Немного о прихотях поэзии

      В стихосложении есть свои законы. С этим не поспоришь. У каждого дела есть общепринятый алгоритм.
      Но я - не о законах. Я - об отступлении от них.
      Как-то услышала: "Когда начинаешь спорить, подумай: ты хочешь быть прАвым - или счастливым?" Это значит, что если возникает в отношениях нечто спорное, требующее доказательств, то следует крепко подумать: а надо ли добиваться своей правоты? И чего ты добьёшься, когда докажешь?
      Однако теперь вопрос коснулся не моих личных амбиций, не моих интересов. Он касается сути и прав ПОЭЗИИ. И тут я не могу смолчать ни в коем случае, ради мира отношений отказываясь защищать ту, что составляет огромную часть моей жизни.
      ...Я вЫну клинок!..


      Жизнь тысячекратно доказала, что любая вещь требует не чугунного исполнения законов, а защиты её СУТИ!
      Сути всё равно, каким оружием её будут защищать, - ей важно остаться живой, а не выхолощенной и мёртвой.
      И желание Сути Поэзии - таково же!

      В японской поэзии первым, кто дерзнул дать бОльшую свободу стихам, был Мацуо Басё. Он провозгласил её - и благодарная Поэзия задышала свободней и легче. Она осталась жить с Поэтами, которые обращались вольно с рифмами и размерами, блаженствовала вместе с ними в стихии свободы, - как живут непосредственные дети, не имеющие представления о жёстких законах и рамках, - просто живут.

      ...Плачевна же судьба стихоплётов, не поцелованных Поэзией. Они, даже тогда, когда с великой натугой стараются соблюдать все законы стихосложения, остаются Непоэтами. Они удручающе жалки в своём непонимании, что их унылое блуждание по чужим путям не может принести им ни тепла, ни  счастья, ни славы. И упорство их прискорбно.


      - Пахать надо, мать! Работать над стихами! - снисходительно стал наставлять меня недавно один критик, вроде бы благожелательно относящийся ко мне. - Что это за рифмы, - стыдил он меня, - "гОда - природа", "отаве - травах", "признаний - наказанье", "угрозой - слёзы"? -
      Он считал, что идеально подходящая стиху рифма непременно должна иметь вид "любовь - морковь - кровь", "удаётся - предаётся", "лицА - концА", "стране - струне", и т.д.
      - Пахать?! - взвилась я, - да я пашу так, как редко кто пашет! -
      Но быстро осеклась, и подумала, что таким манером реакции я навряд ли добьюсь взаимопонимания, и решила подойти к решению задачи с другой стороны. Достала книги классиков современности, а также современных неклассиков, - и стала въедливо вчитываться в рифмы и размер всех их произведений. Нарыла серьёзную кучку примеров, рассортировала, и с большим удовлетворением приведу сейчас результаты этой работы.


      ...И вот я открываю наших любимых знаменитых поэтов, особое внимание обращая на те их вещи, которые известны всем и несомненно являются образцами настоящей, высокой поэзии.
      Выбор авторов был произвольным, случайным, - что под руку попалось.

      Итак.

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ:               АЛЕКСАНДР БЛОК:               НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ:

"стеблях - руках",            "гордыне - синий",            "враче - плюще",
"столОм - трудом",            "деревни - древней",          "друзья - был я",
"станков - умов",             "глухие - России",            "открытый - мытарь",
"прорастёт - народ".          "любви - аи".                "хвощах - плечах".

АННА АХМАТОВА:                ПАВЕЛ АНТОКОЛЬСКИЙ:           НИКОЛАЙ АСЕЕВ:

"не нам - отдана",            "эскадры - задран",           "игра - край",
"сильней - гостей",           "границам - гранитом",        "виадуке - дуги",
"скворешники - вешний",       (стихотворение "Иероним       "балкАми - не умолкая
"вороны - зелёный".            Босх" - вообще без рифм).    "жар - ножа".

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ:             ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ:          БОРИС ПАСТЕРНАК:

"ночных - городских",         "опоздал - звезда",           "полночь - на помощь"
"жизни - жизни",              "плоше - лошади",             "бок о бок - в оба",
"жужжит - летит",             "развяжись - жизнь",          "схоластик - страсти"
"скворцом - пирогом",         "химик - имя",                "зенита - планиде",
"дорогих - дверных",          "чушь - хочу",                "охватив - духоты",
"посидим - керосин",          "бис - самоубийств",          "схоластик - страсти"
"веков - отцов",              "дохлой - ни вздоха",         "инстинкт - тростник"
"вхруст - наизусть".          "свёл - всего".               "бег - ходьбе".

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН:                ЭДУАРД БАГРИЦКИЙ:

"пламенем - деревянные",      "рынок - путина",
"свеча - час",                "глазах - ушах",
"сад - плясать",              "моя - стукотня",
"зари - спирт",               "ныряет - трамваи",
"свете - ветви".              "греться - сердцем".


      Список неидеальных рифм можно продолжать ещё и ещё, но всё ясно и без этого. Настоящий поэт позволяет себе быть неидеальным - не из лени, а не желая нарушать трудноуловимый дух поэзии в стихе.
      ПОЭТУ ВОЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛИТЕЛЬНА!
      Вместе с тем, было бы несправедливым не отметить, что среди больших поэтов есть особо взыскательные к стихосложению. Среди их стихов бывает очень трудно найти даже допустимые неточности, - такой чеканный, безукоризненный у них строй стихов! В. Брюсов, А. Блок, А.Ахматова, П. Антокольский, - из них.


      А теперь - о теме менее приятной. Об идеальных рифмах - в плохих стихах.

      Бесконечно потрясает меня способность очень многих стихотворцев жить в добровольном заблуждении! Чем ещё, если не заблуждением, можно назвать убеждение человека, полагающего, что словА с рифмами, выстроенные столбиками, - и есть Поэзия?.. Над "поэтами", безнадёжно запутавшимися в километрах своих рифмованных строк как котёнок в серпантине, Поэзия откровенно хохочет, - не рыдать же ей над ними! Ведь графоманство не трагично, а смешно!
      Что мешает бедолагам освободиться от своих заблуждений? Ведь Поэзия - вот она - только руку протяни?

      Это просто, - проще не бывает:
      
      ЧИТАЙТЕ ВЕЛИКИХ!

               
      


    


Рецензии
Конечно, рифма, размер и ритм стиха являются всего лишь средствами достичь основной цели - взволновать чувства и породить новые мысли.
Но Вы уж больно строги к тем, кто любит поиграть словами, обзывая их графоманами и заблуждающимися бедолагами. Мне, кому не чужда эта забава, аж стало неприятно и даже стыдно за своё увлечение((
Не будет графоманов, неоткуда будет взяться настоящим поэтам и писателям.
Спасибо, уважаемая Инна!

Рефат Шакир-Алиев   21.08.2021 01:18     Заявить о нарушении
Рефат, Вы меня поразили!..
По-Вашему, если бы не было графоманов, то не было бы и настоящих писателей и поэтов?!
Это же АБСУРД!
Вы хотите сказать, что, к примеру, Пушкин вышел из графоманов?! А Ника Турбина, которая с самого маленького возраста - Поэт?
И ещё. Если я буду вечно беспокоиться за нежные самолюбия всех на свете, то мне придётся заткнуться навеки и молчать!
"Немного о прихотях поэзии", "Воз глиняных свистулек", "Я не умею писать стихи", "Заходите! С материалами", - все эти вещи каждый раз вызывают обиду и негодование именно ГРАФОМАНОВ. Значит, это та лакмусовая бумажка, которая и выявляет их!))) Ведь НИ ОДИН талантливый автор (которых я уважаю за несомненное дарование) ни разу! не обиделся за эти вещи, а наоборот - согласился!
Уважаемый Рифат! Я не имею ни малейшего желания Вас уязвить, но и молчать, когда НАДО говорить, не буду. Кому не нравится - может просто выкинуть это из головы.

Инна Люлько   21.08.2021 06:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.