Контрольный урок

Объём куба

К зиме мы освоили программу восьмилетней школы на пятёрку с плюсом, написали все контрольные работы, решили все олимпиадные задачи и научились отличать холерика от сангвиника, а меланхолика от флегматика. Преподаватели решили, что нам пора готовится к практике. Это означало, что каждый из нас должен был преподать урок в базовой средней школе.

Палыч предложил всем запастись платочками и валерьянкой, особенно девчонкам и женщинам. Будут жертвы. Жертвы будут падать Палычу на грудь и рыдать. Рыдания будут такими интенсивными, что трясти будет не только жертву, но и самого Палыча. Нас парами рассовали по классам. Мне в напарники попал Ваня Чичинов с Ябогана. Слегка раскосый красивый здоровый парень.

Мы после звонка зашли в седьмой класс и сели за заднюю парту, она ежедневно была свободна для практикантов. Учительница за урок опросила всех детей, мы должны были запомнить в лицо каждого ученика: его голос, его имя, его фамилию, а также и парту, за которой он сидит. За три урока мы запомнили всех. Знакомство было односторонним, нас семиклассники не запомнили.

Мы им неинтересны были. У них каждый день на каждом уроке кто-нибудь да сидел на галёрке за той задней партой.
Тема моего контрольного урока была „Объём куба и единицы измерения объёмов“. Я даю новую тему, а Ваня её на следующем уроке закрепляет. Готовились мы аж целых две недели, изготовили из деревянных реек модель куба с ребром в один метр, несколько кубов с ребром в один дециметр и кучу кубиков сантиметровых.

Cнегурки Наташки Кузнецовой

Перед кассой стоят девчонки и дурачатся. Целая ватага. Мы их сразу же узнали. Это были ученицы из того самого седьмого бэ, в котором мне завтра предстоит дать мой самый первый в жизни урок. Такое чувство, что этот урок уже начался и надо что-то делать.

-Наташа, ты кричишь на весь стадион, аж уши ломит!
Тишина. Весной так бывает, когда на крыше воробьи галдят, галдят, потом разом стихнут. Это тень коршуна мелькнула. Мелькнёт ещё раз и вся стая сорвётся с крыши и улетит. В плане класса, который мы с Иваном расчертили, Наташка Кузнецова помечена в среднем ряду в первой клетке.

Значит сидит она прямо перед учительским столом, то есть, завтра будет в упор пялиться на меня, но сейчас она стоит ко мне спиной: «Девчонки, кто это?» – не оборачиваясь, испуганно спросила Наташка у своих подруг шёпотом. Девчонки обомлели, смотрят то на меня, то на Ваньку и не знают за кого нас принимать, за опасных коршунов или за попугаев, над которыми можно подшутить.

Тут Светка Шмелёва нас вспомнила, она в классе сидит за предпоследней партой, несколько раз на уроке к нам поворачивалась. Я успел ей даже разок подмигнуть. Семиклассницы наперебой спрашивают откуда мы Наташку знаем и помним ли ещё кого-нибудь из них по имени.

Девчонки лишились дара речи. Хлопают глазами как куклы. Так ведь и заикой человека можно сделать. Девчонки пропустили Наташку вперёд, она взяла снегурки с белыми ботинками на высоких каблуках, села на скамейку, переобулась, встала и тут же сравнялась со мной ростом.

Вы завтра свой урок завалите!

Выходим с Ванькой на лёд и шаражимся на нём как каракатицы. На Катуни я стоял не хуже других пацанов и лихо мог пронестись с клюшкой вслед за шайбой. Но это было ничто по сравнению с тем, что вытворяли на катке эти семиклассницы. Я привык ездить на коньках в валенках. Нога в валенке как влитая, не подвернётся.

В ботинках такой поддержки нет, ноги не слушаются, ступни выворачиваются то внутрь, то наружу. У меня неважно, а у Ваньки ещё хуже, вообще никакого опыта нет. Уроды на коньках – это же смешно! Девчонки на своих снегурках ласточками выписывают вокруг нас с Ванькой круги и восьмёрки, подтрунивают, язвительно спрашивают какие у нас были оценки по физкультуре. Пытаемся отшутиться.

Умотались, еле докатились до лавочки и сели. Морды красные, будто из бани вышли, ноги гудят, силы на исходе. Стыдоба. К счастью, наши ученицы решили, что не стоит над нами издеваться.

Конькобежцы мы, конечно, никудышние, но зато всех в лицо, по имени и даже по голосу запомнили. Девчонки подплыли к скамейке, одни подсели на свободное место, другие встали полукругом перед нами.

-Знаете какие в нашем классе пацаны наглые.
-Они вас слушать не будут.
-Да-да! Вы завтра свой урок завалите!
-А вам что, тоже оценки ставят?
-А если двойку получите, то выгонят?
-А откуда выгонят? Из института?
-Они же не в институте учатся, а в педклассе!
-А сколько Вам лет?
-Семнадцать? А мне четырнадцать.

Двойка в дневнике Наташки Кузнецовой

На другой день мы с Иваном в костюмах и при галстуках возникли в учительской школы №13 города Горно-Алтайска. Волнуюсь. В висках стучит. Вчера Алька рыдала на груди у нашего физика. Её довёл до слёз шестой класс. Какой-то до нельзя борзый сопляк подозвал практикантку и шёпотом спросил у Альки: „Твоей мамке зятя надо?“

Алька покраснела и забыла весь план урока, который составляла целую неделю. Урок она провела экспромтом на отлично. Палыч улыбался и поглаживал Альку ладонью по спине. Чего реветь. Это же смешно. Ясно дело, что смешно, но у меня всё равно уже заранее в висках стучит. Успокоила Нэлька Крылова.

Она подслушала разговор семиклассниц, которые толпой стояли в коридоре и издалека наблюдали за мной: «Во-он тот, который стоит рядом с Татьяной Петровной, видите? У него пиджак с одной пуговкой, да этот. Он будет сегодня давать контрольный урок. Да по математике. Представляете, он всех нас знает по имени, и по фамилии. Он может любого в нашем классе узнать по голосу. Да-да! Вчера на катке всех нас узнал, представляете! Танька, скажи!»

Нэлька спросила правда ли это. Мы с Ванькой подтвердили. Палыч сказал, что раз такое дело, то мы уже успели поднять свой авторитет уже до контрольного урока. Так что бояться нам нечего. Всё пойдёт как по маслу.

Звенит звонок на урок. Целая толпа вслед за мной направляется в седьмой бэ: Ваня Чичинов, пять наших студентов, учительница контрольного класса и два члена экзаменационной комиссии. Меня будут экзаменовать. Все будут смотреть как я веду урок. Члены комиссии и сокурсники будут фиксировать все недочёты. Не то сказал, не так спросил, не тем тоном, не в то время...

Пульс участился. Заходим в класс, все встают, здороваемся, учительница разрешает всем сесть, знакомит меня с классом. Чего знакомить, и так уже все всё знают. Девчонки ж растрезвонили. По глазам вижу. Та-ак, не перепутать бы их. Комиссия рассаживается вдоль стены по лавочкам.

 Я остался один на один перед всем классом. Весь класс, тридцать пар глаз выжидающе смотрят на меня. Урок я выучил наизусть. Весь от звонка до звонка. Меня предупредили, чтобы я его не декламировал как стихотворение. Был такой случай, практикантка заходит в класс и говорит: „Захожу, говорю здравствуйте.“ Так у неё в плане было написано.

Со вступлением я справился, голос не дрожал, дрожали руки, я понял, что пока не успокоюсь ничего не надо держать на весу. Чтоб не заметили, как у меня руки трясутся. Сначала устный счёт. Это разминка, гимнастика ума. Мальчишки ждут. Не верят, что я их всех запомнил.

Думают, что девчонки им наплели сто вёрст до небес и всё лесом. Как только увидел в их глазах это любопытство, так у меня сразу же весь страх прошёл. Спрашиваю одного по имени, другого, третьего. У окна за партой сидят тёзки: Серёга Борзенков и Серёга Костин. Назвал их по имени и фамилии, чтоб оба враз не вскочили. У тех глаза на лоб.

Вдруг все как один стали азартно, наперебой, тянуть руки, каждому хотелось проверить всех ли я в этом классе знаю. С объёмом куба проблем никаких не было. На столе стоит мой кубический метр. Предложил прикинуть сколько таких кубометров войдёт в классную комнату. Примерно? Пацаны стали спорить. Возникла творческая рабочая атмосфера. Потом пошли кубические дециметры, кубические сантиметры, кубические миллиметры, литры, миллилитры, всё предельно просто и всем всё понятно.

Перешли к самостоятельной работе по задачнику. Все заняты, Наташка Кузнецова сидит за первой партой и строит мне глазки. Подхожу, слегка наклоняюсь над ней и спрашиваю:
-Почему не работаешь?
-Не хочу.
-Не поняла или не хочешь.
-Всё поняла, но не хочу.
-Двойку поставлю.
-Права не имеете.
-Имею. Обязан даже. Поставлю. Пиши давай, не дури.

Хожу меж рядов, смотрю, у всех всё получается, Кузнецова с любопытством наблюдает за мной как будто она не ученица, а член комиссии и ей решать примеры необязательно. Ничего себе! Вообще не ожидал.

Ведь вчера ещё вместе со всеми девчонками жалела нас с Ванькой и предупреждала, что пацаны урок сорвут и тут на тебе. Парни как шёлковые, из кожи вон лезут, чтобы я каждого в отдельности похвалил, а Наташка вон чего выворачивает.

До звонка остаётся пять минут. Попросил всех достать дневники и в раскрытом виде положить на парту. Кто всё сделал может приступить к домашнему заданию. Ух как здорово, домашнее задание на уроке! Прохожу по рядам, выставляю оценки. Четвёрки и пятёрки, троек не было и всего лишь одна двойка.

У Наташки Кузнецовой. Она была самой последней, к кому я подошёл, чтобы поставить оценку в дневник. Вывел жирную, прежирную двойку и такую же жирную роспись. На память. Мы оба покраснели. Наташка покраснела сильней, чем я. Пошёл к учительскому столу и выставил все оценки в классный журнал. Всё как в аптеке! Ставлю последнюю оценку и тут прозвенел звонок на перемену.
-Урок окончен. Все свободны!

Ученики ринулись в коридор, комиссия и сокурсники направились в учительскую. Разбор уроков после обеда. Время остановилось. Скорей бы этот обед кончился и мой урок разобрали бы по частям. Что скажет комиссия? Что скажет учительница седьмого бэ? Влетит мне сегодня за Наташкину двойку. Она ведь отличница, наверное, никогда в своей жизни двоек не получала, а я влепенил. Самому двойку сейчас поставят. Ну и пусть ставят.

Комиссия минусов не обнаружила, за урок мне поставили пять с плюсом. Я извинился перед Татьяной Ивановной за двойку в дневнике у отличницы Наташи Кузнецовой.
-Не переживай! Всё правильно сделал. Пусть нос не задирает. Ты вообще молодец! С самой первой минуты вёл себя так уверенно. Будто с первого класса их всех знаешь.

Знала бы она как у меня дрожали руки и как стучало в висках. Правда, это было лишь вначале, потом ведь прошло. Прошло, но не совсем. Весь вечер и всю ночь, даже во сне, я весь, полностью, всё ещё был на том, моём самом первом уроке. До сих пор не знаю стоило ли мне ставить двойку ученице, если она и так без всяких упражнений всё поняла.

Зачем упражняться в том, в чём никакой нужды нет. Конфликт получился не очень большой, но стоило ли мне идти на него, много же других вариантов было. Так, наверное, должно было случиться. Если б не было той встречи на катке и этой двойки в дневнике Наташки Кузнецовой, я б и не запомнил так детально мой самый первый урок математики.


Рецензии
Какой же вы молодец, Фёдор! Так и хочется сказать: дядя Фёдор. Потому что вы такой же ответственный и серьёзный, как и этот известный герой! Очень хорошо рассказали и о волнении на первом уроке, и обо всех сомнениях. Ставлю ПЯТЬ С ПЛЮСОМ! С уважением и улыбкой и с большим уважением,

Элла Лякишева   27.09.2018 19:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла сердечное. Вы напомнили мне своим замечательным откликом моих милых благородных, благодарных учениц.

Дед Фёдор

Фёдор Тиссен   28.09.2018 05:50   Заявить о нарушении