Девятый круг свободы отрывок 6

***

Дом был с собой в раздоре.
Шехтелем он был явно задуман как языческий храм, воспевающий стихию воды и вообще природу.
А Алексей Максимович – при его атеизме! -  внёс дух суровости и аскетизма, средневековой мрачности.  Так что внутри, между анимистическими символами,  дом походил на христианский монастырь с романскими сводами и колоннами, почти церковными витражами.
А сталинская кожаная мебель, отдававшая казёнщиной, делавшая интерьер похожим на бюрократическую твердыню, окончательно сводила с ума.
Казалось, что дом – мутант времени. Существо, родившееся сразу в трёх-четырёх эпохах и наделённое их несовместными чертами. Кентавр: ноги средневекового паломника, торс поклонника олимпийских божеств, голова советского служащего.
Это пугало, как всякое уродство. От этого места не знаешь, чего ждать.
И оно, - как портал. Вход в разные времена и иные миры. Причём, выбор, куда попасть, не за тобой: эпоха или параллельность, не спрашивая, утянут за собой, как в омут – и поминай как звали. Мне всё время чудилось, что я и другие люди вот-вот  прямо посреди разговора начнём пропадать, таять в воздухе, как при нуль-транспортировке.
Но дом на этом не успокаивался. Он продолжал поражать.
-Орхидеи и ирисы на фронтоне говорят на языке эпохи модерн, что в доме есть тайна.
- Тайная   моленная? – спросила экскурсантка.
-В этом доме хватало и других тайн.
Так, в начале века в Москве родилась то ли легенда, то ли быль, что сей особняк тайно навещала некая дама. Муж приревновал её к Рябушинскому и убил.
На суде хозяин дома, Степан Павлович, утверждал, что дама приезжала только любоваться интерьерами. Сам судья расхохотался ему в лицо. Чтобы доказать свою правоту, Рябушинский пригласил судью к себе в гости. Тот долго рассматривал шедевр Шехтеля и наконец произнёс:
-Теперь верю, что замужняя дама могла приезжать сюда только ради любви к архитектуре: это божественно красиво!
А вот и ещё сюжет. Только через семь лет после отъезда хозяина дома во Францию – разумеется, не добровольно, после семнадцатого года он спасал свою жизнь – в особняке обнаружили тайную комнату,  а в ней клад. Около сорока полотен: Брюллов, Тропинин, Репин, Серов, Врубель, Кустодиев. Восемьдесят акварелей. Западноевропейские художники, скульптура Родена.
Но это – только начало истории…
***


Рецензии