью его мысли вся природа подчинится,
Он предаётся безмятежности и Недеянью.
Ему только во внутреннем всё видеть удаётся,
Он связан с тьмой существ, со всем пространством связью тесной,
Он – Истина, и разве у него досуг найдётся,
Чтоб в совершенном наводить порядок в Поднебесной?
Подобные мысли Чжуанцзы уже высказывал в таких своих притчах, переведённых мной в стихах, как «Сердце человека», «История упадка», «Мудрец и царь», «Мир внутри себя», «Выживание», «Пренебрежение» и «Два пути».
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217101200107