Усы. Мопассан

Замок де Солль, понедельник, 30 июля 1883

Дорогая Люси, у меня – ничего нового. Мы не выходим из дома и смотрим, как идёт дождь. В такую погоду и не выйдешь, поэтому мы разыгрываем сценки. О, дорогая, какие же они глупые, эти салонные современные пьесы! Всё вымучено, грубо, преувеличено. Шутки выстреливают, как пушечные ядра, разрушая всё вокруг. Никакого остроумия, никакой естественности, никакого юмора, никакой элегантности. Честное слово, писатели не знают реального мира. Они совершенно не знают, как думают и говорят люди. Я бы позволила им презирать наши нравы, убеждения и манеры, но я не позволяю им их не знать. Чтобы казаться утончёнными, они употребляют такую игру слов, которая сгодилась бы только для казармы; чтобы развеселить публику, они предлагают такие остроты, которые, должно быть, собрали на бульваре, в пивнушках, где заседает богема и где на протяжении уже 50 лет повторяют одни и те же студенческие парадоксы.
Но мы всё равно разыгрываем сценки. Так как женщин среди нас всего двое, моему мужу постоянно достаются роли субреток, и он бреется ради этого. Дорогая Люси, ты даже не представляешь, как это меняет его лицо! Я перестала его узнавать… и днём, и ночью. Если бы он немедленно не начал вновь отращивать усы, я думаю, я не сумела бы сохранить ему верность: настолько отталкивающим он стал.
Действительно, мужчина без усов – это не мужчина. Я не слишком люблю бороды, они почти всегда придают лицу неряшливый, запущенный вид, но усы! О, усы необходимы мужскому лицу. Нет, ты никогда не сможешь себе представить, как этот пучок волос над губой важен в… в отношениях между супругами. Мне в связи с этим приходит на память куча размышлений, но я не осмеливаюсь здесь их писать. Я тебе лучше расскажу об этом при встрече… шёпотом. Иногда трудно бывает найти слова, чтобы выразить некоторые вещи, а когда их находишь, их ничем нельзя заменить, но на бумаге такие слова смотрятся так грубо, что я их не пишу. К тому же, это такая щекотливая тема, такая трудная, такая скабрёзная, что нужна целая наука, чтобы затронуть этот вопрос.
Но тем лучше, если ты меня не понимаешь. Попытайся лучше немного читать между строк.
Да, когда муж появился передо мной выбритым, я поняла, что никогда не смогла бы влюбиться в актёришку или проповедника, будь это хоть сам Дидон – самый соблазнительный из всех! Затем, когда я оказалась с ним (с мужем) наедине, всё стало ещё хуже. О, дорогая, никогда не позволяй безусому мужчине себя целовать: такие поцелуи не имеют ни малейшего вкуса! В них больше нет очарования и остроты. Усы – это настоящий перчик при поцелуях.
Представь, что к твоим губам прикладывают пергамент – сухой или… влажный. Вот это и есть поцелуй мужчины без усов. Не стоит труда этим заниматься.
Ты спросишь меня: «Откуда же это очарование усов?» Разве я знаю? Вначале они нежно щекочут. Их чувствуешь над губой, и они проникают во всё твоё тело, заставляют тебя дрожать с ног до головы. Именно они ласкают, заставляют дрожать, вибрировать каждый нерв, из-за чего у тебя вырывается «Брр!», словно тебе очень холодно.
А на шее! Ты когда-нибудь чувствовала мужские усы на своей шее? Это опьяняет, спускается по спине, бежит по кончикам пальцев. Ты извиваешься, поводишь плечами, запрокидываешь голову, ты хочешь одновременно убежать и остаться, это восхитительно и ужасно! Но как это волнует!
А затем… но нет, я не смею продолжать. Муж, который действительно любит свою жену, сможет найти на её тело множество потаённых уголков, о которых не знала она сама, куда можно спрятать поцелуи. А без усов такие поцелуи теряют весь вкус и становятся почти непристойными! Понимай, как знаешь. Что касается меня, я нашла именно эту причину. Губа без усов выглядит такой же голой, как тело – без одежды, а ведь телу всегда нужна одежда, пусть мало – иногда, но она всегда нужна!
Создатель (я не смею употребить другое слово, говоря о подобных вещах) позаботился о том, чтобы прикрыть волосами все места на человеческом теле, где должна прятаться любовь. Выбритый рот напоминает мне вырубленный лес вокруг фонтана, куда приходят попить и поспать.
Это ещё напоминает мне одну фразу (её произнёс политик), которая крутится в моей голове уже 3 месяца. Мой муж, который следит за тем, что пишут в газетах, однажды вечером зачитал мне речь нашего министра сельского хозяйства, г-на Мелина. Его сейчас сменил кто-то другой, кажется? Не знаю.
Я не слушала, но это имя привлекло мой слух. Оно напомнило мне сценки из цыганской жизни. Кажется, там шла речь о какой-то гризетке. Как бы то ни было, я начала слушать, и некоторые отрывки остались в моей голове. Этот г-н Мелин сделал заявление жителям Амьена, смысла которого я до сих пор не понимала. Он сказал: «Не бывает патриотизма без сельского хозяйства!» Я поняла смысл этой фразы только что и заявляю тебе, в свою очередь, что не бывает любви без усов. Когда так говоришь, это звучит смешно, не так ли?
Не бывает любви без усов!
«Не бывает патриотизма без сельского хозяйства!» - заявил г-н Мелин и был прав – теперь я это поняла!
Если смотреть на дело совсем под другим углом, усы необходимы. Они определяют внешность. Они придают нежный, брутальный, лихой, предприимчивый вид! По-настоящему обросший мужчина, бородатый, который носит на щеках всю свою шерсть (о, гадкое слово!), никогда не имеет такого утончённого вида, его черты лица скрыты. А ведь форма челюсти и подбородка может рассказать о многом тому, кто умеет видеть.
Мужчина с усами выглядит и опрятным, и мужественным одновременно.
А сколько есть видов усов! Иногда они – подвитые, кокетливые. Именно такие нравятся женщинам больше всего. Иногда они заострённые, остроконечные, как иглы, и имеют угрожающий вид. Их обладатели предпочитают вино, лошадей и сражения. А иногда они бывают огромных размеров. Такие усы чаще всего говорят о добродушии, хорошем характере, о слабости и уступчивости своего обладателя, переходящей в робость.
А то, что я больше всего обожаю в усах – это их национальный колорит. Они пришли к нам от галльских предков и остались воплощением французского характера.
Усы хвастливы, галантны и смелы. Они прилично смачиваются вином и умеют элегантно смеяться, тогда как поросшая бородой челюсть всё делает тяжеловесно и неловко.
Слушай, я вспомнила одну историю, которая заставила меня рыдать и научила навсегда любить мужские усы.
Это произошло во время войны, в папином замке. Тогда я была ещё не замужем. Бои шли совсем рядом с нами. Я с самого утра слышала канонаду и выстрелы, а вечером пришёл немецкий полковник и остался ночевать. На другой день он ушёл. К отцу пришли с сообщением, что на поле много трупов. Он велел собрать их все и принести к замку, чтобы похоронить в общей могиле. Их сложили в 2 ряда вдоль длинной еловой аллеи и, так как они начали плохо пахнуть, забрасывали  землёй. Теперь были видны только лица, жёлтые лица с закрытыми глазами.
Я захотела увидеть их, но когда я увидела эти 2 ряда ужасных лиц, мне едва не стало дурно. Затем я начала всматриваться в них по очереди, пытаясь угадать, кем эти люди были раньше.
Униформы были засыпаны землёй, но я всё равно узнавала французов – по усам, моя дорогая!
Некоторые сбрили бороды перед сражением, словно хотели выглядеть кокетливо до последнего! Но их бороды всё равно немного отросли, как бывает после смерти. У других была недельная щетина, но на всех лицах были французские усы, которые так легко узнать - гордые усы, которые словно говорили: «Не спутай меня с моим заросшим немецким соседом, малышка, я – свой».
И я плакала. О, я плакала даже больше, чем если бы не сумела различить собратьев среди этих трупов.
Мне не нужно было рассказывать тебе об этом. Я расстроилась и не могу продолжать.
На этом я прощаюсь с тобой, дорогая Люси, и обнимаю от всего сердца. Да здравствуют усы!

ЖАННА

31 июля 1883
(Переведено 13 октября 2017)


Рецензии