Мои школьные учителя. Встречи после школы

 Когда писала рассказ про Зою Васильевну (http://www.proza.ru/2017/10/10/299) вспомнила и о других встречах с моими учителями. О некоторых встречах я хочу рассказать.
  Со школой у меня не задалось с самого начала. Поэтому по школе я не скучала и в неё много лет не заходила. Даже на встречу одноклассников впервые пришла через 15 лет после выпуска. Но с бывшими моими учителями пересекаться приходилось.

                Учитель истории.
  В шестом классе к нам пришёл новый учитель истории. (Предыдущий был уволен за пьянку.) Новый учитель был с нами строг и холоден. Но он был лучше чем предыдущий (как-нибудь и о нём напишу). По истории у меня была тройка. На уроках мы откровенно скучали. Но на следующий год " историка" забрали в армию. А вместо него пришла его жена, которая вышла из декретного отпуска. И у меня, да и у многих других школьников, сразу улучшились оценки. Но не потому, что она добренькой была и всем без разбора пятёрки ставила. Просто она так вкусно рассказывала про дела минувших дел, что всё само на ум ложилось. А ещё она хвалила всех - искренне радовалась нашим правильным ответам. Поэтому и учили, и руки тянули, чтобы лишний раз на себя внимание обратить. Но в восьмом классе она ушла в декретный отпуск вновь, а на смену ей вернулся муж. И моя пятёрка тут же превратилась в тройку. В старших классах он вёл у нас ещё и обществознание. Та же троечка. Почему-то в колледже у меня по этим предметам были уже пятёрки. Наверно повзрослела.
  Встретился мне наш "историк" лет через пять после выпуска. Я тогда переехала жить в другой район. Мой бывший учитель жил в соседнем дворе. На моё "здравствуйте" кивнул головой и ушёл вдаль. Наверно не узнал. Потом я несколько раз видела, как он выгуливал собаку. Но больше не подходила к нему. А однажды я увидела его в милицейской форме с погонами старшего лейтенанта и подумала: - "В ментовке самое место ему". А сейчас даже и не знаю почему. Может обращался с нами как жандарм, а может спрашивал как-будто допрашивал. Не помню.

                Учительница русского языка и литературы.
  Учительница литературы пришла к нам в школу в возрасте 30 лет. После окончания пединститута она пошла работать на завод - зарабатывать квартиру. Кем она работала я не знаю. Но это было и не важно. Важно было то, что нам её уроки очень нравились. Не сравнить с уроками предыдущей учительницы.
  На наших уроках литературы было шумно. Но не потому, что мы не слушались и шалили. А потому, что бурно обсужлали сами произведения и персонажей. Как-то у учительницы получалось нами управлять - мы постоянно дискутировали по разным темам, читали диалоги по ролям, отстаивали точки зрения разных героев. И в то же время укладывались в урок и с проверкой домашнего задания, и с прохождением нового материала. Мы с большим уважением относились к новой учительнице, наверно, от части потому, что и она к нам относилась с уважением. Впервые мы встретились с тем, что наше мнение было важно и интересно учителю. До этого нам в школе внушали мысль - "В мои лета не должно сметь своё суждение иметь." А тут оказывается не только должно, но и нужно. Такая она молодец была.
  Знаю, что через несколько лет после нашего выпуска она сделала карьеру - перешла работать в ГОРОНО.
  В середине нулевых годов я свою бывшую учительницу литературы и русского языка видела несколько раз в автобусе. Но всякий раз она была не одна и вела оживлённую беседу. Мне было не удобно прерывать беседу и я не стала подходить. Сейчас немного жалею.

                Учительница биологии.
  Ирина Робертовна - учительница биологии. Преподавала у нас в восьмом классе. Когда нам представляли Ирину Робертовну, она показалась мне красивой. И ещё она так забавно картавила. Мне это казалось таким милым. Но очарование очень быстро исчезло.
  У Ирины Робертовны был серебряный перстень с большим камнем. Я никак не могла рассмотреть что за камень, потому что учительница почти всё время носила его повёрнутым к ладонной поверхности кисти. Для восстановления порядка в классе она стучала перстнем по первой парте второго ряда и кричала: - "Тихо! Всем молчать!" Какое счастье, что я сидела в середине третьего ряда, и стучали не перед моим лицом. От этого громкого стука я вздрагивала и у меня голова начинала болеть. Все быстро умолкали. Но не на долго. Минут через 5-10 ученики начинали шуметь снова. И всё повторялось вновь. А ещё Ирина Робертовна во время урока не сидела на месте. Она расхаживала между партами и смотрела - кто и чем занимается.
  В нашем восьмом классе появился новенький мальчик. Он остался на второй год в восьмом так как учился крайне плохо и часто прогуливал школу. Тогда из школы уходили после 8 и 10 классов. Большинство друзей второгодника уже учились в ГПТУ, но один друг остался дальше в школе учиться. Он был переведён в девятый класс. В тот день в нашем классе уроки уже закончились и мы разошлись по домам. А второгодник решил дождаться своего друга после уроков. Увидев в расписании, что у девятого класса сейчас идёт биология, второгодник пошёл предупредить своего друга о своём намерении. Заглянув в класс, второгодник окликнул друга. В этот момент Ирина Робертовна как раз проходила мимо двери. Она сделала замечание второгоднику - сказала: - "Пошёл вон!" На что он послал её на три советских буквы (так передавали девятиклассники этот разговор). На этот посыл Ирина Робертовна отвесила ученику пощёчину. Ударила той рукой, на которой был перстень и оцарапала парню щёку "до крови". На пощёчину тут же прилетел ответ - ученик ударил по лицу учительницу. В общем - оба хороши! Конечно, был большой скандал. Ученик был отчислен из школы "со справкой". А учительница..... осталась дальше работать в школе.
  Через пару недель во время урока камень не выдержал очередного удара по парте и разлетелся в разные стороны. Ученики вздохнули с облегчением. Но наша радость была преждевременной. На следующий день Ирина Робертовна принесла в школу из дома столовую ложку из мельхиора. И к тишине стала призывать при помощи этой ложки.
  Все были только рады, когда Ирина Робертовна ушла из нашей школы. 9 и 10 класс биологию преподавала замечательная учительница - уравновешенная и доброжелательная. На её уроках было спокойно и вовсе не шумно. Вот умела она ладить с учениками.
  Ирину Робертовну я видела несколько раз по прошествии более 20 лет. Я её сразу узнала. Видела пару раз на улице и один раз в маршрутке, но отвела взгляд, словно не знакома с ней. Вот никакого желания даже поздороваться не возникло.

                Учительница математики.
  "Сначала базис, а потом надстройка. Без базиса никакая надстройка не сможет существовать" - твердила нам учительница математики с четвертого класса. Говорила про "базис" и повторяла, разъясняла и вдалбливала в нас основы математики. А терпения и усердия ей было не занимать. Только после школы, когда проходила основы марксизма и ленинизма (как-то так назывался этот предмет), я поняла о чём это говорила наша учительница, и что такое "базис и надстройка". А на сколько сильно учительница была права я ощущаю по сей день. По тому, например, как запустили математику с начальной школы у всех учеников класса, в котором учится мой сын, и мы никак не можем наверстать упущенное. Ну да не буду я об этом.
  Наша учительница прекрасно научила нас искусству вычисления, чем облегчила мне учёбу в горно-металлургическом техникуме (медицинское образование я получила намного позднее). О её уроках у меня сохранились только тёплые воспоминания.
  Я много лет назад уехала из района где выросла. Примерно пять лет назад я встретила свою учительницу математики в соседнем дворе. Остановилась, поздоровалась, представилась. Учительница сказала: - "А Лада! Как же, как же. Помню." Рассказала, что живёт рядом, а сейчас ей некогда. И ушла.
  Через несколько недель мы увиделись с ней вновь. Я приехала на вызов к её тридцатипятилетнему внуку. Повод  - высокая температура в течении недели.
Знаете, есть такая категория людей, которые ничего собой не представляют, в своих проблемах виноваты сами, но все им должны и обязаны, потому что гонора у них больше чем собственного веса. Вот и пациент из таких оказался. Опиатный наркоман с большим стажем. Естественно нигде не работает. Содержат его мама с бабушкой. ВИЧ-инфицированный. Терапию не принимает. Неделю с температурой сидит дома. На вопрос: - "Почему не обращался за медицинской помощью?" тут же начал хамить и возмущаться тем, что я посмела ему высказать неодобрение своего поведения. И "вообще Вы должны..." А мама с бабушкой вокруг него вьются - жалеют маленького. "Бедный мальчик так сильно болеет, в больницу идти не может, а врача на дом вызвать не догадались." Ругаться я не стала, просто увезла я его в больницу с диагнозом пневмония. После подтверждения моего диагноза, пациент был переправлен в инфекционное отделение.
  В последующие случайные встречи моя учительница пыталась мне рассказывать как болеет её внук. Мне тут же становилось "некогда". И я уходила. Сейчас просто здороваюсь и мимо прохожу. На днях видела её выходящую из ворот инфекционной больницы. Значит внук снова там.
  Я очень уважаю свою учительницу математики как педагога. И сочувствую её беде. Но слушать о её "бедном мальчике" у меня нет сил. Вот такая я бездушная свинья.

                Учительница физики.
  На "скорой" я работала уже третий год, когда мне дали вызов со словами "сочувствую, но очередь твоя". Увидев моё недоумение диспетчер сама удивилась: - "Как? Ты ни разу ещё к ней не ездила к Щ?" Оказывается, что эта пожилая пациентка отличалась крайне неуравновешенным характером - постоянно скандалила, устраивала истерики и писала жалобы на всех медиков, с кем ей приходилось сталкиваться. Если ей не нравилось, как её "обслужила" бригада, то она повторно вызывала "скорую". А однажды она поколотила одну нашу сотрудницу. Но об этом я расскажу в другой раз. "Скорую помощь" она вызывала несколько раз в неделю. То у неё голова "что-то разболелась", то "давление не могу себе померить", то "таблетки кончились, а давление всё растёт и растёт". Ну и куча других причин. Все у неё побывали и не один раз, кроме меня.
  Посмотрев на фамилию, я сказала, что у одной моей школьной учительницы такая же фамилия. Мне ответили, что "да - её дочь работает учительницей". "Ну что же, яблоко от яблоньки не далеко падает" - подумала я и поехала на вызов.
  Людмила Щ. была в нашем классе очередным классным руководителем (у нас их в общей сложности было 13), кроме того она преподавала физику. От её уроков у меня остались воспоминания только о том, как она на нас орала и била мальчишек. Если учительница биологии предпочитала лупить по парте своим кольцом, то Людмила Щ. лупила хулиганистых мальчишек указкой и орала на всех.
  Больше всего доставалось мальчику Андрею. Он был самым мелким и самым шебутным. Постоянно проказничал, за что был бит неоднократно не только учителями. Однажды, когда он отвечал на уроке физики у доски, что-то не так сказал (я даже не помню, что именно). Людмила Щ закричала на него - "бестолочь! Тебя в специнтернат надо перевести!" и ударила по спине деревянной указкой. Указка переломилась пополам.  И знаете, что она сказала Андрею? "Завтра родителей в школу!" А в дневнике записала - "Баловался на уроке. Сломал указку." В следующий понедельник у Людмилы Щ была указка из плексигласа. Не знаю, сама ли она её приобрела или родители мальчика.
  Однажды на уроке физики Андрей расшумелся. Людмила Щ подошла к парте и отвесила Андрею подзатыльник. Удар был такой силы, что Андрей со всего размаха ударился лицом о парту и разбил себе нос. Учительница отправила Андрея умываться. А когда ученик вернулся в класс, знаете, что она ему сказала? Правильно! "Родителей в школу! Завтра же!"
  Другим ребятам доставалось меньше, но их тоже лупили по голове, по спине, по рукам. Сейчас это кажется дикостью. А в семидесятые и восьмидесятые годы это практиковалось не только в нашей школе. Да только Людмила Щ переплюнула всех наших учителей.
  Когда она ушла из нашей школы в связи с переездом "на север", мы очень обрадовались. На смену Людмиле Щ пришла другая учительница. Она никого не била, голос повышала редко. Но на её уроках не бесились. Наверно, выросли мы уже. Да и уроки её нас усыпляли. Эта удивительная женщина знала учебник наизусть. Когда на уроке она рассказывала новую тему урока, мы сверялись с текстом учебника. Ошибётся или нет. Не помню, что бы она ошиблась хоть раз. Ну да я отвлеклась.
  В тот раз приехав на адрес, я застала маму нашей Людмилы Щ одну. Полечила её "давление" как пациентке и хотелось. Мне не жалко было поставить укол, тем более, что он был показан. Проблем не возникало и в последующие мои визиты. Правда она бывало и плакала при мне, и скандалила, но причиной была не я. В последующие мои приезды на этот адрес, я несколько раз пересекалась с Людмилой Щ. Она меня помнила, но школьную или нашу личную жизнь мы не обсуждали. Каждый раз Людмила Щ и её мама ругались в моём присутствии друг с другом. Вот тут были и слёзы, и крики. Причём с обеих сторон. Неприятное впечатление.

После смерти мамы Людмилы Щ со своей учительницей я больше не виделась.

                Учительница начальных классов.
  В мою школу я пришла учиться во втором классе. В первом классе я училась в другой школе, и кроме ежедневного вычёсывания вшей я ничего не запомнила. Но об этом в другой раз.
   Наш 2Б класс меня не принял.
  Во первых - почти все ученики ходили в один садик и в одну группу. Я попала в уже сплочённый коллектив, который не жаловал "новеньких". "Новенькими" считались все, кто не был с основной массой в той садичной группе. Их коллективно "не принимали" и пытались помаленьку травить. В последствии я и дружила с "новенькими". Со "старенькими" просто общалась.
  Во вторых - меня не приняла учительница. Когда я жаловалась маме, что "учительница ко мне не справедлива (а чувство справедливости у меня с детского садика остро развито) и придирается", мама отвечала, что я всё выдумываю. А я не выдумывала. Всегда есть возможность сравнить как и к кому относятся в большом коллективе. Учительница постоянно повышала на меня голос и одёргивала. "Что ты всё время фартук теребишь! Зачем руки за спину спрятала! Вынь руки из карманов! Почему руки все чернилами измазаны?! Не реви!" Постоянно была недовольна моими ответами у доски. Как бы я хорошо, с моей точки зрения, не отвечала, всё для неё было плохо. За помарки в тетради снижала оценки даже по математике (я потом уже поняла, что это обычная практика для учителей начальных классов). Я не про исправления, а про то, например, когда ручка потекла и следы на бумаге оставила. Учительница писала красной пастой "Грязь в тетради" и ставила 3, даже если не было ошибок. И всё время прикрикивала.
  Один раз в жизни я пожаловалась учительнице на то, что меня всё время обижают. Подошла вся в слезах и попыталась объяснить, что происходит.  Каждый проходящий мимо "старенький" считал своим долгим меня пихнуть в бок или стукнуть по спине, или дёрнуть за косичку или... да много чего можно исподтишка сделать. Учительница громко, так чтобы всем было слышно, сказала, что я сама ко всем пристаю и "Нечего здесь жаловаться!" О, это было мне уроком на всю жизнь! Не проси помощи у взрослых - станет только хуже.
  Возможная причина такого отношения стала мне понятна когда я выросла. Дети не всегда могут связывать отдалённые по времени события между собой. Когда я только пришла в нашу школу, учительница сказала, что когда она училась в пединституте, мой отец был у неё учителем физкультуры, а я вся "копия отец". Внешне учительница не была похожа на любителя физической культуры - рыхлая, склонная к полноте, в очках. Явно отличных оценок у моего отца она не получала. Вот и кажется мне, что такое отношение ко мне было вызвано прежними отношениями с моим отцом.
В общем - не сложилось у меня в нашей школе с самого начала.
  После окончания школы эту учительницу я увидела спустя много лет. Я уже работала на скорой. Однажды дали мне вызов - надо было констатировать смерть женщины. На адресе в умершей я узнала свою учительницу из начальной школы. Из расспросов узнала у её сына, что была она в очередном запое. Пила уже 10 дней.  Утром сын ушёл на работу, а когда вернулся вечером нашёл мать умершей.
  Была я у неё на похоронах, а потом на поминках. На поминках то одноклассники и рассказали мне, что когда мы учились у неё, учительница приходила в школу то с похмелья, то "на веселе". "Разве ты не видела? Когда она на тебя орала - она с похмела была. А когда спокойная приходила на урок - от неё свежаком несло." От куда мне знать было как и чем пахнет от выпивающих людей, если в моей семье алкоголь только по большим праздникам употребляли и в небольшом количестве? Я ни разу в жизни не видела пьяными моих родителей. Впервые пьяного родственника (дядю) я увидела в подростковом возрасте. Тогда же и услышала впервые как мама матерится. И я была в шоке.
  На поминках я узнала, что учительница страдала алкоголизмом и была лет десять тому назад уволена за пьянку из школы.
Очень грустно от таких воспоминаний.
 


Рецензии