5. Копновоз

После пятого класса меня отправили на совхозный сенокос. У Мишки было другое задание: сети плести, свинцовую дробь катать, огород полоть, на горе собирать клубнику, а на островах смородину и много чего другого ему пришлось делать тем летом.

На сено выезжали в хорошую погоду рано утром, на бричках. Дорога идёт через Минееву гриву к Мишкиной горе, прямо к Бабыргану. Его каменистая вершина издали походит на средневековый сказочный замок. Полевая дорога тянется по зелёной гриве навстречу этой каменистой громаде.

Гора приближается и растёт на глазах. Сверху из бездонной синевы льётся песня жаворонка. Рыжий жеребёнок, отстал от нас и принялся щипать у дороги зелёную отаву. Кобылица недовольно заржала, косится в сторону и усердно продолжает тянуть бричку. Жеребёнок виновато кинулся вслед за нами, сбивая копытцами утреннюю росу.

С Минеевой гривы хорошо виден изгиб матеры, речные протоки и все острова. Весь Отцовский остров как на ладони. Интересно, в честь чьего отца айчане назвали этот остров Отцовским? Дома, прясла, плетни, палисадники и заросшие крапивой переулки кажутся игрушечными. За селом на горизонте словно синие крылья раскинула свои гребни Синюха.

Сохнет под утренним солнцем роса, и вслед за этим начинают клубиться в синей выси белые облака. Их тени плывут по мощной спине Бабыргана. Пацаны рассказывают, что на его склоне есть такие места, где можно вместе с конём под землю провалиться. Чуть повыше подножия каменными россыпями лежат огромные гранитные валуны.

Под ними журчит ручей. На вершине Бабыргана растёт ревень, смородина, кислица и малина, осенью там можно бить кедровые шишки. Парни хвалятся, что в конце лета удерут тайком из дома на Бабырган за орехами. Они уже много раз ночевали в стогу и видели на утренней заре в двух шагах от себя журавлей. Я им завидую, моя душа уже витает где-то там между скал на вершине Бабыргана. Его скалистые башни теперь кажутся ещё загадочней, ещё больше напоминают таинственный сказочный замок.

Возить копны - дело не простое. Моего двоюродного брата Яшу конь изувечил на всю жизнь. Метальщик огрел коня вилами, чтоб тот поторапливался. Конь вскинулся на дыбы, Яша свалился не наземь, а повис на коне сбоку. Малыш запутался ногой в шлее, и конь долго трепал парнишку по полям и по сограм. Яшу спасли, но он на всю жизнь остался инвалидом.

Мать моя сильно боялась, что меня, полоротого, постигнет на покосе та же участь и в страхе каждое утро мне наказывала, чтобы я не толкал ногу глубоко в стремя.

К копне надо правильно и вовремя подъехать. По дороге к зароду надо присматривать за копной. Если круто повернёшь, то вся копна может развалиться. Метальщик дядя Андрей Арндт развязал верёвки, огрел моего Гнедка черенком по ляжке, конь несёт меня пулей обратно к копнам. Там бабы уже свернули весь вал в копну.

Они стоят, опершись на черенки вил, обсасывают последние деревенские новости и с тревогой смотрят на Бабырган. Если туча зацепится за вершину горы, то быть дождю. Дядя Андрей в это время уже успел в два приёма забросить всю копну на зарод и уже принимает следующего копновоза. Зарод – это большой стог.

Соседнее звено мечет сено моторным стогомётом, но их стог всё ещё меньше нашего. Горжусь бицепсами дяди Андрея потому, что его сын Витька – мой друг. Витьку трудно побороть. Силой в отца пошёл.

Вот и обед. Перерыв. Нам надо напоить коней. Гоним галопом к согре. Борщевик и белоголовник растут в согре так высоко и густо, что скрывают нас вместе с лошадьми. Ивовые прутья густо оплетены хмелем. Его зелёные гроздья свисают над нашими головами.

К вечеру зарод дядя Андрей поднял на такую высоту, что его стоговые вилы с крепким длиннющим черенком уже не достают до макушки. Могучий метальщик дядя Андрей мечет сено наверх небольшими охапками. Мой сосед Генка Андронов вершильщик наверху зарода подхватывает вилами сено и укладывает его всё выше и уже.

Зарод готов. Теперь надо вырубить вицы, связать их положить на макушку зарода. Вицы - это длинные ивовые ветви. Их связывают и кладут на макушку зарода, чтоб свисали, они завершают зарод. 

Домой едем в потёмках. Подростки верхом, а мальчишки на телеге. Усталые лежим на охапках зелёной пахучей травы и смотрим на звёзды. Внизу светит огнями деревня. Мать уже протопила баню и ждёт меня с ужином как настоящего работника.


Рецензии