Глава 24 Возрождение
Сергей не заметил, как проснулся от анабиотического сна. Сознание зафиксировало только то, что он пришёл в себя. Никаких сновидений и ничего о периоде сна в памяти не было.
Аси подошла, приветствовала Сергея, поздравила с пробуждением и пригласила зайти в массажную комнату. Робот-массажёр с готовностью принял клиента в свою нишу и усердно над ним поработал.
После массажного туалета Сергей чувствовал себя полным сил и энергии. Голова была свежей, в ней не было никаких признаков прежней усталости. Сергей испытывал необыкновенный интеллектуальный подъём. Былые проблемы и затруднения в понимании и освоении новых знаний удалились куда-то далеко в прошлое. Всё, что он узнал после консервации, твёрдо улеглось в памяти, прочно заняло своё место в сознании. Сергей даже удивился тому, как прежде он мог не понимать столь ясных и предельно простых предметов? Сейчас они представлялись подобно азбуке школьных знаний для грамотного инженера.
Как можно было, например, не сознавать место языка в мыслительном процессе человека? Без языковых образов комбинационная игра головного мозга вообще не могла оформиться и вылиться в содержательную мысль, без них невозможно никакое развитие мыслительного процесса. Совершенно ясно, что качество языкового эха целиком определяет уровень мышления людей и для того, чтобы его поднять нужно, прежде всего, совершенствовать язык.
Развитие языка требуется не только и не столько в изящной словесности и изучении его истоков, но, главным образом, в формировании абстрактных и обобщающих категорий и наполнении их конкретным содержанием. Это должно быть центральной задачей и повседневной заботой всех без исключения направлений науки.
Даже такое фундаментальное знание, как материальность пространства и его вечный круговорот через другой уровень - корпускулярную и волновую материю, стало для Сергея привычным и ясным. Без него вообще немыслимо правильное понимание Природы.
Отказ от материальности пространства стал для Сергея столь же немыслим, как невозможен отказ современного человека от уровня понимания вселенной и возвращение к геоцентрической системе Птолемея.
Все известные формы корпускулярной материи, её проявления в электромагнитных, гравитационных, сильных и слабых взаимодействиях представлялись Сергею яркой игрой нулевых Флуктуаций, которые однозначно демонстрируют материальность пространства.
Без материального пространства вся корпускулярная материя утрачивала своё Физическое содержание и истоки - единое поле Природы. В свою очередь, без корпускулярно-волновой формы, пространство-материя переставало быть реальностью и становилось ненаблюдаемым.
Сергей отчётливо сознавал это единство разных уровней материи и не мог представить её в прежнем понимании.
Он удивлялся прозорливости Корифеев науки двадцатого века, которые смогли достаточно глубоко познать структуру и свойства корпускулярной материи без связи её с материальным пространством. Это равносильно тому, как если бы слепой художник нарисовал красочную картину на ощупь, вслепую, не подозревая о богатой палитре цветов. С другой стороны, они не сумели преодолеть традиции взглядов, увидеть и осознать материальность пространства, которое сами же изучали и описывали во всех свойствах корпускулярной материи. Частицы для них существовали в каком-то чужеродном пустом пространстве, в котором перемещались своей уникальной неизвестной субстанцией, жили и взаимодействовали, как самостоятельные образования.
Вопреки всем накопленным знаниям мудрецы категорически не сознавали того бесспорного факта, что частицы и волны не просто занимают место в пространстве, но они сами являются этим пространством и представляют собой форму его проявлений.
Прозорливая слепота Корифеев позволила глубоко проникнуть в тайны Природы и одновременно на многие десятилетия ввела человечество в заблуждение в понимании пространства-материи и всех вытекающих из него свойств материального мира.
В этом Природа ещё раз сыграла великую шутку, продемонстрировав, что она не подвластна никаким авторитетам и величие знания заключено в его содержании, а не в источнике.
Все познавательные и технические достижения эпохи представлялись сегодня Сергею естественными и полностью вытекающими из уровня знаний. Он находил, что многие из них без особых затруднений могли быть поняты и реализованы ещё в двадцатом веке.
Для этого требовалось шире взглянуть на хорошо известные вещи, переосмыслить и отбросить некоторые представления и предубеждения, повысить технологический уровень и организованность.
Сергей невольно поймал себя на мысли и поделился ею с Аси.
Она согласилась: - Конечно, то, что мы знаем и делаем сегодня, могло быть понято и достигнуто дедами раньше. Но с позиции сегодняшнего уровня Вы всё упрощаете. Вы правы, когда говорите, что для достижения многих современных решений от людей требовалось отбросить некоторые предрассудки и предубеждения. Но это как раз самое трудное. Во все времена и эпохи люди жили в плену предрассудков. Со сменой эпох и поколений менялось только содержание предрассудков, их ассортимент, но предрассудки оставались всегда и господствовали в умах людей. В период триумфа любого предрассудка его считали законным и разумным началом.
Тот, кто осмеливался называть господствующее предубеждение предрассудком, подучал энергичный отпор. Так что, всякий предрассудок живёт не сам по себе, он владеет умами людей и пользуется их силой и защитой. Кроме того, предрассудки не так бескорыстны, как может показаться снаружи. Чаще всего они защищают интересы тех или иных групп людей, являются замаскированным выражением их потребностей.
Сергей понимал объяснения Аси и интересовался: - Вы правы, об этом наглядно свидетельствует вся история человеческого общества. Как обстоит дело сейчас? Имеются ли предрассудки и предубеждения в наше время?
Аси подтвердила: - Предрассудки и предубеждения имеются и сегодня, так как психологические основы личности мало чем изменились, остались и интересы людей. Правда, содержание предрассудков сегодня другое, чем было в вашу эпоху.
- Как же их отличить от полезных и нужных знаний? Как вообще к ним относиться? - допытывался Сергей.
- Конечно, очень важно уметь отличать предрассудки от подлинных знаний, - согласилась Аси и продолжала. - Кто живёт в плену предрассудков, тот не может продвигаться вперёд, для того, чтобы освободиться от них, Вы не должны стоять за мысль только потому, что многие так думают, или потому, что так думали в течении веков, или так написано в какой-либо книге, которую люди считают священной. Вы сами должны продумать эту мысль и сами решить, верна или ошибочна она.
Нужно помнить, что хотя бы тысячи людей в полном согласии думали о каком-либо вопросе, их мнение не имеет никакой цены, если они ничего не знают об этом вопросе. В жизни чаще всего так и бывает, ибо людям свойственно подражание, и они с большей готовностью присоединяются к распространённому мнению, нежели думают и решают о предмете суждения сами. Так рождаются предрассудки, так они овладевают умами людей, набирают силу и крепость и мешают движению вперёд.
Желающий двигаться в познании должен научиться думать сам, ибо предрассудки и предубеждения - великое препятствие, одна из оков, от которых человеку необходимо освободиться. Без самостоятельного мышления сделать это не возможно.
Аси с Сергеем вошли в технологическую лабораторию корабля, где Боро живой и здоровый исследовал следы разрушений в образцах изделий из сверхпрочных материалов, полученные от длительных воздействий на них космических потоков частиц.
- Здорово, дружище! С благополучным возвращением Вас к активной работе, - Боро поздравил Сергея. - пак Вы чувствуете себя после капитального ремонта?
Сергей взаимно приветствовал коллегу и пошутил: - За тысячу с лишним лет я никогда не испытывал такого прилива духовных и физических сил, как теперь. Дайте мне точку опоры для интеллекта, и я переверну всё мировосприятие.
- Вы много хотите, Косер, - отозвался Боро. - Архимед просил физическую точку опоры и обещал перевернуть Землю. Сегодня мы имеем такую точку опоры, и в случае надобности действительно можем перевернуть Землю. Разработан ряд проектов, которые позволяют при помощи гравитационных полей изменить орбиту Земли. Однако, делать это явно нецелесообразно, так как установившиеся экологические и природно-климатические условия на Земле оптимальны для жизни и развития цивилизации. Другое дело планета Марс.
На ней не достаёт солнечного тепла и влаги. В настоящее время осуществляют проект по воссозданию на Марсе экологических условий комфортных для жизни человека. Для этого с помощью гравитационных полей Марс постепенно переводят на орбиту движения вокруг Солнца близкую к орбите Земли.
С увеличением солнечной радиации планета активнее будет пополняться водой и атмосферой. В перспективе физические условия на Марсе приблизятся к земным и станет возможным развитие на нём человеческой цивилизации. Выполнение такого проекта займет целое тысячелетие. Хотя это отдалённая перспектива, но согласитесь, что получить ещё одну планету для жизни человека заманчиво. Длительная работа имеет свои перспективы и оправдана.
Сергей согласился: - Действительно, воссоздание условий для жизни на Марсе практически удвоит возможности человеческой цивилизации. Но откуда Марс получит дополнительную воду и атмосферу? Не возить же их с Земли!
- Воду и атмосферу на Марсе будет прибавлять Солнце, - разъяснял Боро. - Вы посмотрите на Венеру, которая ближе всех расположена к светилу. Плотность лучей и потоков солнечного водорода падающих на эту планету в четыре раза больше их плотности на Земле. Результат? Венера накопила атмосферу в сотни раз превышающую мощность земной атмосферы. Было бы заманчиво создать на Венере условия пригодные для жизни людей, однако, сделать это на много труднее, чем на Марсе. Здесь не достаточно вывести планету на более высокую орбиту движения вокруг Солнца.
Дело в том, что в атмосфере Венеры миллионы лет происходили процессы соединения солнечного водорода с азотом. В результате образовались громадные массы аммиака, который выпадает в осадок и создаёт на планете океаны не воды, а аммиака. Это коренным образом меняет экологические условия на Венере, и она не пригодна для земных форм жизни. У человечества пока нет средств для того, чтобы очистить атмосферу Венеры, от аммиака. Задача изыскания таких средств стоит перед Учёным Советом, однако, решение ещё не найдено.
Сергей заинтересовался: - Каким образом переводят планету Марс на более близкую к Солнцу орбиту?
Боро с пониманием отнёсся к интересу молодого астронавта и объяснил: - На поверхности Марса установлены и постоянно работают три мощных гравитационных движителя. В перспективе будет установлено ещё двенадцать таких движителей. Их работа направлена на то, чтобы погасить часть кинетической энергии движения планеты вокруг Солнца. За тысячу лет движители затормозят полёт Марса, и он перейдёт на более близкую к Солнцу орбиту, расположенную между Землёй и Венерой. Это увеличит плотность светового облучения и потоков солнечного водорода, падающих на планету.
На Марсе повысится температура атмосферы, гидросфера его будет активнее пополняться водой и экологические условия будут приближаться к земным.
Аси и Боро раскрывали заманчивые перспективы перемещения других планет солнечной системы, которые в отдалённом будущем значительно расширят ресурсы человеческой цивилизации.
Сергей отдавал должное достижениям людей и признавал могущество их интеллекта. У него возникало горячее желание самому внести творческий вклад в развитие науки, однако, как это сделать он не знал.
- Я всё время чувствую себя в роли ученика, - извинялся Сергей, - я воспринимаю, впитываю новую информацию, но не вношу никакого вклада в общий арсенал науки. Мне обидно оставаться в роли потребителя и очень хотелось бы занять место рядом с Вами.
Боро усмехнулся и успокоил: - Всему своё время, Косер. На данном этапе Вы дали цивилизации большой объём полезной информации о человеке двадцатого века, которые мы не могли получить из других источников. Одновременно Вы сами активно учитесь и быстро выходите на современный уровень подготовки. Для того, чтобы заглянуть дальше и творить за гранью известного, важно, прежде всего, достичь этой грани. Без овладения уже известными знаниями сделать это практически не возможно.
Мы не знаем той точки интеллектуальной опоры, которая позволила бы перевернуть существующее мировосприятие. Известен пока единственный способ продвижения вперед - это на плечах поколений, вобрав все достижения и опыт, творчески осмыслить его и заглянуть дальше. Это за Вами, Косер. Я уверен, что Вы ещё скажете своё слово в науке.
Сергей поблагодарил коллег за науку, и все отправились в динамический бассейн.
Свидетельство о публикации №217101202200