О Втором Великом переселении языком искусства

«Наслаждаться … нечем, а думать можно» — так часто я комментирую своим туристам культурные артефакты на площадях и улицах Старого Зальцбурга. Уместность в контексте среды и эстетическую оценку оставим в покое для специалистов: это не предмет разногласий, но уважения к чужому вкусу. Современное искусство нас часто провоцирует и раздевает нашу зашоренность и косность.

После летнего дебюта на пл. Св.Михаила в Вене — прямо напротив Испанской школы верховой езды — гигантская статуя любимого коня Александра Македонского — Буцефала — воцарилась на внутреннем дворе Старой Резиденции в Зальцбурге.

Работа австрийского скульптора и художника — Анджея Петжыка (род. в 1957 в Польше, учился в Академии искусств им. Репина в Санкт-Петербурге и в знаменитом Национальном музее искусств Франции в Париже; живёт и работает в Линце и Вене, а также в Майами и Нью-Йорке) — до марта 2018 года будет парить над зрителями в буквальном смысле. «Золотой Буцефал» — бронзовый великан длиной в 5 метров, высотой 4,5 метра и все 9 метров на «корнях-котурнах» весит 16 тонн — «ведом» по воздуху тонкими стержнями-опорами и готов вот-вот сойти со своего воздушного пьедестала в поисках хозяина.

Впрочем, долго искать не придётся: роспись потолочных сводов архиепископского дворца посвящена Александру Великому (именно с этим персонажем и его мировой славой и мудростью олицетворяли себя церковные князья Зальцбурга) — с детства до всех завоеваний легендарного полководца из зала в зал парадных покоев Резиденции прослеживается его судьба в работах выдающихся мастеров эпохи барокко — Йоганна Михаэля Роттмайра (венецианская школа) и Мартино Альтомонте (неаполитанская школа). Кстати, последний 9 лет на рубеже 17. и 18. веков работал при дворе польского короля Яна III Собеского. К чему это я? Да к осознанию истинного патриотизма — нашей принадлежности планете и обязанности хранить её в отпущенное нам время. Не «границы» формируют личность, а человечность. А делиться лучшим и принимать достижения друг друга ещё никому заказано не было во все века — было бы желание стать профессионалом и умение учиться у других. Об «укрощении дикого» говорит и администратор зальцбургской Резиденции, Теобальд Зайффертц, имея в виду сцену Рыцарского зала дворца, где юный герой приручает неистовый нрав красавца Буцефала в росписи Роттмайра.

Мастер Анджей описывает скульптуру как символ жизнеспособности, животной силы и мобильности. «Говорят, что у Буцефала был золотой рог, но у статуи есть только заплетённая грива. Это также символ мира. «Боевой конь» получает новое звучание в Зальцбурге», - сказал скульптор. Его гигант олицетворяет мир, свободу, смирение и преодоление, так необходимые сегодня в обществе. Да, пожалуй, и само общество, в необузданном порыве страха потерять привычный комфорт и принять новые условия сосуществования, отражается в монументальном памятнике и напоминает о важности укрощения страсти отрицания разумностью терпения и взаимопонимания. Получился не только символ силы, но и толерантности, свободы, красоты и мужества — быть честными и искренними. Спелённутость и обездвиженность порыва — это работа над собой каждого из нас, мучительная, но без неё мы не сохраним нашу планету. И опоры статуи словно корни человеческой традиции и истории призывают нас к сдержанности и мудрости. Вот что даёт почувствовать и понять работа Анджея.

Глаза Буцефала — каждый 8 кг весом — выполнены из муранского стекла, в них «страх-ужас-любопытство-доверие» — вся гамма чувств, переполняющих нас при встрече с непознанным и непривычным. Статуя была вылита в Альтёттинге (Бавария), в одном из святых мест зарождения европейской культуры.

Банк Spaengler в Линце и Галерея R.Budja были приглашены на студийный визит к Анджею Петжыку. Монументальность, динамизм и универсальность — эти три термина характеризуют творчество мастера. Гости получили об этом убедительное представление в его работах.

Одержит ли сегодняшнее общество победу над самим собой? Лошадь — олицетворение бегущего животного. И люди бегут сегодня тысячами, из Африки, из Сирии, из политико-экономических кризисных зон по всему миру. Золотая лошадь символизирует всех беглецов, а светящиеся глаза тоски — это взгляд в душу, на беспрепятственное расстояние: всмотритесь в глаза других и делитесь душой своими. Этот конь без всадника, без генералов, без пьедестала величественно возвышается над умами наблюдателя, возвращая нас к трезвости.

«Памятник - эмоциональный и умственный батут для более свободного мышления и чувства. Большая часть моего детства застряла в этой лошади: дикость, сила, желание развязать внутренние комплексы, а также обуздать мою внутреннюю скачущую лошадь», - с энтузиазмом описывает своего коня Анджей.

Миниатюрный (65 кг) вариант «Золотого Буцефала» уже находится в собрании фирмы Swarovski

13.10.17 - Зальцбург


Рецензии