Довольно для тебя благодати Моей

Начнём с Писания, а потом немного поразмыслим над прочитанным.

2 послание Коринфянам 12:7-10:
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поэтому я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен».

Эти слова обычно относят к сфере исцеления и приводят как пример того, что Бог исцеляет не всегда. Не оспариваю общепринятую точку зрения. Предлагаю лишь поразмыслить и заглянуть в контекст. Для начала разграничим слова самого Павла и прямую речь Бога, слышанную Апостолом в Духе: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Ни в коем случае не ставя под сомнение то, что Павел действительно слышал в Духе именно эти слова, попробуем понять, что же они значили для Павла и что они значат сегодня для нас. Немного предыстории. Прочитаем ещё три места из писем того же Павла церквям.

1 послание Коринфянам 9 глава:
«1 Не апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело – вы в Господе?
2 Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
3 Вот моя защита против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницей сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем права не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не питается молоком от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: «Не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорит? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждой, и кто молотит, должен молотить с надеждой получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не тем ли более мы? Однако мы не пользовались властью, но всё переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых.
23 Но все это делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».

2 послание Фессалоникийцам 3 глава:
«Повелеваем вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по учению, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, –
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещали вам это: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Деяния апостолов 18:1-3:
«После этого Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого иудея по имени Акила, родом понтийца, и Прискиллу, жену его, недавно пришедших из Италии, – потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток».

Итак, перед нами вырисовывается некая картина. А именно, Павел, не желая быть похожим на шарлатанов, которые которые стригут овец Божьих, кормя их псевдодуховной пищей, постановил для себя честным трудом своих собственных мозолистых рук зарабатывать себе на кусок хлеба, и тому же учил своих соратников. При этом он прямо говорит, что Господь повелел проповедующим Евангелие питаться от благовествования. Таким образом, он имеет повеление от Господа питаться от благовествования, осознаёт это, и всё же поступает иначе. То есть, он придумал лучше, чем Бог. И теперь он пионер – всем ребятам пример, он не позорит дармоедством проповедь Евангелия. Молодец. Только вот как быть с Петром и иже с ним, которые, пойдя за Христом, оставили свои сети? Не укор ли это им, захребетникам? Можно ли опозорить Бога послушанием Богу? Можно ли прославить Бога непослушанием Богу? Вопрос риторический.
Хотелось бы разобраться в том, каков истинный смысл Божьего повеления проповедующим Евангелие питаться от благовествования. Во-первых, это призыв к свободе от пресмыкания перед этим миром. Все, кто хотел бы совершенно посвятить свою жизнь Богу, сталкиваются с дилеммой: если ты собираешься служить, на что ты будешь жить? Если ты собираешься зарабатывать, как ты себе представляешь полное посвящение? Мир держит железной хваткой, и пока ты пытаешься служить и вашим, и нашим, не выйдет ничего хорошего. Единственный выход – отпустить заботу, отпустить мир и позволить Богу вести тебя и обеспечивать. Сам Павел понимает, что никакой воин не служит на своём собственном обеспечении. Но вот это-то и нелегко: поверить, довериться, а главное – быть независимым от мнения мира, потому что всегда найдутся те, кто ткнёт в тебя пальцем: "Обеспечен? Жируешь, захребетник! Бедствуешь? Что ж тебе Бог твой не помогает?!"  А в жизни и через то приходится проходить, и через другое. Для того, чтобы применить к себе слова о том, что никакой воин не служит на собственном обеспечении, необходимо созреть до позиции воина, того, кто идёт на всё ради победы. Но как быть с Павлом? У него-то с этим всё в порядке. Уж он-то воевал - куда нам пока что. Почему же ты, Павел, решил шить палатки? Фарисей из фарисеев, ни дня до Христа не работавший? Вот, вот оно, близко. Уже слышится пробивающийся сквозь многовековую даль недовольный шепоток: "Пришёл тут, чужак, фарисей, втёрся в наше рабоче-крестьянское сообщество последователей Мессии…" Совесть. Там, где никто не может сбить тебя с правильного курса, враг будет давить на твою совесть, делая её своим пособником. Да, совесть – закон Божий, записанный в наших сердцах, Но, несмысленные ж вы галаты, кто надоумил вас, начавши Духом, оканчивать плотью, вновь порабощая себя закону? Дух Божий поднял Себе величайшего служителя, которому нет равных в Новом Завете, но враг нашёл ключ и к нему. Но Бог не отдаёт своих. Палатки шьём? Нет, Павел, не будешь ты шить палатки. Не сможешь даже нитку в иголку вдёрнуть! На Бога надейся, а не на дело рук своих. «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». 
Я не против труда, я за. Люблю делать всё, что может рука моя. Но любое производимое нами благо должно быть для людей Божьим благословением, а не позорящей Бога попыткой заработать себе на кусок хлеба. Ну вот, как-то так примерно. Соглашаться не обязательно.

2017, октябрь, 14


Рецензии