Белая лилия, алая роза. Часть 22

Жанна и Лоран проснулись почти одновременно от криков и стрельбы, доносившихся с улицы.

- Что это, Лоран?  Что это за шум? – сонно пробормотала Жанна, открывая глаза и откидывая упавшие на лицо волосы. Приподнявшись на локте, она с тревогой наблюдала за Лораном, который, уже стоял у окна и, отодвинув штору, смотрел вниз.
- Одевайся, Жанна! – коротко бросил он, сам на ходу накидывая рубашку. – Что-то произошло… боюсь… боюсь, что на город напали.
Жанна охнула и, вскочив постели, стала натягивать платье. От волнения у нее никак не получалось завязать шнуровку, пальцы дрожали.
- Господи Боже… - прошептала она, - неужели это республиканцы...
Словно в подтверждение ее слов, в дверь послышалось несколько сильных коротких ударов, и молодые люди услышали отчетливый, но как, ни странно, достаточно спокойный голос Мориса д’Эльбе.

Жанна как раз успела одеться, когда Лоран открыл дверь, и на пороге появилась высокая фигура д’Эльбе. Он не казался сильно взволнованным, скорее – сосредоточенным. А, может, просто хорошо владел собой. За его спиной стоял офицер Поль, бывший свидетелем на свадьбе. Жанна узнала его.
- Синие прорвались в город, - коротко бросил Морис д’Эльбе, переводя взгляд с беспокойных глаз Жанны на побледневшее лицо Лорана.
– Времени  мало. Поль отведет вас в укромное место, потому что скоро здесь будет очень жарко. Хотя… - д’Эльбе задержал взгляд  на Лоране, - я мог бы предоставить вам оружие, месье де Гриз, если бы вы захотели сразиться с республиканцами. Учитывая все прошлые обстоятельства нашей встречи, это было бы последней… - он сделал небольшую паузу, - последней вашей  проверкой. Хотя, я ни на чем не настаиваю. Дело добровольное, но вам, молодые люди, нужно поторопиться и скорее принять решение. Ибо…
Словно в подтверждение слов д’Эльбе, стрельба и крики, доносившиеся с улицы, усилилась.

Жанна вцепилась в руку Лорана, чувствуя, как изнутри поднимается какой-то жуткий, безотчетный страх.
- Нет! - прошептала она, - Лоран, прошу тебя! Не надо…
- Милая, - Лоран нагнулся и быстро поцеловал ее в губы. – Я не могу отказаться. И… не хочу.  Пойми это.
Жанна посмотрела в его глаза. В них светилась та решительность, с которой, она поняла , спорить было бесполезно.
- Скорее! – крикнул д’Эльбе. – Решайте,  де Гриз, ну же!
Лоран сделал шаг вперед и кивнул. Морис д’Эльбе сделал знак стоявшему сзади Полю, и тот протянул Лорану ружье.
- Надеюсь, вы умеете с ним обращаться? – усмехнулся д’Эльбе.
Лоран вновь молча кивнул,  чувствуя ладонью гладкую, слегка нагретую поверхность оружия.
- Со мной ничего не случится, не бойся, - быстро шепнул он Жанне, обняв ее за плечи.
А через миг он уже вслед за Морисом д’Эльбе сбегал вниз по лестнице.
Жанна судорожно перевела дыхание, и только сейчас заметила , что Поль так и остался стоять в дверях.
- Насчет вас, мадам де Гриз, у меня особые указания, - проговорил он. – Пойдемте, времени очень мало. Наши держат оборону, но республиканцы могут прорваться в ратушу с минуты на минуту. Мы не уверены в их точной численности,  но если к ним прибудет подкрепление, то…
- То что? – тихо, одними губами переспросила Жанна.
- То мы все, скорее всего, погибнем! – бросил ей Поль, слегка раздраженно. – И, пойдемте же, мадам. Я покажу вам место, где можно спрятаться. Война – все-таки  не женское дело.
Жанна продолжала стоять, словно в каком-то оцепенении и пришла в себя лишь тогда, когда офицер довольно жестко потянул ее за руку.
- Пойдемте же! – повторил он.

Они спустились по лестнице на первый этаж. Затем Поль потянул Жанну куда-то в сторону, и слева она заметила еще одну, совсем узкую винтовую лесенку, ведущую вниз. Лесенка быстро закончилась, и они очутились в тупике, упершись в глухую стену. Жанна с удивлением взглянула на Поля, но он, ловким движением сорвал со стены какой-то старый холст с полустертым изображением пасторальной картинки времен Людовика Пятнадцатого. И Жанна, к своему изумлению, увидела за ней небольшую дверь. Офицер извлек маленький ключ, вставил его в дверь, повернул несколько раз. Дверь с коротким скрипом открылась. В лицо Жанны пахнуло застоявшимся заплесневелым воздухом и запахами старых тканей.

- Это кладовка, в которой хранятся старые  гобелены, - шепнул ей Поль. – Изнутри есть щеколда, довольно массивная, закройтесь сразу же. Воздуха вам хватит, чтобы пробыть там достаточно долго и не задохнуться. И… сидите тихо, как мышь.
- Благодарю вас, - прошептала Жанна.
Офицер слегка подтолкнул ее в спину, и Жанна оказалась внутри маленького помещения. Она едва не упала, споткнувшись в темноте на сваленные прямо на полу рулоны ткани. Затем, закрыла дверь изнутри, нащупала рукой довольно крупную, как и говорил Поль, щеколду, и с усилием повернув ее, осталась одна в непроглядной темноте.
- Там очень пыльно, постарайтесь не кашлять! – услышала она снаружи голос Поля и молча кивнула. Сердце билось где-то в горле, как пойманная в силки птица. Ноги сами собой подогнулись, и Жанна опустилась на пол, чувствуя под собой куски старых гобеленов.
- Только бы Лоран остался жив… - прошептала она. – Только бы. Помоги ему, Боже. Помоги всем нам.

***

Жанне показалось, что минула целая вечность, пока она сидела в маленьком темном помещении, чутко прислушиваясь к звукам, доносившимся снаружи. На самом же деле прошло не более трех часов. Когда она расслышала шум разбивающихся стекол, выстрелы, крики и ругательства уже достаточно отчетливо, то поняла, что республиканцы прорвались в ратушу, и бой идет уже внутри. О том, что произойдет, если они победят, Жанна старалась не думать.
"А ведь мой брат, Рене – сам из республиканцев, - внезапно промелькнуло у нее в голове. -   А сейчас я молю Бога о том, чтобы они не победили"
Выстрелы раздавались уже совсем близко. Сделав глубокий вдох,  Жанна вместе с затхлостью,  которой был пропитан воздух кладовки, ощутила и запах пороха, который просачивался снаружи.
Закрыв лицо ладонями, сгорбившись в неудобном положении, Жанна молилась.

Спустя время, достаточно долгое время, Жанна наконец решилась выйти из своего убежища. Крики снаружи стихли, воцарилась тишина, казавшаяся зловещей   И от этой тишины ей теперь почему-то было гораздо страшнее…
Закусив губу, Жанна повернула щеколду и толкнула дверь. Та отворилась с протяжным скрипом. Жанна сглотнула, вдыхая запах пороха. Голова закружилась, она почувствовала тошноту…  Но по-прежнему было тихо, и она наконец-то решившись ступить на узкую винтовую лесенку, стала подниматься наверх.  В замкнутом помещении царил полумрак, и Жанна вскрикнула от испуга, задев ногой что-то мягкое и неподвижное. Это было человеческое тело. Убитый лежал на первом этаже лицом вниз, раскинув руки. Судя по простой крестьянской рубахе и надетом сверху жилете – это был один из Бретонских крестьян, ныне же один из воинов армии Святого Сердца. Смерть в виде пули настигла его здесь, в стенах старой ратуши. Кровь из простреленной спины уже успела свернуться. Превозмогая усилившуюся тошноту, Жанна нагнулась, и дотронулась до грубой холщовой рубашки, до узкого ремня убитого. Ее предположения оправдались, к ремню оказался пристегнут нож. Сжав его в руке, Жанна двинулась дальше, почувствовав себя немного увереннее. Её удивляло, что  ратуша словно вымерла – ни голосов, ни криков, ни хоть каких-либо звуков она больше не слышала. 
Уже у  самого выхода из здания, Жанна увидела еще одного убитого. На этот раз, даже издали, она узнала его. Человек лежал на спине, грудь была прострелена. Жанна подошла ближе и посмотрела в неподвижные, застывшие глаза Поля. 
“Спаси Господь твою душу”, - тихо прошептала она и, нагнувшись, закрыла ладонью веки убитого.
Она боялась даже допустить мысль о том, что возможно и Лоран также…

Выходить на улицу было очень страшно. Но, пересилив себя, Жанна повернула ручку двери, которая оказалась не заперта. У самого выхода из ратуши она наткнулась на еще двоих убитых и едва сдержала крик. Это были солдаты армии Святого Сердца. Лицо одного было буквально разрублено надвое сабельным ударом. Второй человек, лежавший чуть поодаль…
Жанна почувствовала, что задыхается… пропустив несколько тяжелых ударов сердца, подошла к убитому, нагнулась. Такие же длинные темные волосы, даже рубашка, казалось, была такой же… прежде белая, теперь она была залита кровью. Всхлипывая и глотая слезы, Жанна решительным движением перевернула убитого. Нет, это оказался не Лоран. Просто какой-то человек, очень похожий на него.
Неожиданно,  вдали раздались голоса нескольких мужчин. Жанна напряглась, до боли в ладони сжав рукоятку ножа.
«Свои или республиканцы?», - единственный вопрос, который молниеносно промелькнул в ее сознании. Она обреченно оглянулась по сторонам в поисках убежища. Но от ратуши она отошла уже довольно далеко и вряд ли успеет скрыться  незамеченной.

Голоса тем временем стали слышны совсем близко... Вот, люди появились из-за поворота… и Жанна почувствовала изнутри толчок невероятной, ликующей радости. Это был Морис д’Эльбе в окружении нескольких своих солдат. Среди них она увидела и Лорана. Выронив нож, Жанна бросилась вперед, и вот, уже через мгновение, она обнимала своего мужа.
- Лоран… Лоран, ты жив! – горячо шептала Жанна. - Республиканцы разбиты, да? Господи, как я рада, что ты жив!
Лоран поцеловал ее, и только тут она заметила, что его левый рукав весь пропитан кровью.
- Пустяки, - пробормотал он, поймав  встревоженный взгляд Жанны. – Пуля слегка задела плечо.  Главное, что мы живы, да…  Мы живы, мой маленький ангел.
Он обнял Жанну крепче, зарывшись лицом в ее волосы.
- Месье де Гриз сражался весьма мужественно, - слегка снисходительно улыбнулся Жанне Морис д’Эльбе. – Да, республиканцы разбиты. Но и мы, к сожалению, понесли немалые потери. Утешает лишь то, что в скором времени мы, возможно, все-таки освободим от них Нант.


Продолжение следует...


Рецензии
Здравствуйте, Ирина!
Судя по последней рецензии (2019г) времени было много, чтобы окончить повествование.
Хотелось бы прочитать вашу версию...
С надеждой,

Элла Лякишева   19.04.2024 17:49     Заявить о нарушении
Рада Вам, Элла Евгеньевна!
Есть еще одна глава:
http://proza.ru/2023/02/25/1426
Но эта история, к сожалению, не закончена. Обязательно вернусь к ней, когда закончу роман "Сиротка".

С теплом,

Ирина Каденская   20.04.2024 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.