Баба Шура, не скучай

 Рассказ для детей.

МЫ СОБИРАЕМСЯ В ДЕРЕВНЮ

Идём из детского садика.
- Сёма, хочешь в деревню к бабушке Шуре?
Я бабушку Шуру не видел ни разу и не знаю, хочу ли к ней.
Потом спросил:
- На чём поедем?
- На поезде.
- Тогда хочу! Когда поедем? Давай скорее поедем!
Я так переживал, что мама рассердилась:
- Всё! Никуда не едем! Всю душу вымотал. Знала бы - не говорила.
Но тут пришёл папа.
- Фу-у... Почти на месяц - вольный казак!
- Не рассиживайся,- скомандовала мама,- доставай чемодан, будем укладываться.
Я испугался, думал, спать укладываться. Хотел повыпрашивать пять минуточек, но про меня забыли.
Мама повытаскивала из шкафа гору вещей. Папа ворчал:
- Ещё больше не можешь?
- Не могу. Что прикажешь, в одной одёжке ехать,- сердилась мама.
И она начала с вещами сражаться: как ни положит, всё гора рядом с чемоданом остаётся, а чемодан - полный. Мне не верилось, что всё это можно уложить в такой маленький ящик. Но тут подошёл папа, сложил всё, что осталось, придавил крышку коленом, и замки щёлкнули.
- Ура! - закричал я и запрыгал от радости.
- Уймись, - прикрикнул папа.
- И вообще, спать пора,- сказала мама и сразу испортила мне настроение.
Но плакать я не стал - вдруг не возьмут. А мне уже очень хотелось к незнакомой бабушке Шуре. Она только мне пока незнакомая, а папе с мамой - очень даже знакомая - она дедушкина сестра родная.

СТРАШНЫЙ СОН.

Я лёг, но уснуть не мог: то одеяло на пол упало, то подушка почему-то горячая сделалась. Я её перевернул, а она снова загорячилась. Потом показалось, что горошинки на наволочке катаются и спать мешают. Пощупал - гладкие, нарисованные. А глаза никак не закрываются. Переживаю: вдру - проспим, вдруг поезд не остановится, вдруг сесть не успеем... Уж лучше я совсем спать не буду и всех разбужу рано-рано. Чтобы не уснуть, стал про бабы Шуриных домашних животных думать. И вдруг вижу: идёт собака ко мне, чёрная, лохматая, улыбается и лапу подаёт. Папа говорит:
- Не бойся, - это Дружок, он добрый. Познакомься.
А мама кричит:
- Отойди от пса, вот цапнет за руку, будешь
знать! Или заразу какую подцепишь!
Я не знаю, брать мне протянутую лапу или нет. Вдруг откуда ни возьмись - страшный пёс. Как бросится на меня, зубами щёлкает. Я побежал, но упал. Лежу и плачу от страха: вот сейчас он меня на кусочки разорвёт и слопает... И вдруг слышу мамин голос:
- Да вставай же, Семён!
Никак не пойму, куда пёс делся. Потом совсем проснулся и понял, что это сон, и обрадовался.

В ПОЕЗДЕ.

Поезд не опоздал, сесть мы успели. Нам дали две широкие полки, папе - сверху, а нам с мамой - внизу. Здорово! Надоест внизу сидеть, можно вверх залезть. Я с верхней полки в окно посмотрел. Потом - надоело. Порисовал. Почитал с мамой книжку. Поели. Поспал. Опять поел. А поезд всё шёл и высаживать нас не собирался. Люди заходили и выходили, а мы всё сидим на своих лавках. Даже скучно стало.
- Мам, скоро приедем?
- Что, уже скис? - спросил папа, - терпи, двое суток ехать.
- А две... два... суток - это сколько?
- День и ночь и ещё - день и ночь.
- Ууу…
- Не укай, а лучше в окно посмотри - болото ни разу не видел.
- Какое такое ещё болото? Где оно? - заспрашивал я, посмотрел в окно, но - ничего интересного.
- Да ты вниз смотри. Видишь, - кочки, а между ними - вода.
- И это всё твоё болото? И ничего интересного, - я отвернулся.
- Ну, брат, это ты зря: из болот реки начинаются. А если болот не будет, смекаешь, что будет?
- Рек не будет.
- Молодец.
- А в болоте утонуть можно?
- В большом - можно. У нас корова в деревне тонула, кое-как вытащили.
- Что ты страсти такие ребёнку рассказываешь, - сказала мама, - он и так возбуждён сверх меры.
- Что ты над ним квохчешь? Парню – пятый год.
Эти папины слова мне очень понравились. А корову жалко. Она, бедная, наверное, думала, что её бросили погибать. Но пришли люди и спасли её. Жаль, меня там не было.
- Мам, давай в песни играть, - предложил я, - это вторая моя любимая игра. Первая - автомобильчики.
Мама вполголоса без слов "промычала" мотив песни. Я угадал - "Катюша". Потом я угадал "По долинам и по взгорьям", "Потолок ледяной" и другие. Мама две не угадала, но это она нарочно сделала, чтобы меня не обидеть. Я притворился, что не заметил: ей же приятно, что у неё такой умный сын. Была моя очередь загадывать. Я задумался. Уж и песни все кончились: "Мы шли под грохот канонады" - было. "Там вдали за рекой" - тоже. Я думал-думал и придумал! Ну, мамочка, сейчас ты и взаправду не угадаешь! Я крепко сжал губы, чтобы не выдать тайну, и пропел маме на ушко.
- Что-что? Ну-ка, ещё раз.
Я спел ещё раз.
- Не знаю, - сказала мама.
- Сдаёшься, да? - с радостью спросил я.
- Сдаюсь! Спой словами. Что-то я такой песни не знаю.
- А я её сам сочинил.
- Сам? Когда?
- Сейчас.
- Ну да?!
Я видел, что ни мама, ни папа мне не верят, и побыстрее запел:
В чемодане сидят три котёнка,
И корова, и лошадь сидят.
Три котёнка упали в болото,
Побегу их быстрее спасать!
Глаза у папы и у мамы сделались большие.
- Вот это да! - сказал папа.
А мама всё заглядывала в мои глаза и спрашивала:
- Неужели сам?
Мне даже обидно стало: что это взрослые такие беспонятные. Захотелось человеку, взял и сочинил, - что тут такого? Я отвернулся к окну. Там кружились деревья, белело облако, и мне почему-то захотелось полететь к нему.

КАК МЫ ИГРАЛИ.

У бабушки Шуры лицо в морщинках, а красивое. И весёлая она. Я не люблю сердитых бабушек. Мне повезло - моя добрая. У неё уже гостили мои двоюродные брат Рома и сестра Катя. Мы подошли с ними ещё к одной двоюродной сестре - к Лиле, и я спросил:
- Лиля, а когда домашние животные придут?
- Кто?
- Коровки, овечки.
- А, скотина! Вечером придёт.
- Лиля, почему ты ругаешься? - я думал, что "скотина" - ругательное слово.
Мы все дружно играли "в поезд", "в больницу". Только один раз поссорились: я согласился в прятки играть, а они все - не согласились. Но потом перемирились.
- Рома, ты кем будешь, когда вырастешь?
- Не знаю.
- А я - милиционером.
- Почему?
- Они бандитов ловят.
- Я тоже - в милиции, - сказал Рома.
- И я! - затараторила Катя.
- Девчонок не берут, - говорит Рома.
- А вот и неправдочки, я видела тётеньку-милиционершу!
- Ну, ладно, мы попросим, чтобы тебя взяли, - согласился Рома.
Мы решили взять на службу Дружка, Мухтара и Тарзана - бабушкиного и соседских псов. Хотели взять Шарика, но раздумали: он старый, ему трудно будет за бандитами бегать.
Послала нас баба Шура в магазин за хлебом. Идём по улице, а у каждого дома собака лежит. Но все воспитанные - не лают.
Вдруг Катя шопотом говорит:
- А вдруг на нас серый волк нападёт?
Я чуть не испугался, но Ромка успокоил:
- Не бойся, мы же - мужики!

КАК КАТЯ НАС СМЕШИЛА

Катя нас всегда смешила. Смотрим вечером сказку про Кощея, а она на крыльцо вышла - страшные места в сказке смотреть боится, - а потом заскочила в избу и кричит:
- Ой-ой, наши баранЫ домой пришли!
Мы и про сказку забыли, выскочили и смотрим: что за звери пришли? А это - овцы да барАны.
Пошли на гору за клубникой, а по всей горе - серебристая трава под ветром волнуется. А Катя в ладоши хлопает и радуется:
- Ой, какая кабыль пушистая!
Это она так ковыль называет.
Играли мы с мозаикой. Сижу я, задумался, как бы покрасивее узор выложить, а красный треугольник во рту держу.
- Ой, у Сёмки мазай в роте, - закричала она. Я чуть не подавился.
Она даже Ромку заразила смешинками: окучили взрослые картошку, баба Шура радуется и говорит:
- Картошечка-то смеётся!
А Ромка хитренько отвечает:
- Что-то я не слышу, как она смеётся!

ЗА ЧТО Я ЗИМУ НЕ ЛЮБЛЮ

Не люблю я зиму, потому что у шубы пуговицы тугие, я на прогулку всегда опаздываю. А летом шуба не нужна. Нам строго-настрого наказали рубахи и платья в жару не снимать. А мы потихоньку, пока никто не видит, в плавках бегали. Вечером первая Катя захныкала:
- Больно плечики!
Баба Шура глянула - и в погреб за сметаной. Намазала нам плечи и спины. Поболело, а потом прошло, и мы про это песенку сложили:
Без рубах ходили сдуру,
Солнце нам спалило шкуру.
Кто её сочинил - не знаю, наверное, все вместе, даже бабушка нам помогала. Но дальше не придумывалось. А нам и этого хватало - ходи и повторяй несколько раз. Но однажды Рома придумал дальше:
Ой, ёё, да ой, ёё,
Ой, ёё, да ой, ёё.
Но конец песни был не очень интересный. И вдруг Катя придумала другой. Она подкралась ко мне сзади, ухватилась за мою спину и содрала целый клок кожи. А мне не больно нисколько. И давай мы друг друга общипывать. Теперь мы пели:
Ой, ёё, да ой, ёё,
Ободрали мы её.

СКОРЕЕ БЫ СНОВА ЛЕТО.

Но отпуск у родителей кончился, и мы поехали домой. Не хотелось от бабы Шуры уезжать. Ещё хорошо, что обратно ехали все вместе. Было весело. Я и не заметил, как два... две... двое суток прошло.
Едем с вокзала в своём городе, а Катя снова нас смешит:
- Какой нам автобус поворотный попался!
И правда, никак прямо ехать не хочет, поворачивает и поворачивает.
- Ой, впереди такса; едет, - кричит она на весь автобус.
Смотрим - такси. Смехота, а не девчонка! Но тут и я внимательным стал:
- Смотрите, машина-чистушка улицу чистит! - закричал я.
- Вот невидаль, ещё громче крикнул Рома, - а вон железная корова на колёсах стоит и написано - МО -ЛО - КО!
- А ну-ка потише, - сказал папа, - вы не одни.
А я вспомнил, как Шарик нас на поезд провожал, чуть в вагон не запрыгнул, но высоко, а он старенький. На будущее лето снова к бабушке Шуре поедем, ей без нас скучно, она сама про это нам сказала. Скорее бы лето.

КАК БАБА ШУРА В ОБМОРОК НЕ УПАЛА

В дальние страны ушла зима и не попрощалась даже. И следы за собой замела. Я не заметил, как тепло стало. Совсем недавно под окном сугробы лежали, потом на них с крыши капало, и вдруг я увидел зелёную травку около тротуара. А потом одуванчики расцвели - как маленькие солнышки зажглись. Снова мы едем в деревню, только теперь не с папой и мамой, а с дедом и бабушкой. Мы ещё взяли Диму и Андрюшку - моих братьев. Я им рассказывал про поезд, про болото, про двое суток и про бабушку Шуру.
- Бабушка в обморок упадёт, как увидит такую ораву, - сказала мама.
- Ей не привыкать, она крепкая, - ответил папа.
Когда мы зашли в дом, я всё на бабушку смотрел: упадёт или нет? Даже приготовился поддерживать её, если падать начнёт. Но папа оказался прав.

КАК Я КОЧЕРГАНОМ БЫЛ

Бабушка обрадовалась нам, пошла печку кочерга-нить. Она во дворе топится. Из кирпичей сложена, а сверху - большой железный лист - плитой называется. А на земле лежит длинная кочерга, поэтому и называется - кочерганить, значит кочергой уголь ворочать, чтобы горел лучше.
- Бабушка, можно я покачерганю? - попросил я.
- Покачегарь-покачегарь, - ответила она, - слава богу, кочегар приехал.
- Не кочегар, а кочерган, - поправил я её.
Все засмеялись.

УРА! ВЗРОСЛЫМ НЕ ДО НАС.

Первым делом мы через весь огород до калитки туда и обратно сбегали. Потом с берега в речку камешки покидали.
К дому бабушки стали гости собираться - родственники. Мы их не всех знали, а они почему-то нас знают и наших родителей - тоже.
Из трубы бани пошёл дым, и она стала похожа на пароход. Вечером париться будем берёзовыми вениками. Дед из речки воды накачал полные бочки. И куда столько воды? Он из шланга и нас облил. Мы так визжали, что даже петух на нас рассердился и начал кричать сердитым голосом. А Шарик в конуру спрятался.
Ой, я и забыл про него рассказать. Как только мы во двор вошли, он выбежал, хвостом виляет, улыбается, целоваться лезет, лапу подаёт. Точно, как во сне я его видел. А умный! Диму с Андреем первый раз видит, а понял, что свои, не лает, а когда со мной поздоровался, то и им лапу подал.
Двор мы обследовали быстро. Видим, - взрослым не до нас, мы шмыг за ворота потихоньку и давай по дороге бегать.

КАК АНДРЕЙ СКАКАЛ НА СВИНЬЕ.

На куче золы дремала хрюшка-чушка. Услышала шум, подняла голову, посмотрела на нас сонными глазками. Хрюкнула - обиделась, что разбудили, и снова заснула. Андрюша подкрался к ней, почесал брюшко, а потом сел на неё. Свинья вскочила, Андрей чуть не упал, но ухватился за уши и удержался. Свинья завизжала громче нас и побежала. Андрей верхом, как на лошадке, а лошадка от страха спросонья летела во весь дух. Выскочила на дорогу. А дорога камнями усыпана, чтобы грязи не было. И тут она сбросила Андрея. Он взвыл, потому что на камни упал и бок оцарапал. Бок зелёнкой вымазали. Андрюшка пищал и свинью ругал:
- Дура, зачем на камни сбросила?
Потом успокоился и снова вышел за ворота.

ЧЕТЫРЕ МАЛЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЕНКА

И тут мы открытие сделали. И как сразу не заметили? Через всю дорогу под землёй проложена труба. Сверху по ней люди ходят, машины ездят. А она не прогибается, крепкая, железная. И очень длинная: мы друг на друга через неё смотрели с двух концов и казались маленькими. Зачем же она проложена? А может в ней что-то запрятано? И решили мы её обследовать. Первый полез Андрей, он самый смелый и ничего не боится. За ним - Димка. Я хотел за ними лезть, но понял, что в трубу не влезу. А мальчишки, как червяки поползли вперед. Я побежал на другую сторону дороги, и вдруг из трубы вылезло страшное существо, а за ним - другое. Они были все чёрные, даже волосы. Я от страха хотел убежать, но существа хохотали андрюшкиным и димкиным голосами, и я узнал обоих братьев. А потом один из них быстро-быстро залез в трубу и пополз обратно. Вылез он ещё чернее. Настоящий чёртик.
Подбежал Ромка. Нам с ним тоже захотелось чертенятами побыть. Мы вымазали руки и лица и все четверо вбежали во двор, где было много народу, шумно и весело. Мы орали во всё горло хором:
-Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка!!!
Во дворе все замолкли на минутку, а потом все сразу заговорили:
- Вай, вай!
- Кто это?
- Свят, свят!
- Черти что ли?
Но тут наша бабушка всех успокоила:
- Не пугайтесь, это не чертенята, а мои очень спокойные внуки.
А потом нас отмывали в бане. Вот зачем много воды!
Себя мы не видели, а друг над другом хохотали до упаду. Бабушка смеялась и сердилась. Футболки и шорты мы так вымазали, что и стиральная машина с ними не справилась - чёрные пятна на всю жизнь остались.
- Но это не самое страшное, - сказала бабушка, - эта труба для слива лишней воды в речку. Весной воды много и она вместе с мусором течёт по трубе. Вода убегает, а сор остаётся. Чтобы его убрать, в трубу плещут солярку и поджигают. Вот почему вы в чертенят превратились - сажа! Вы могли там отравиться, застрять, задохнуться - вот что страшно.
А дед сказал, что завтра же для профилактики в согре срежет прут тальника и будет держать его под рукой. Интересно, зачем?

КАК Я ЛЕТАЛ.

Мы купались в речке Бачатке. Ходили за клубникой. Одна клубничная поляна попалась нам случайно, мы её даже не искали. Смотрим: ягоды - видимо-невидимо. Начали мы полянке кланяться низко-низко, она нас накормила всех досыта, ещё и домой дала ягод, чтобы холодной зимой о ней вспоминали, когда пироги с клубникой будем есть.
Устали. Легли на полянку, в небо смотрим. А оно синее-синее. А в небе птичка крылышками машет, поёт-заливается, а сама на месте, как привязанная. Это жаворонок. Мне так захотелось с ним рядом полетать, сверху посмотреть на Землю. Я взмахнул руками и вдруг - взлетел. Увидел сверху и полянку нашу, и бабушку с мальчиками. Так мне хорошо стало, что и опускаться не хотелось. Интересно, видели все, что я летал, или нет? Я тихонько приземлился на то же место, с которого взлетел и говорю бабушке, как ни в чём ни бывало:
- Дождик будет - пёристые облака тянутся.
- Бабушка похвалила, но поправила:
- Не пёристые, а перистые.
А мне больше нравятся пёристые: они же на пёрышки похожи.
- Понравилось тебе в небе? - спросила бабушка.
Значит, я правда летал! А мальчики глаза закрыли и не видели. Не поверят.

ТЕЛЕГРАММНЫЕ СТОЛБЫ.

По полянке столбы шагают друг за другом и друг друга за руки держат. Приложишь ухо к столбу, а он гуди-и-т! Это телеграммы по проводам бегут, поэтому и столбы телеграммными называются. Но сколько я ни слушал, ни одного слова не понял. А один столб почему-то на двух ногах стоит. Мы про него стихи сочинили:
Столб стоит на двух ногах,
Держит провода в руках.
Ты покрепче их держи -
Ведь на них сидят стрижи!

В ПРЕСНОЙ ВОДЕ - СОЛЕНАЯ РЫБА

Пошли мы на рыбалку. Долго сидели на берегу, а рыба не клюёт.
Может ей червяки не нравятся? И мякиш хлебный и стрекозу насадили на крючок, - не клюёт и всё!
Дед ушёл футбол смотреть. А мы всё сидим. Дед вернулся, а поплавок всё не шевелится. Решили домой идти. И вдруг дед как закричит:
- Клюёт! Тащи!
Я схватил удочку и дёрнул. На крючке висела рыбка. Ура! Поймал!
Но я внимательно присмотрелся к ней и чем-то она мне не понравилась - не живая вроде.
- Дохлая, - сказал я.
- А может она солёная? - спросил дед.
Я понюхал и лизнул - точно, солёная. Но как же она в речку попала?
- А как её зовут? - спрашиваю.
- Сайра солёная, - ответил дед и засмеялся.
- Ну, дедочкин, ну, обманщик. А дед хохотал так, что все стрижи в свои норки-гнёзда на берегу попрятались. Это же он у бабушки Шуры из банки магазинную сайру взял, меня отвлёк и на крючок прицепил!

БАБА ШУРА, НЕ СКУЧАЙ!

Не заметили, как отпуск кончился. На прощание мы спели песенку:
Мы у бабы Шуры жили,
Молоко парное пили,
Свежим воздухом дышали,
От Ангарска отдыхали.
Баба Шура, отдохни,
На прощание махни,
И без нас ты не скучай,
Через год опять встречай!
Поезд тронулся тихо-тихо, словно и ему не хотелось уезжать. Но потом вздохнул - куда денешься – работа, и пошёл быстрее. Бабушка Шура и все, кто провожал, стали отставать. До свидания! Мы приедем обязательно!


© Copyright: Надежда Кудашкина, 2013
Свидетельство о публикации №213040300332


Рецензии