Вий
По мнению одного из экстрасенсов, Пасынковой, Гоголь обладал женской энергетикой и был влюблен в Пушкина, естественно, платонической любовью. Христианин и художник-мистик боролись в нем, и мистик победил. Вот прочему Хома Брут всё же проиграл тёмным силам: он не верил, что светлые силы сильнее тёмных. К тому же, хотя в повести этого нет, явно чувствуется, что Хома по сюжету изнасиловал панночку, а затем убил. То есть животная природа взяла верх над его верой. Ведь он был не просто человек, а будущий священник, поэтому насилие над ведьмой было для него преступлением вдвойне. (Хотя не понятно, зачем молодая девушка превращалась в старуху, если сама хотела секса, а Хома ей отказал, так как побрезговал старостью).
Вообще на первый взгляд Вий - это просто страшилка, которую Гоголь якобы не придумал, а лишь воспроизвел как народный миф. Но среди украинского фольклора специалисты так и не нашли эту легенду. Возможно, Гоголь всё же придумал её сам.
Гоголь сказал правду: как бы не старалась религия разбудить в человеке духовность, животная природа априори сильнее. Потому что человек после грехопадения человечества живёт под властью Демона, и если честно, этот последний, а не Бог, реально правит этим миром. В этом и смысл грехопадения: у мира поменялся хозяин. Карает не только Бог: если ты провинился перед Дьяволом, он тебя тоже накажет.
То есть можно провиниться перед Богом, а можно - перед Дьяволом. И расплата в обоих случаях неминуема.
Гоголь понимал эти вещи, и поэтому глубоко страдал. Понимал то, что на поверхности люди верят в Бога, а в глубине они полностью подвержены и подчинены Дьяволу. (То же самое я поняла лет 25 назад, однажды прощаясь со свомми родственниками и садясь в поезд. В первый раз это откровение больно резануло, и я даже заплакала. Соседи по вагону подумали, что я плачу от того, что расстаюсь с родственниками. Однако передо мной в тот миг предстала истинная картина мира, поверженного Дьяволу, и истинные масштабы его власти, о которых люди даже и не подозревают).
Хома мог бы спастись, если бы не посмотрел в глаза Вию. Но у него не хватило силы, чтобы не взглянуть в его глаза: он чувствовал себя виноватым в том, что внутри он тоже оказался дьяволом.
В чем-то и Гоголь провинился, возможно, перед Дьяволом, поэтому смерть его была ранней и мучительной. Он практически заморил себя голодом и умер от потери сил, либо просто уснул летаргическим сном.
Но не всё так плохо в этом мире. По народным повериям, едва три раза прокричит петух, власть Дьявола заканчивается.
Сейчас наступает такое время, когда ночь мира заканчивается и начинается утро. Хома немного не дотянул до этого: черти задушили его на втором крике петуха. Сейчас наступает время прежнего, непорочного человечества, когда миром действительно будет править Бог. Но понять добро и зло и дожить до утра нового мира смогут лишь немногие: остальных задушит Вий, или принцип зла, даже если они верят в Бога. Перед Вием не смогут устоять те, кто изнутри принадлежит Дьяволу, а на поверхности - Богу, как Хома. Но Гоголь хотя бы понимал это, а люди тешат себя иллюзиями религии и святости.
Итак, в небольшой повести Гоголь затронул действительно глубокие, скрытые вещи, касающиеся падшего человечества. В религиях нам не раскрывают подлинный смысл грехопадения, всё описывается очень просто и поверхностно. А непадшее человечество и вовсе описано примитивно и искажённо, в виде мифа об Адаме и Еве. На самом деле было целое человечество непадших людей, но память о нём специально скрыта высшими силами. Понять, чем жили эти непадшие люди, падшему человеку крайне трудно, и для этого нужна новая, истинная религия взамен всех старых, в том числе и языческих.
Повесть "Вий" много раз была экранизирована, настолько глубока и нетривиальна эта вещь. Мне не понятно в ней только одно: зачем молодой ведьме нужно было превращаться в старуху, ведь обычно бывает наоборот: старые ведьмы превращаются в молодых девушек, чтобы соблазнять мужчин, особенно священников, чтобы унизить и их самих, и их религию. Ведь панночка должна была знать, что на старуху у молодого парня будет только одна реакция: поленом по лбу. Не думала же она, что Хома польстится на старуху?..
Повесть "Вий" также затрагивает тему мужской якобы святости, которую олицетворяют священники- мужчины, и женской якобы порочности, которую олицетворяет ведьма-панночка. На самом деле мужская ипостась вышла вперёд только после грехопадения человечества, и стала считаться более одухотворенной, чем женская. До грехопадения лидером была женская ипостась, недаром в ранних обществах царил матриархат.
Хома получил по заслугам и от Дьявола, и от женской ипостаси, над которой он надругался. Гоголь намеренно сделал Хому не героем и не жертвой, а именно слабым и виновным, чтобы показать настоящую цену мнимой мужской духовности. Ведьма не могла увидеть Хому, но его увидел Вий, некое абсолютное, но справедливое зло, которое показало место Хоме не в храме, а в помойной яме. Женственной Гоголь стал на сторону панночки... Поэтому нам не жаль Хому (по крайней мере мне его не жаль). Да и в фильме, показывающем противоборство панночки и Хомы, мы ни на чьей стороне. Может быть, даже и на стороне панночки, недаром её играет одна из сам красивых актрис своего времени, Наталья Варлей. Ведьма показана прекрасной девушкой, а Хома - плутоватым, приземленным, не вызыаающем сочувствия. Наши симпатии скорее на стороне панночки, которая прекрасна даже в своём гробу...
У Гоголя вообще никогда нет положительных героев. Может быть, поэтому он и сжег второй том Мёртвых душ, потому что не нашёл ни одного живого в этом мире мёртвых...
Есть в противоборстве Хомы и панночки и сексуальный подтекст: молодой парень остаётся наедине с прекрасной невестой, лежащей в гробу. Они заперты от посторонних глаз, как новобрачные. Возможно, Гоголь описал своё тайное желание секса с мертвлй женщиной. Или свой опыт секса с мертвыми, после которого он уже не мог спать с живыми. В панночке, лежащей в гробу, оживает таинственный и непонятный мир мёртвых, который всегда притягивал Гоголя. Ведь с живой невестой перпеспит каждый, а вот с мёртвой...
Так или иначе, Гоголь унес с собой в гроб много тайн, и его уже не спросить, что он имел в виду. Чего хотела ведьма от Хомы, до конца не понятно. Просто полетать на нём?.. И этим унизить его святость?
Напоследок опубликую моё стихотворение о Хоме и панночке. В нём затронута тема греховности человечества вообще и о его расплате за свою греховность.
********************
Ночь полнолуния, и панночка помэрла,
Грустит Хома, его обуял страх,
И подступает время ночи первой,
Их "первой брачной ночи" при свечах.
Она лежит в гробу, словно невеста,
Закрыты под ресницами глаза,
Но проступает на челе телесном,
И вниз бежит кровавая слеза!..
Она встаёт и руки поднимает,
Полна тоскою, мертвенно-бледна,
И от ужасной ведьмы защищает
Хому всего лишь линия одна...
Но вот уж ведьмин пыл ослабевает,
Она отходит, глаз огонь потух,
И в гроб печальный тело возвращает,
Лишь по три раза прокричит петух.
Хома бредет, словно слепой, качаясь,
Среди живых он как мертвец живой,
Перед глазами снова появляясь,
Встаёт она в одежде гробовой.
И это время Первой мировой...
Вторая ночь... Он пьян, она летает,
И вьётся гроб над самой головой,
Он сапогом в тот страшный гроб бросает,
И поутру выходит весь седой.
Промчалась ночь ужасная вторая,
Словно война вторая мировая!...
Он в даль полей укрАинских взирает,
И третьей ночи время наступает...
Пора идти, настала третья ночь,
И в церковь дверь - как будто вход в могилу,
Молитва божия сумеет ли помочь,
Когда наступит появленье Вия?..
А Панночка мертва и холодна,
Не пощадит она его в беду лихую,
Лишь ляжет в гроб, отмщенная, одна,
Плоть растерзав несчастную, живую...
И до того, как прокричит петух,
Хома испустит в небеса свой дух...
Как третья ночь, кровавая и злая,
Стучит в окошко Третья мировая...
Подробнее на эту и другую тему вы можете узнать из моих роликов на Ютюбе, Духовный канал Гаруда. Там я выкладываю то, чего нет здесь.
Свидетельство о публикации №217101301102