125. О том, как предоставить каждого самому себе

125.

О ТОМ, КАК ПРЕДОСТАВИТЬ КАЖДОГО САМОМУ СЕБЕ

Человек, рождённый в мире, должен быть всегда предоставлен самому себе, так считают даосы, потому что от самого человека зависит его жизнь, и только сам человек может решить, кто он, и как ему жить. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Иногда случаются такие обстоятельства, что от человека ничего не зависит, и сам он находится в зависимости от случайностей. Поэтому самое главное, что может сделать человек, чтобы повлиять на события и исключить всякие случайности, это – всегда оставаться самим собой и отдать себя в руки высшим небесным силам. Об этом говорил Чжуанцзы в своей притче.

ПРЕДОСТАВИТЬ КАЖДОГО САМОМУ СЕБЕ
 
Все знают, как дела в доме в порядок все приходят, 
Но Поднебесную самой себе предоставляют. 
Не зная, в Поднебесной как порядок всей наводят,
Мысль о порядке в Поднебесной мудрый оставляет.

«Предоставление себе» есть мудрое решенье,
«Чтобы природа от вмешательства не извращалась,
Чтоб каждый был сам по себе, и жил без опасенья,
Чтоб сущность человеческих всех свойств не изменялась.

Так в старину порядок наводить стал Высочайший,
Чтоб Поднебесная возликовала, возродившись,   
Чтоб возвращались все к своей природе, величайшей,
Но люди опечалились, покоя все лишившись.

Стал наводить порядок Разрывающий на Части,
Решив любовь привить к порядку своему народу,
Но Поднебесная впала в печаль при его власти,
А люди лишь оплакивали все свою природу.

Природы кто лишается, порядок не поможет,
Без радости, покоя - жить – не свойство человека,
Без свойств, ему присущих, продержаться он не сможет.
Так всегда было и так будет до скончанья века.

При радости чрезмерной люди много тратят жара,
При гневе силы холода приходят в истощенье,
Природа замерзает иль сгорает от пожара
Вред телу людям причиняют эти нарушенья.

С расходом жара, холода четыре времён года
В гармонии своё чередованье нарушают,
От циклов нарушения меняет ход природа,
Всех изменений человек её не замечает.

Не знает, когда радоваться, он, когда сердиться,
Лишается его жизнь постоянства и покоя,
Мысль – удовлетворения, стремление – настроя,   
Работа так способна на полпути остановиться.

Заносчивость с немилостью тут сразу возникают,
К порядку превосходства с угнетеньем всех призваний.
Одних наказывают, а кого-то награждают,
На всех уж не хватает ни наград, ни наказаний.

Так со времён династий все лишь думают об этом,
Откуда ж досуг тут возьмётся, о себе чтоб помнить?
В делах привыкли суетиться все зимой и летом,
Покоя нет нигде, чтоб о природных свойствах вспомнить.

А кроме этого и, острым зреньем наслаждаясь,
Излишеству все предаются в красочных твореньях,
Как в насыщении со слухом тонким предаваясь,
Усладу ищут в музыкальных всех произведеньях.

И, наслаждаясь милосердьем, свойства разрушают,    
А справедливостью природные законы рушат,
Чтоб заменить природное, обряды насаждают,
В себе так извращеньями естественное душат.

А в наслажденье музыкой способствуют разврату,
И наслаждаясь мудростью, искусность порождают,
Держась за знания свои, порокам помогают,
В искусственности их к природе нет уже возврата.

В природных свойствах если все покой бы находили,
То восемь наслаждений их могли бы все исчезнуть.
Тогда бы в Поднебесной смуты все предотвратили.
А так за наслажденья начинают других резать.

Друг друга в клубок скручивают, и всё отнимают,
Толкают, притесняют, о потерях сожалеют,    
Своим порядком Поднебесную в смуту ввергают,
Чужую жизнь, как и свою ни капли не жалеют.

Чтить если ж начинают в Поднебесной наслажденья,
И тосковать о них, душой желая им предаться.    
Каким же сильным становится это заблужденье!
И разве могут мимо их пройти и отказаться?

Ведь чтобы говорить о них – вначале все постятся,
Чтоб их изобразить - поют, рисуют и играют,
Колени преклоняют, чтобы сердцем им предаться,
Что тут поделаешь, когда себя все забывают?

Поэтому муж мудрый, оказавшийся на троне,
Обычно, страной правя, Недеянью предаётся,
Царят при нём покой, свойства природные - в законе,
Ему лишь в Недеянье управлять всем удаётся.

Тому, кто жизнь свою намного ценит, чем всё царство,
Кто любит саму жизнь, тот не лишит её другого,
Только такому можно доверить государство.
И только Недеянье мудрым сделает любого.

Так внутреннее государь рассеять не способен,
Не обнаруживает всем ни слуха и не зренья
Над миром возвышается он, вечности подобен. 
Его Дракона взгляд могущественен в управленье.

Он взглянет как Дракон на всех, в молчанье погрузится,
А голос загремит, как гром от молний всех слиянья,
Движенью его мысли вся природа подчинится,
Он предаётся безмятежности и Недеянью.

Ему только во внутреннем всё видеть удаётся,
Он связан с тьмой существ, со всем пространством связью тесной,
Он – Истина, и разве у него досуг найдётся,
Чтоб в совершенном наводить порядок в Поднебесной?

 
Подобные мысли Чжуанцзы уже высказывал в таких своих притчах, переведённых мной в стихах, как «Сердце человека», «История упадка», «Мудрец и царь», «Мир внутри себя», «Выживание», «Пренебрежение» и «Два пути».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии