Утро...

Эдвард Григ. Утро...

Утро. Вполне обычное утро обычного дня. Не сегодняшнее...
утро вчерашнего дня.
Великая штука телевидение!!! Человек, смотрящий телевизор, уподобляется археологу, золотоискателю. Так много песка...
Человек перебирает песчинки и вдруг... крупица золота перед его глазами!!! Малюсенькая, совсем ничего не весящая, но... как она дорога ему! Ему, ее нашедшему...
Итак. Обычное утро. Телевизор. Домашние дела. Жена мирно спит. Я делаю себе завтрак. Это - обычная яичница.
Все меняется, как только начинается мультик "Маша и медведь"!
Не прекращая кушать, я одним глазом слежу за титрами. Одно мгновение и... все пропадает!
"В гостях у сказки" так называется серия. И зазвучала музыка...
Впервые "Утро" Грига я улышал, когда мне было 20 лет, я хорошо помню то состояние эйфории от жизни. Удачно избежав неприятностей в армии, вернулся в родной город. Встретил девушку и влюбился. Она в тот день была рядом. Я слушал неожиданную для меня музыку и любовался беременной женой. Помню восторг и восхищение от того, что открывалось передо мной. От того, что я слышал. Эта музыка сделала меня любопытным. Эта музыка отвратила меня от стихов. Или... песен, слова которых я понимал. Всякий раз, читая стихи или слушая песни со словами, у меня возникало чувство отторжения... мне казалось, что кто-то пытается заставить мой мозг подчиниться чужому мозгу! А мне не хотелось думать не моим мозгом... мне хотелось чувствовать!
В течение жизни, дважды или, может, трижды у меня возникало непреодолимое желание послушать эту музыку.
Всегда меня поражало умение автора передать красоту утра, восходящего солнца, буйства и радость дня и медленное угасание...
Весь вчерашний день, я находился под впечатлением этой волшебной музыки!!!
Дождь, наконец, прекратился и мы отправились с Тампоном в лес. Под впечатлением музыки, я смотрел на природу своей земли, ставшей для меня такой родной и дорогой; смотрел на так нечаянно появившегося в моей жизни пса, ставшего мне милым и близким товарищем; смотрел на лес, которого в помине не было, когда мы здесь поселились.
А "Утро" Грига не прекращало своего звучания...
Я остановился... стоял так долго, что даже собака подбежал посмотреть, что с хозяином... почему мы не идем дальше? Почему это он не слышит его обычной фразы - идем, мой хороший, идем?
Все изменилось!
Сердце мое почувствовало, что музыка совсем не о замечательном утре! Красота норвежской природы - это просто путь к пониманию.
Теперь я видел сразу двух мужчин...
Один сидел на высоком, крутом обрыве, над бьющимися о берег волнами. В Норвегии...
Другой стоял на высоком берегу реки. За много тысяч километров. За 170 лет от него. В Латвии...
Он писал музыку не об утре!!! Не о восходящем солнце! Не о буйстве дня! Не о закате...
Я видел маленького мальчика, единственной любовью которого была его мама; я видел мальчика, чуть постарше, испытавшего неописуемый восторг, впервые попавшего в цирк; я видел матроса на Крайнем Севере, жадно впитывающего красоту Северного Сияния; видел того же матроса, висящего на проводе от прожектора за бортом корабля в 9-бальный шторм; взрослого мужчину, упавшего на лицо погибшей дочери; ярость и ненависть к убийцам...
Я думал о том, что к обоим этим мужчинам, первый пишет заключительные аккорды своей музыки, а второй эти аккорды слышит, пришло одинаковое понимание...
Угасание дня? Жизни? Нет! Это - спокойствие человека, понявшего, что жизнь прекрасна тем, чем она наполнена! Странно это звучит, но жизнь прекрасна даже горем...
Впрочем, это уж каждый слышит и видит по-своему!
Пойдем, собака! Пойдем домой и послушаем эту умную музыку!
Тампон завилял хвостом и кинулся по направлению к дому. Думаю, что самой сладкой музыкой для его ушей был спокойный и ласковый голос его товарища...
Закончился этот день. День вчерашний...
И будет день завтрашний!


Рецензии