Бухта памяти

   В Геленджик я приехал  ближе к полудню.  Распрощался с дальнобойщиком, подхватившим меня в Краснодаре, и неторопливо пошёл вниз по круто сбегающей к морю улице.
   К Маринке идти не хотелось, хотя именно на её свадьбу я и приехал.
   Свадьба была четвертой. Или пятой? Я не был на первой, но на двух последующих был... Надо бы узнать точно, а то, не приведи господь, можно что-то непотребное ляпнуть. Я хмыкнул. Не "можно", а "нужно". Жених мне не нравился категорически, от него за версту несло альфонсизмом, именно с его подачи Марина продала более чем приличную московскую квартиру на набережной, прямо против здания Госдумы, и купила скромную двушку в Геленджике.
  Я был её другом давно, и знал, что, уже после переезда,  на руках невесты оставалось чуть больше ста тысяч, понятно, что не рублей, и что на эти деньги  новобрачный строит большие планы.
    "Тьфу! Давно за пятьдесят, а всё "жених и невеста".  В ресторане тамада, небось, предложит тост " за здоровье молодых..." - подумал я, свирипея. - Не поеду в ЗАГС, заявлюсь сразу на банкет!"
   Настроение портилось, мне, ну, очень хотелось сорвать мероприятие, однако мои увещевания Марины прошли впустую: она жаждала наступить на очередные грабли.
   Если не кривить душой, свадьба была лишь поводом приехать в Геленджик, а причина скрывалась в далёких семидесятых. Может, сам бы я и не решился, но звонок Марины разбудил прошлое, и сопротивляться его зову я оказался не в силах.
  Я шёл по набережной, высматривая у причалов либо моторку с приличной мореходностью, либо катер попроще, и не переставал удивляться тому, как быстро освоилась забугорная роскошь в России.
   И, наконец, увидел то, что было нужно: обшарпанный катерок тёрся кранцами о причал, а его капитан, он же, видимо, моторист и матрос, по виду мой одногодок, ловил рыбу, свесив ноги за борт.
- Дружище! Привет! - Я старался придать голосу максимум дружелюбия. - Крейсер нанять можно?
- Можно! - Он обернулся, и я сразу понял - пьющий. И давно пьющий. - Но нужно ли? Катер валкий, удобств никаких, скоростёнка опять же... Любой из этих красавцев - он плюнул за борт, обозначив,каких именно красавцев, - быстрее, я уж не говорю, что на каждом холодильник, бар, - Его кадык дёрнулся,- гриль и - Тут его как-то перекосило, - б...и!
- За рубли? Или доллары?
-За рубли, но по курсу. Што, седина в бороду, клубнички захотелосъ?
- Нет, мне захотелось за рубли но по курсу в "Ищи-свищи" и обратно. Не спеша. Назад надо вернуться не позже 6 вечера.
   Состоявшийся алкаголик глянул на меня с любопытством:
- Это место и раньше-то не знал почти никто, а сейчас и кто знал, забыл. Ты, часом, не шпион?
- Шпион. Хочешь, доку'мент покажу?
- На слово верю. Сто баксов осилишь?
- Сто десять, если твоя закуска.
- Девяносто, если твоя бутылка!
 Я открыл кейс и показал содержимое
- По рукам! - сказал мореман. Сразу и отчалим.
   Удивительно, но матор на развалюхе завелся с полоборота, шёл катер бодро, нигде в нём ничего не скрипело и не плескалось.  Я стоял рядом с хозяином судёнышка, удивляясь, как он, явно пьющий, умудряется содержать матчасть в идеальном порядке.
Он меня опередил.
- Что, растерялся? Думаешь, я не могу его отлакировать так, что эти выскочки, он кивнул на катера и яхты у пирса, от зависти якоря потеряют? Как-никак, адмиральский катер - спустишься вниз, обалдеешь - лак, орех, красное дерево! Могу! Только как красил его шаровой краской, так и буду. Неказист, да. Так это снаружи. А снаружи и люди бывают...
Глянешь - Аполлон. А в серёдке гниль и труха. Короче - говно. Но в красивой упаковке. - Он секунду помолчал и протянул пуку - Пётр. Кавторанг в отставке.
- Георгий. Пенсионер без регалий.
- И что ты там забыл?
- Молодость, Пётр... Как вас по отчеству?
- Просто Пётр. Был бы ты при цепуре на шее, с гайками на пальцах, тупой мордой блататы новорусской, или же во фраке, при цилиндре и белых перчатках, то и имя бы не потребовалось, обращался бы ко мне "господин капитан" и исключительно в  иллюминатор.
   Сунулся я к нему было с предложением выпить по стопочке, но Пётр глянул так, что я стушевался , вышел из рубки и весь оставшийся путь смотрел на берег, круто обрывавшийся в море, с узкой белой полоской прибоя у подножия.
   В бухточку капитан не пошёл. Заглушил двигатель. Отдал якорь.
- Не просунемся мы дальше. Года два назад скала прямо на середине прохода рухнула.
- И что?
-  Ничего. Сейчас резиновую лодку подкачаем, доберёшься. А я здесь подожду.
  Он помолчал немного, раздумывая, и добавил:
- Не сомневайся. Да, попиваю. Как жена умерла. Но честь не пропил.
  Мне стало стыдно
  Через незаметно пролетевшие полчаса я уже шёл по мелком ракушечнику и гальке крохотного пляжа. Высоченный обрыв защищал её с востока, два выступа обрыва, словно две руки, обнимали её , заходя друг за друга и делали совершенно невидимой с моря.
   Какая же здесь была в том году компания! Как мы сдружились! Какие песни пели каждую ночь и до утра! Как умудрялись подниматься на обрыв и пробираться в виноградники, и уйти непойманными...
   Но у меня была конкретная цель. Я подошёл к самой южной оконечности бухты, к огромной , почти чёрной каменной глыбе, и начал отбрасывать мелкую щебёнку прихваченной по пути палкой. чуть слышно звякнуло стекло. Есть! Я достал бутылку.
   Что за чёрт? В ней должен был быть единственный лист бумаги с именами тех, кто был тут в августе 1977 года. А она почти до краёв была заполнена туго скрученными в трубочку листочками бумаги.
   Достал нож, соскрёб гудрон - не поленился кто-то! - с трудом вытащил пробку. Вытряхнул верхнюю трубочку.
   "Приезжал во второй раз сюда уже. И никого. Но я помню. 17.8.1995 г."
    Я никак не мог разобрать росчерк  под датой, но вдруг, как высветилось: Гребенюк. Огромный. С грубыми формами скуластого лица, рукастый, мосластый брюнет с кустистыми бровями. Я узнавал о нём окольными путями. Рак. Брошен всеми. Певчий в церковном хоре. Самоизлечение. Потом он потерялся надолго, вынырнул в 93 и опять исчез из виду уже навсегда
   Развернул ещё несколько записок. На всех даты были более ранними.
   "Ребята и девчата! Кто знает адрес Барлюка? Напишите ему, что у него сын. Школу закончил с медалью. Сына назвала Женя, в честь отца. Я счастлива. Оксана"
    Оксану я помнил. Простенькая девушка, что её занесло сюда, я не интересовался. Слушая песни у костра, сидела, охватив колени руками и положив на них голову.
    Женька Барлюк был из нашей компашки. Ну, тихушник! И ведь уже не передашь ему весточку, адрес его сейчас прост:  участок номер такой-то, место такое-то. Повертел записку Оксаны. Ни адреса, ни даты. Понятно, что раз сын закончил школу, то приезжала после 1993 года...
   Я прочитывал одну записку за другой. Не всегда, но память оживляла лица писавших.
   Время поджимало. Прошло почти двадцать лет с тогодня, как Гребенюк закопал бутылку в очередной раз. Приедет ли кто-нибудь после меня?
   Развернул ещё одну записку. "Сергей Бутенко и я уже назначили свадьбу, когда его срочно отправили в Афган. Он не вернулся. Я принимаю послушание. Под бутылкой в баночке наши с Сергеем обручальные кольца. И ещё кое-что. Подарите их молодым, пусть они за нас проживут жизнь."
  Серёга и... Я не помнил. Это была пара, выросшая в детдоме для одарённых, точно. Они не отходили друг от друга ни на шаг. Сергей был курсантом училища погранвойск. А она? Вроде, в строгановке училась?
  Покопал в ямке. Вытащил баночку из-под майонеза.
  Да, два кольца, узеньких, обручком и два нагрудных образка, золотых. На одном - Богородица. На другом - Святой Георгий...
  Пора! Вдруг я понял, что надо делать. Вытащил записную книжку, написал свой адрес.
Под ним -  "Записки у меня! Если хотите -приезжайте! Пока я жив, буду искать!"
Вложил в бутылку вырванный листок, скрученный в трубочку и для надёжности уложенный в тубу из-под нитроглицерина, вбил пробку, оплавил на ней гудрон. Закопал.
   Пётр не задал ни одного вопроса. Только уже у причала, помогая выбраться на пирс, сказал:
- Вижу, разбередило. Ночевать ко мне приходи. В любое время. - И сунул листок бумаги в карман моего пиджака.
  На свадьбе мне было тошно смотреть на пьющих и жрущих. И оченьхотелось набить жениху морду,
  Марина осталась без денег через два года. И теперь ищет новые грабли. Муж её бросил.
.
Август-октябрь 2017


Рецензии