Статья о творчестве Лукреция Кара
Лукреций (ок. 97 – 55 гг. до н. э.) – римский философ и поэт. Биографические данные отсутствуют. Известна только дата смерти, и то, что 54 году поэма Лукреция находилась у Цицерона, который ее издал.
Из сохранившегося произведения Лукреция вытекает также то, что автор был ревностным сторонником учения Эпикура. Дидактический эпос «О природе вещей» в 6 книгах Лукреций посвятил претору Гаю Меммию. Поэма не излагает всей философской системы эпикуреизма, а только лишь опирается на нее. Лукреций в этом произведении стремился избавить людей от страха перед богами и боязни смерти. В 6 книгах поэмы он описал эпикурейское видение мира и концепцию счастливой жизни. В 1 книге Лукреций изложил учение об атомах и пустоте. Во 2 – рассмотрел форму и движение атомов. В книге 3 – учение о душе; в последующих – теорию познания, космологию, метеорологию.
Историки считают, что к самым поэтически удачным частям поэмы Лукреция принадлежат вступления к отдельным книгам: обращение к Венере, посвящение Меммию, похвалу Эпикуру. В литературном отношении интересны описания развития культуры в Афинах.
Художественный стиль Лукреция своеобразен – это ярко выраженная монументальность, поэт выбрал форму большой поэмы, состоящей из больших книг, причем каждая книга содержит больше тысячи самых величественных гекзаметров. Вся поэма написана в архаическом стиле с восхвалением Энния, которому Лукреций действительно подражал. Самая передовая философская теория оказалась воплощенной у поэта в самую архаическую форму, как в области лексики и морфологии, так и в области стихосложения. Великие проблемы происхождения мира и человека Лукреций выражал в величественных картинах. Следует признать в поэме – необычайную динамику художественных образов. Она видится и в многочисленных космических картинах, и в виде напряженных образов всякой жизни на Земле, рождения и гибели миров и борьбы внешних стихий. Соединение грандиозности и динамики ярче всего выражается у Лукреция в образах животворной природы, которая является у поэта вечным источником всякой жизни.
Если мы внимательней будем изучать творчество Лукреция, то увидим поэта, как представителя эллинистически-римской литературы. Лукреций выдвигает на первый план роль отдельного человеческого субъекта, с его постоянным стремлением все пережить, все перечувствовать, и увидеть мир с личной точки зрения.
Лукреций прошел в своей поэме от монументальности до ничтожной малости и от динамики до бессилия. Кончает же поэт свое произведение, где монументальность слилась с ничтожеством, а динамика – с бесконечной пассивностью. Это - изображение чумы в Афинах в начале Пелопоннесской войны.
Интерес к поэме Лукреция в Риме был довольно велик. Эпикуреизм привлекал внимание Вергилия и Горация. Даже противники эпикуреизма (Цицерон, Сенека Философ, Августин) высказывались о Лукреции с уважением.
Свидетельство о публикации №217101301556